Найти в Дзене
кНИЖный район

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕ

Вопрос об установке памятника поднимался давно, подписка на него шла довольно медленно. Проекты, представленные российскими скульпторами на конкурс весною 1873 года, никого не удовлетворили. Это были в большинстве случаев неудачные измышления в ложноклассическом стиле. Тут был Пушкин, драпированный шинелью наподобие римской тоги. Пушкин, сладко прижимающий к груди лавровый венок. Пушкин, беседующий с музой. Тут были гении лирики и драмы, были фигуры Евгения Онегина, Алеко, Татьяны Лариной… Это был какой-то хаос с отсутствием идеи. После второго конкурса предпочтение было отдано проекту академика А.М. Опекушина. Скульптор – выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи. Его композиция была лучше прочих и выгодно отличалась реалистичной трактовкой сюжета. Опекушин изобразил поэта в обычном платье 20-30 годов XIX столетия, слегка сгладив уродливости тогдашней моды. Одна рука классика заложена за борт жилета, другая, с мягкой шляпой – за спину. На лице тихая скорбь и та грус

Вопрос об установке памятника поднимался давно, подписка на него шла довольно медленно. Проекты, представленные российскими скульпторами на конкурс весною 1873 года, никого не удовлетворили. Это были в большинстве случаев неудачные измышления в ложноклассическом стиле. Тут был Пушкин, драпированный шинелью наподобие римской тоги. Пушкин, сладко прижимающий к груди лавровый венок. Пушкин, беседующий с музой. Тут были гении лирики и драмы, были фигуры Евгения Онегина, Алеко, Татьяны Лариной… Это был какой-то хаос с отсутствием идеи.

После второго конкурса предпочтение было отдано проекту академика А.М. Опекушина. Скульптор – выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи. Его композиция была лучше прочих и выгодно отличалась реалистичной трактовкой сюжета. Опекушин изобразил поэта в обычном платье 20-30 годов XIX столетия, слегка сгладив уродливости тогдашней моды. Одна рука классика заложена за борт жилета, другая, с мягкой шляпой – за спину. На лице тихая скорбь и та грустная задумчивость, которая так часто сквозит в его лирических произведениях.

-3

8 мая 1880 года была окончательно собрана и утверждена на пьедестале статуя памятника А.С.Пушкину. Для руководства работами по ее сборке и установке из Петербурга специально прибыл автор Александр Опекушин.

На торжество из северной столицы и других городов съезжались многие почетные гости, ученые, представители различных учреждений и обществ, депутации от литературы, газет и журналов. Вся образованная Россия готовилась торжественно открыть памятник своему величайшему поэту.

А.М. Опекушин
А.М. Опекушин

Из журнала «Будильник»:

«С девяти часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками; четыре громадные, очень изящные газовые канделябры окружали памятник; сзади виднелись восемь яблочковских электрических фонарей… На крышах и в окнах соседних домов группировалась тесная масса зрителей…»

Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом стечении народа монумент Пушкину на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, был открыт.

-5

Николай Дмитриевич Телешов «Записки писателя». «Памятник Пушкину»:

«Когда я был еще подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году 6 июня открывался памятник Пушкину – первый памятник писателю.

Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал: «Сегодня на нашей улице – праздник!»

Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей – Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва.

Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. Возглашая тост за русскую литературу, он говорил: «Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности... Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов...»

Вечером в торжественном концерте, состоявшемся при участии огромного оркестра и знаменитых артистов, Достоевский, выйдя на эстраду, сутулясь и ставши как-то немножко боком к публике, прочитал пушкинского «Пророка» резко и страстно: «Восстань, пророк!..»

И закончил с необычайно высоким нервным подъемом: «Глаголом жги сердца людей!..»

Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнес их не актер, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта».

Вечер в Московском Благородном собрании, посвященный А.С. Пушкину
Вечер в Московском Благородном собрании, посвященный А.С. Пушкину

В честь Пушкина в Москве устраивались художественно-музыкальные вечера, обеды. Общество любителей российской словесности издало для народа новые материалы, брошюры под редакцией И.С.Тургенева. Лучшие московские артисты по всем отраслям искусства – Н.Г.Рубинштейн, И.В.Самарин, К.А.Трутовский – взялись за устройство концертов, живых картин и пр. В одной скульптурной мастерской приступили к изготовлению различной величины бюстов и копий с памятника. Три дня продолжался Пушкинский праздник.

Автор: Винокурова Э.Е., главный библиотекарь ОМОРиМ ЦРБ им.В.Г.Короленко