Шкатулка, в которой слоями сложены музыкальные инструменты, просроченные фотоплёнки, чайные, шум пересекающего Босфор парома, цветная коробка с Рахат-лукумом, лабиринты мощёных брусчаткой улиц, красный не заблудившийся трамвай на улице Истикляль.
Шкатулка, в которой тысячи и одна виниловая лавка, старинные двери и винтовые лестницы парадных, жёлтые таксомобили, разномастные коты, устремлённые в высокое небо, но точнее сказать, заземлённые соборные мечети, граффити как не страшный сон коммунальщиков и бар «Юра Гагарин» в районе Бейоглу.
Стамбул - призрачный город, куда в уже далёкие ламповые нулевые в поисках звуков музыки полетел германский басист Александр Хаке, чтобы стать героем документальной ленты «По ту сторону Босфора».
Но как начиналась та история? Александр Хаке стал заворожённым Стамбулом после участия в съёмках фильма режиссёра Фатиха Акина «Головой о стену». Тот фильм снимался в начале двадцать первого века на берегах Босфора, и композитору фильма Хаке во время работы отовсюду слышалась музыка. Да что музыка, музыкальный гиперреализм: джаз, психоделик, абстрактный хип-хоп, рокабилли. Спустя время он вернулся, чтобы найти тех, кто играл для него эту музыку.
Так начались съёмки документального фильма «По ту сторону Босфора», где главная роль принадлежит композитору, музыканту немецкой группы Einsturzende Neubauten Александру Хаке. Он гуляет по турецкому мегаполису, говорит с музыкантами, слушает их, наблюдает за ними, молчит вместе с ними, записывает живое звучание ансамбля, состоящего, например, из турецких цыган.
Музыкальное, но монтажно-грубое и резкое, антистатичное, и живое аудиальное кино с контрастно-цифровой визуальной стилистикой моментами зависает в медитации. Но затем снова разгоняется. Не вправе перевести дыхание. Но с постоянными кофе-брейками и чаепитиями, пивными барами и стремительными проходками по суетным улицам. Таков Стамбул.
Фатих Акин и Александр Хаке составили идеальный музыкальный путеводитель по Стамбулу начала века: здесь психоделический андеграунд «Баба Зула», первый турецкий хиппи Эркин Корай, почти архетипичный фольклор Орхана Генджебая, и иконы своего времени «Дым» и «Репликас», турецкий хип-хоп «Сeza».
«Сердце моё, Бейоглу, мысли мои, Кёдыкёй», или «Город забирает нашу кровь, но за это стоит умирать», или «Громкий шум реки как звук моих слёз». Всё это цитаты из треков музыкального Стамбула нулевых.
Теперь та эпоха растворилось как дым. Изменилась музыка. Стала иной визуальная матрица. По тому спокойному и наивному десятилетию теперь только и есть, что ностальгировать.
2005 год. Исследовав музыкальную культуру города, и приняв хитрый, но творческий прищур Стамбула, Александр Хаке зависает возле отеля в ожидании такси, что увезёт его в аэропорт.
Сцена прощания.
«Мне пора уезжать. Я не смог понять этот город. Я увидел только самый верхний слой», - говорит герой. Зритель солидарен. Это Стамбул. Он всем открыт, но на самом деле всегда призрачен и недостижим.