Вопрос об установке памятника поднимался давно, подписка на него шла довольно медленно. Проекты, представленные российскими скульпторами на конкурс весною 1873 года, никого не удовлетворили. Это были в большинстве случаев неудачные измышления в ложноклассическом стиле. Тут был Пушкин, драпированный шинелью наподобие римской тоги. Пушкин, сладко прижимающий к груди лавровый венок. Пушкин, беседующий с музой. Тут были гении лирики и драмы, были фигуры Евгения Онегина, Алеко, Татьяны Лариной… Это был какой-то хаос с отсутствием идеи. После второго конкурса предпочтение было отдано проекту академика А.М. Опекушина. Скульптор – выходец из простого народа, из крепостной крестьянской семьи. Его композиция была лучше прочих и выгодно отличалась реалистичной трактовкой сюжета. Опекушин изобразил поэта в обычном платье 20-30 годов XIX столетия, слегка сгладив уродливости тогдашней моды. Одна рука классика заложена за борт жилета, другая, с мягкой шляпой – за спину. На лице тихая скорбь и та грус