Личность митр. Григория (Чукова) все более и более вызывает интерес у современных исследователей[1] . О митрополите Григории (Чукове) написано несколько монографий[2] , а также ряд статей[3] . Постоянно публикуются выдержки из его дневников, различные проповеди и прочее наследие. Это свидетельствует о том, что всё яснее начинает осознаваться вклад митр. Григория в развитие различных сторон деятельности возглавляемым им епархий и, в целом, Русской Православной Церкви.
Митрополит Григорий (Чуков), в миру Николай Кириллович, родился 01.02.1870 г. в Петрозаводске. В 1895 г. окончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. После завершения обучения исполнял различные послушания на Оловецкой земле. 14 апреля 1897 г. рукоположен во иерея. 1907 г. возведен в сан протоиерея. В сентябре 1918 г. переехал в Петроград. Здесь неоднократно арестовывался, а на знаменитом Петроградском процессе 1922 г. и вовсе был приговорен к расстрелу (замененному тюремным заключением). В 1935 г. был выслан из Ленинграда, как и многие другие священнослужители. 13 октября 1942 г., будучи уже вдовым, он принял монашеский постриг от рук архиеп. Алексия (Палицына), а уже на следующий день состоялась его архиерейская хиротония, которую возглавил митр. Сергий (Страгородский). Изначально был избран на Ульяновскую кафедру, однако на второй день после хиротонии был возведен архиепископом и назначен на саратовскую кафедру, с 1943 г. — Саратовский и Сталинградский. В 1944 г. был перемещен на Псковскую кафедру, а в 1945 г. стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, под управлением которого находились также Псковская, Олонецкая, Эстонская епархии и русские приходы в Финляндии[4] .
Речь пойдет о взаимоотношениях митрополита с советской властью и его отношении к власть имущим. Ещё во время Великой Отечественной вой ны в сентябре 1943 г. по постановлению Совнаркома СССР был образован Совет по делам Русской Православной Церкви, в результате чего в Ленинград и Ленинградскую область был назначен уполномоченный данного совета, который приступил к работе в начале 1944 г. Круг обязанностей уполномоченного был достаточно широк. Он рассматривал поступавшие ходатайства об открытии храма, регистрировал религиозные общества, согласовывал регистрацию того или иного священника, вел учет религиозных обществ и культовых зданий. Одной из главных задач, которая стояла перед уполномоченным — «наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений правительства, относящихся к Русской Православной Церкви, и за выполнением договоров о пользовании молитвенными зданиями и культовым имуществом»[5] . Уполномоченным был назначен А. И. Кушнарев, который всё десятилетие служения владыки Григория занимал данный пост. Принимать дела в Ленинград архиеп. Григорий прибыл 30 мая и за короткое время после приезда вместе с митр. Алексием (Симанским) трижды встречался с уполномоченным. Тогда же и началось их взаимодействие. Общий благоприятный курс в отношениях советского правительства и Церкви в послевоенный период ставил перед митр. Григорием непростые задачи: необходимо было увеличивать количество священнослужителей, открывать Духовную школу и храмы в епархии.
После предписания Синода в 1945 г. открыть Пастырско- богословские курсы в нескольких городах, в том числе и в Ленинграде, архиеп. Григорий занялся подбором здания, где они могли бы расположиться. Безусловно, данное дело решить возможно было только совместно с уполномоченным. Тот, в свою очередь, согласился с выбором архипастыря, который пал на здание бывшей Санкт- Петербургской духовной семинарии[6] . Не без определенных сложностей удалось подготовить здание и открыть курсы, хотя следует подчеркнуть, что Кушнарев в данном деле во многом соглашался и содействовал архипастырю в решении многих вопросов. К примеру, в одном из своих дневников владыка Григорий писал после встречи с уполномоченным 27 марта 1946 г.: «порешили с ним (А. И. Кушнаревым. — А. С.) массу дел, накопившихся за время его отъезда (с 12 марта)»; в том числе уполномоченный обещал найти инженера, которого пригласит как епархиального (на оклад 5000 руб лей) и поручит «[ему] ремонт под руководством ректора (нового)»[7] части исторического здания, где расположились курсы. Впоследствии курсы были преобразованы в Ленинградскую духовную семинарию.
Довольно часто владыка Григорий (Чуков) беседовал с Г. Г. Карповым, председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Правительстве СССР, решая вопросы передачи храмов и различных зданий, а также иные вопросы Ленинградской епархии[8] . К примеру, митрополит писал: «После обеда я долго (полтора часа) был у Карпова. Выяснил все вопросы. О здании (Академии), Казанском, Александро-Невском и Сампсоньевском соборах и о митрополичьем доме он проведет вопрос при личном докладе у Сталина (вероятно, на этой неделе)»[9] . Митрополит, к слову, иногда жаловался Карпову на местного уполномоченного. К примеру, в одной из бесед Георгий Григорьевич сказал владыке, что «мы позвоним тов. Кушнареву, чтобы он не вмешивался в дело распределения площади»[10], которая некоторое время назад была передана епархиальному управлению. Часто, действительно, уполномоченный на себя брал больше обязанностей, чем это было регламентировано законом, всецело стараясь контролировать все церковные процессы.
Именно благодаря постоянному взаимодействию с властью владыке Григорию удалось договориться об устройстве канцелярии и собственной квартиры в СвятоДуховском корпусе Александро- Невской Лавры. Отметим, что владыка стремился возвратить как можно больше зданий Лавры, у стен и в стенах которой размещались разные организации. Например, митр. Григорий добился в октябре 1951 г. через уполномоченного удаления от ворот Лавры пивного ларька. Заботясь о поруганной обители, митрополит мечтал и о возвращении главной святыни — Свято- Троицкого собора. С этой просьбой в июле 1953 г. владыка обратился к Кушнареву. История возвращения святыни затянулась на несколько лет. В одном из писем патр. Алексию (Симанскому) в марте 1954 г. митрополит сообщал: «Наш уполномоченный выехал в Москву, по-видимому, на совещание. Некоторые вопросы (о месте погребения архиереев, о Троицком соборе, о строительстве нескольких церковных зданий) все еще ждут решения из-за неприезда сюда Г. Г. Карпова»[11]. К сожалению, собор передали лишь в 1956 г., только через год после кончины владыки, но именно митр. Григорий, благодаря своей активной деятельности и взаимодействию с властью, ускорил решение данного вопроса.
Следует отметить, что несмотря на постоянное взаимодействие с советскими властями, владыка всегда старался отстаивать интересы Церкви, порой не идя на те или иные компромиссы. После антицерковного постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. Совет по делам РПЦ 21 сентября 1954 г. докладывал в ЦК КПСС, что митр. Григорий подготовил Патриарху докладную для передачи председателю Совета Карпову «о нежелательных результатах и недопустимости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против РПЦ». Интересно, что собственное окружение митрополита в лице одного из ближайших его помощников прот. Александра Медведского, пыталось убедить владыку этого не делать, однако владыка был непреклонен. К слову, о. Александр о его разговоре с митрополитом сообщил местному уполномоченному. Уже в скором времени, 9 октября, на день памяти покровителя Ленинградской академии — апостола и евангелиста Иоанна Богослова — владыка выступил с обращением к учащимся, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций. Твердая позиция архипастыря способствовала частичному изменению политики советского правительства относительно научно-атеистической пропаганды, которое уже в ноябре месяце издало соответствующее постановление[12]. Нужно отметить, что Святейший Патриарх Алексий с большим внимание относился к письмам и личным беседам с владыкой Григорием, тем самым подчеркивая его авторитет в том числе и для советской власти.
Заметим, что, окормляя другие области, митр. Григорий не всегда столь тесно взаимодействовал с уполномоченными. Так, в ежегодном отчете Новгородской епархии за 1947 г. было сказано, что с Новгородский уполномоченный А. Городецкий «по назначении своем ни разу не сделал ни одной попытки познакомиться с Управляющим Епархией…»[13] Указывалось, что всё взаимодействие ограничивалось лишь официальными сообщениями между канцелярией митрополита и уполномоченным. Уже после смерти митр. Григория в одном из своих докладов следующий Ленинградский уполномоченный Ф. С. Федосеев даст интересную характеристику владыке Григорию: митрополит «всячески пытался игнорировать Уполномоченного, запрещал духовенству посещать Уполномоченного, заявляя, что «что это я только один и должен вести все деловые разговоры с Уполномоченным»… Не терпел никаких советов Уполномоченного и если узнавал про отдельные советы, рекомендованные Уполномоченным, то, как правило, делал все наоборот… С таким человеком работать было очень сложно»[14].
Пройдя тернистый пусть испытаний 20‑х и 30‑х гг. XX столетия владыка Григорий прекрасно понимал, что священнослужители, обращавшиеся к уполномоченным или другими представителями власти, могут не только помогать, но и вредить Церкви. Как писал сам А. И. Кушнарев в одном из своих докладов, цитируя слова прот. Николая Ломакина, который последний сообщил уполномоченному: «23 декабря я был на приеме у митрополита… не успел я поздороваться с ним, как он обрушился на меня с обвинением, зачем я бываю у Уполномоченного… и рассказываю ему о работе епархиального совета, и о разных церковных мероприятиях епархиального управления»[15].
Подводя итог, следует ещё раз обратить внимание на ту грамотность и лаконичность взаимоотношений, которые выстраивал митр. Григорий (Чуков) с советским правительством. Будучи настоящим дипломатом, он при этом был непоколебим относительно вопросов, касающихся непосредственно церковной жизни и деятельности. Выслушивая те или иные советы, он всегда самостоятельно принимал решения, зачастую полностью противоположные, предложенные правительственными «советчиками». Владыка понимал, что он отвечает за Церковь, т. е. за каждого человека — за пастырей и пасомых. Как вспоминал его современник: «Не для себя он старался жить, а для людей, с которыми жил работал. Это какое-то особое чувство “отдавать” вместо того, чтобы принимать»[16].
Ссылки и примечания:
1 См. к примеру: Состоялся круглый стол, посвященный 155‑летию со дня рождения и 70‑летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) / Санкт- Петербургская Духовная Академия // URL: https://spbda.ru/news/ sostoyalsya- kruglyj-stol-posvyashchennyj‑155‑letiyu-so-dnya-rozhdeniya-i‑70‑letiyu-so-dnyakonchiny- mitropolita-leningradskogo-i-novgorodskogo- grigoriya-chukova/ (дата обращения 23.03.2025); В Академии на Неве прошла конференция, посвящённая митрополиту Григорию (Чукову) / Санкт- Петербургская Духовная Академия // URL: https://spbda.ru/news/v-akademiina-neve-proshla- konferentsiya-posvyashchyonnaya- mitropolitu-grigoriyu- chukovu (дата обращения 23.03.2025).
2 Cм.: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно- просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. 736 с.
3 См.: Кашеваров А. Н. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в памяти современников // Вестник Исторического общества Санкт- Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (17). С. 82–88; Его же. Деятельность митрополита Григория (Чукова) в контексте частичного возвращения святых мощей в 1940–1950‑х гг. // Вестник Исторического общества Санкт- Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (14). С. 30–39, и др.
4 См. подробнее о жизненном пути митр. Григория: Александрова- Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович) // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 592–598.
5 Подмарицын А. Г. Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК/ СМ СССР по Куйбышевской Области в 1943–1965 годах // Социум и власть. 2013. № 3 (41). С. 112.
6 Александрова- Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50‑летию преставления // Санкт- Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 2006. Вып. 34. С. 110.
7 Цит. по: Александрова- Чукова Л. К., Галкин А. К. «От первого лица»: Богословско- пастырские курсы в Ленинграде в дневниках, резолюциях и письмах митрополита Григория (К двум 75‑летним юбилеям открытия духовных школ: 22 ноября 1945 г. и 14 октября 1946 г.) // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 79.
8 Сохранились записи некоторых бесед Г. Г. Карпова и митр. Григория. См.: СанктПетербургская (Ленинградская) епархия в 1944–1991 годах: документы и лица / сост. М. В. Шкаровский. СПб., 2022. С. 116.
9 Цит. по: Александрова- Чукова Л. К., Шкаровский М. В. Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро- Невской Лавры в 1945–1955 гг. / Санкт- Петербургская Духовная Академия // URL: https://spbda.ru/publications/lidiya- aleksandrova-chukova- mihailshkarovskiy- borba-mitropolita- grigoriya-za-vozvraschenie- cerkvi-hramov- aleksandro-nevskoylavry-v‑1945–1955‑gg/ (дата обращения 23.03.2025).
10 ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 3. Д. 34. Л. 41.
11 Цит. по: Александрова- Чукова Л. К., Шкаровский М. В. Борьба митрополита Григория…
12 10 ноября 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно- атеистической пропаганды среди населения».
13 ГАНО. Ф. Р‑4110. Оп. 1. Д. 58. Л. 2.
14 ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 3. Д. 44. Л. 35.
15 Цит. по: Санкт- Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944–1991 годах. С. 127.
16 Заболотский Н. А. Митрополит Григорий (Чуков) — личные воспоминания // Сорокин В., прот. Исповедник. С. 480.