Найти в Дзене

Юрий Александрович: Стажеры возвращаются полноценными и перспективными врачами, перед которыми открыт целый мир

Врачи-стажеры Педиатрического университета отправились в регионы России на помощь коллегам и пациентам. Потребности конкретных регионов определяются по заявкам местных властей, а также согласно рекомендациям министерства здравоохранения России. Этой осенью ординаторы СПбГПМУ помогут Чукотскому автономному округу, Дагестану и Республике Алтай.

Почему в России возникла необходимость в подобных проектах, как реагируют ординаторы и студенты, как встречают гостей в регионах? На эти и другие вопросы нам ответили проректор по послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию и региональному развитию здравоохранения, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии ФП и ДПО Юрий Александрович, а также начальник отдела ординатуры Юлия Кузнецова.

Юрий Александрович: Стажеры возвращаются полноценными и перспективными врачами, перед которыми открыт весь мир

- Любой ординатор может поехать в регионы в качестве врача-стажера?

- Нет, не любой. Во-первых, только ординаторы второго года обучения. Во-вторых, они должны иметь положительную оценку по двум промежуточным аттестациям, зимней и летней за первый год обучения. Тогда они подают заявку, с ними проводят собеседование и осуществляют допуск к работе.

- Практика не заменяет учебу?

- Что такое ординатура? По сути, это работа врача у постели больного. Врач ведь не учится, только сидя за партой. Будущий врач учится работать с наставниками. Первый год ординаторы проходят, в основном, теоретическую подготовку, а второй год это уже стажировка, она и требует практической работы.

- В Петербурге врачи могут не получить такой практики?

- В Петербурге специалист может годами ждать допуска на некоторые процедуры, потому что у нас пять только крупных медицинских вузов и крайне высока конкуренция между врачами. А в той же Республике Алтай, например, вообще нет медицинских вузов, и регион испытывает жесткий дефицит кадров. Наш ординатор, отправляясь туда стажером, не только исполняет свой врачебный долг, помогая нуждающимся пациентам, но и получает опыт, который далеко не всегда сможет получить здесь, в Петербурге. То есть эта практика стажировки помогает нашим врачам состояться в профессии. А состоявшегося врача хорошо видно в таких специальностях, где сразу видны результаты твоей работы, например, в хирургии. Или ты умеешь, или не умеешь. И вот такие состоявшиеся врачи потом возвращаются, активные, целеустремленные, перспективные. Целый мир потом открыт перед ними.

- А почему раньше не работал этот проект, раз он такой полезный во всех отношениях?

- Нужно было решить много бюрократических и юридических формальностей, ранее не позволяющих стажерам работать выше, чем в первичном медицинском звене. Ведь смысл стажировки в том, что врача-стажера сейчас берут в медицинские учреждения на полноценную врачебную ставку, оформляют его, платят все положенные социальные и страховые отчисления. Два года назад в стране была создана такая юридическая база и вот мы второй год отправляем стажеров в регионы России. Только на Чукотку сейчас полетят 11 наших ординаторов, помогать коллегам в Анадыре по направлениям онкология, акушерство, неонатология и другим, не менее важным.

- А бывает, что ординаторы отказываются лететь в провинцию на стажировку? Их клеймят позором?

- Ну, комсомольских собраний сейчас нет, клеймить негде. Но причины отказов бывают разные: например, некоторые ординаторы арендуют квартиру, и если улетят, потеряют выплаченные авансом деньги. Многие уже работают в Петербурге и области в медицинских учреждениях, и не могут просто так покинуть рабочее место на несколько месяцев. А кто-то может сказать просто – не хочу. Ну, это их право. Но я повторюсь – те, кто не боится и не ленится испытывать себя в разных ситуациях, становятся сильными и успешными профессионалами, которых потом всем видно. А те, кто сидят в своих норках неподвижно, становятся неинтересны. Я иногда наблюдаю такую картину – студент заканчивает вуз, идет в ординатуру, заканчивает ее, а потом идет во вторую. Спрашиваешь его, зачем, ведь вторая ординатура платная. Ответ – ну, деньги есть, вот хочу еще поучиться, маловато знаний. А на самом деле человек просто боится вынырнуть во взрослую, ответственную жизнь, он привык учиться, и больше ничего не умеет и, главное, не хочет уметь. И вот стажерство – оно даже таким людям поможет состояться в профессии, это будет для них профессиональная адаптация.

Юлия Кузнецова: Наша задача – проинформировать, помочь и организовать

-2

- К нам с прошлого года регулярно обращаются территориальные медицинские власти, чтобы пригласить наших ординаторов для работы в качестве врачей-стажеров. В прошлом году это была Карелия. А в этом году к нам на столетний юбилей университета приехало огромное количество коллег со всех уголков России и просьб закрыть потребности их медицинских учреждений, особенно в период отпусков, стало намного больше. Ну, мы стараемся.

- А вы сами выбираете регионы?

- Нет, тут мы действуем от обратного – регионы присылают нам свои запросы, мы информируем ординаторов и формируем группы, исходя из откликов ординаторов и наших возможностей. Иногда, кстати, бывают инициативы от самих ординаторов – так, недавно приходила девушка, ординатор, она очень хотела пройти стажировку в Ямало-Ненецком автономном округе. Приходили ребята, которые хотели отправиться поработать в Красноярский край. Пришла девушка, которая говорит, что хочет поехать в Псков. Ее никто не запрашивал из Пскова, и не просил её приехать. Но она настойчиво говорит, я хочу туда. Что ж, посмотрим, что можно сделать.

- Проинформировать, помочь и организовать – это ваша задача?

- Именно так, проинформировать, помочь и организовать. Свяжемся с региональными властями, уточним потребность в стажерах и организуем выезд.