Часть 2
Рождение ребенка всегда было и остается важным событием для родителей. Главное пожелание – крепкое здоровье малышу. В наши дни беременность и роды сопровождаются достижениями медицины: женские консультации, современная аппаратура и лекарства помогают избежать многих проблем. В дореволюционной России о таком уровне заботы даже не мечтали.
Более того, в крестьянских семьях часто отдавали предпочтение рождению мальчика. Это было связано с получением земельного надела от общины и с тем, что будущий работник всегда ценился в большом хозяйстве. А что же девочка? Для многих она становилась «лишним ртом», не могла выполнять тяжелую работу и не претендовала на землю. Ведь, как известно, «что посеешь, то и съешь» – без своего клочка земли прожить было крайне сложно.
Возможно, именно поэтому в наши дни мальчики так желанны, а рождение девочки иногда воспринимается как досадная неприятность. Век назад судьба крестьянских девушек была незавидной. Современное поколение, привыкшее к иным условиям жизни и защищенное законами РФ, вряд ли смогло бы прожить и неделю в той реальности.
Детство — самая прекрасная и беззаботная пора. Как же хочется вернуться в те годы! Однако, думается, крестьяне начала XX века, будучи взрослыми, вряд ли вспоминали свое детство с такой ностальгией. Стоило взглянуть на девочку, едва научившуюся ходить, чтобы понять ее дальнейшую, зачастую нелегкую, жизнь.
Примерно до двенадцати лет она становилась нянькой для младших братьев и сестер, пока мать трудилась в поле. Заплачет грудничок – и малолетняя няня, сама еще ребенок, заливается слезами: «Матка, матка! Он плачет!» А мать, занятая работой, кричит в ответ: «Калыши, калыши его!» Девочке же так хотелось побегать за бабочками, собрать полевые цветы, но оставить малышей она не могла. Так и ревели дети вместе, пока мать не закончит работу.
Как только одна девочка справлялась с обязанностями няньки, ее место занимала следующая, а первая отправлялась прясть или помогать жать. И только лет с семнадцати наступало время, когда можно было хоть немного отдохнуть от постоянного ухода за детьми. Хотя летняя работа в поле и зимняя прялка никуда не исчезали, это время считалось лучшим: кричащих младенцев качали уже другие, а в праздники можно было повеселиться с подругами. Вскоре наступал черед выходить замуж, рожать своих детей и снова заниматься их воспитанием.
Мальчикам жилось несколько легче. Они могли пойти в школу, научиться грамоте, читать молитвы. И это было не просто желание, а необходимость. Маленький мальчик, взваливая на свои плечи заботу о младших, освобождал мать для полевых работ. Иначе пришлось бы нанимать няньку на лето, что для многих крестьянских семей было непозволительной роскошью.
В крестьянской семье работа находилась для каждого по возрасту и силам, начиная примерно с семи лет. Хозяйка, как правило, распределяла домашние обязанности, а хозяин руководил полевыми работами. Слаженная работа и взаимопомощь были залогом семейного благополучия. Каждый старался выполнить свою часть работы, от этого зависело благосостояние всей семьи, и подвести было нельзя.
Современное поколение, кажется, утратило эти важные корни. Всевозможные гаджеты, вместо того чтобы облегчать жизнь, зачастую ее усложняют. Модные смартфоны, стильные рюкзаки и одежда так поглощают время подростка, что он перестает осознавать себя рабом этих вещей. У детей того времени тоже были свои "«гаджеты». Пусть они были неуклюжими и не столь современными, но служили конкретным целям, а не для хвастовства или стремления занять доминирующее положение в компании.
В каждом современном смартфоне есть календарь с заметками. А вот 120 лет назад календарь ученика выглядел так:
А модный школьный рюкзак начала XX века выглядел вот так:
И что примечательно, на лицах детей того времени не видно недовольства или зависти. Напротив, они выглядят счастливыми, дружными и веселыми.
Представьте себе эту модную сумочку! Невероятно, но факт: сегодня она ценится дороже изделий именитых брендов, ведь это настоящий музейный экспонат.
Несмотря на то, что детство в дореволюционной России считалось прекрасной порой, оно было непростым, но полным радости. Именно так, вчерашние девчонки и мальчишки, перешагнув порог подросткового возраста, вступали в юность. По меркам того времени, это были первые шаги во взрослую жизнь, о которой мы и поговорим.
Драки, свадьбы и первые шаги во взрослую жизнь
По праздникам крестьяне собирались у кабака. Но это вовсе не означало, что все поголовно злоупотребляли алкоголем. По свидетельствам корреспондентов того времени, мужчины выпивали лишь в исключительных случаях: на свадьбах, ярмарках и больших деревенских праздниках. Число пьяниц среди крестьян было значительно меньше, чем в других сословиях. В кабак же ходили ради развлечения, чтобы увидеть и показать себя, обменяться новостями о деревенских делах. Сегодня такие походы можно сравнить с мужскими посиделками в гаражах после работы. Женщины же летом предпочитали собираться на завалинке у дома, а зимой чаще оставались дома.
А чем же занималась молодежь в это время? У юного поколения были свои развлечения в зависимости от времени года. Весной девушки водили хороводы на улице.
Парней в эти хороводы не допускали. Они же, в свою очередь, играли в орлянку и карты. Азартные игры тогда увлекали многих молодых людей. Самым любимым праздником среди молодежи была Троица. В преддверии этого дня проводилась генеральная уборка во всех постройках, подметались улицы перед домами, наводился порядок в сараях, а перед домами высаживались деревья. Каждая изба украшалась березовыми ветками. Девушки отправлялись в лес за целебными травами. В сам праздник вся молодежь обязательно шла в церковь, а после этого – плести венки. Вот тут-то и начиналось самое интересное: парни присоединялись к девушкам, и начинались разнообразные игры. Веселье продолжалось до упаду на лесной поляне, куда съезжались гости из всех окрестных деревень. Наигравшись вдоволь, все разводили общий костер, на котором готовили себе полдник. Среди угощений были яичница, ветчина, сало. Творог со сметаной замешивали в больших кадушках и всё это поглощалось с пресными ржаными лепешками. Подкрепившись, завивали на березах венки, прощались и расходились по домам, а в конце дня возвращались в свои деревни с громкими песнями.
Спустя неделю, в Петровское заговенье, молодежь вновь собиралась на том же месте. Все повторялось: после полдника срывали оставленные на березах венки, надевали их на голову и начинали мастерить большую куклу – Купалу. Весело проведя время, шли домой. По пути заглядывали на ближайший пруд или речку, где бросали Купалу в воду, пытаясь ее утопить. Венки летели туда же: считалось, что чей венок утонет, того желание не исполнится. Конечно, такому способу гадания никто не придавал особого значения. Все гулянья проходили мирно, но, по слухам, случались и неприятности в виде драк между парнями из разных деревень. На Ивана Купала собирали травы, которые зимой использовали для лечения кашля, а в Петров день водили последние хороводы.
В Святочные вечера вся молодежь собиралась в отдельной избе или в бане. Начинались игры с переодеваниями: изображали медведя и его вожака, журавля, а также персонажей «Микиту» и «Хавронью». Пели любимые песни и гадали. Костюмы были простыми: для медведя использовали шубу шерстью вверх, обернув голову овчиной. Вожаку привязывали льняную бороду, растрепывали волосы и вешали на шею коробку. Журавля изображали с помощью вывернутой наизнанку шубы, накинутой так, что рукав оказывался на голове, а в него просовывалась кочерга, имитирующая шею и голову с клювом. Согнувшись и распустив подол шубы по полу, получался журавль. Конечно, требовалось недюжинное воображение, чтобы разглядеть в этих переодетых парнях реальных персонажей животного мира, но это и не важно, всем ведь весело! Далее медведь исполняет команды присутствующих, а вожак его контролирует. Журавль же в это время расхаживает по помещению и наблюдает за неактивными зрителями и долбит их своим железным клювом в голову, дабы не наводили скуку на окружающих. Бывает, что шутники наряжаются мертвецами, обернувшись белой дерюгою, но это случается редко. Это считается грехом, да и народ присутствующий боится так, что девки начинают кричать и прятаться по углам.
Длинными зимними вечерами молодежь собиралась отдельно от старших на «беседы». Эти встречи, проходившие в одном из домов, были временем для общения и развлечений. «Стариками» же называли женатых мужчин, даже если им не было и двадцати лет. Они собирались в более просторных домах, в то время как замужние женщины, уложив детей, также могли собраться для разговоров, но их одиночество было скорее правилом, чем исключением. Основное время «старики» проводили за курением табака и беседами. Курение табака было широко распространено среди крестьян, и даже 12-летние мальчишки не были исключением. На молодежных «беседах» часто читали книги, если среди собравшихся находился грамотный человек, или вспоминали рассказы дедов, переживших крепостное право. Эти истории, полные отголосков тяжелого прошлого, воспринимались с глубоким уважением. Порой, новый слушатель, перекрестившись на передний угол, тихо присоединялся к беседе, не нарушая ее хода.
Молодежь проводила время более оживленно: танцы, шутки и представления были неотъемлемой частью «бесед». Наряду с кадрилью, господствовала русская национальная пляска. Посещение таких собраний начиналось с 15 лет. В них могли участвовать и вдовы, и семейные женщины, но лишь в качестве зрителей. Драки, зачастую возникавшие из-за соперничества, были обычным явлением. Пьянство, хоть и редко, но случалось. В таких случаях, если парень хотел «обесчестить» девушку, ревнуя ее к сопернику, он мог сорвать платок с ее головы, символически объявляя ее своей. Однако, буянов, как правило, немедленно удаляли, а подобные инциденты сопровождались ожесточенными потасовками.
Ранние браки и общественное порицание
Вступление в ранние половые связи тщательно скрывалось, но первые признаки беременности делали тайное явным. При этом, ответственность и порицание ложились исключительно на девушку, в то время как парень оставался вне подозрений. Проституция и другие формы «падений» ради корыстной выгоды отсутствовали. Девушка, которую никто не одаривал гостинцами и не выбирал для поцелуя на «беседах», оказывалась в пренебрежении у подруг. Браки заключались до 20 лет, с обязательным разрешением и благословением родителей. Иногда, однако, браки заключались без согласия родителей – «убегом», такие союзы назывались «самокрутками». За такие браки дети лишались наследства, но, как правило, дальнейших наказаний не несли.
Цифровой мираж и духовные корни: уязвимое детство в эпоху технологий
Корреспонденты Этнографического бюро оставили нам бесценные письменные свидетельства. Это лишь малая часть богатейших коллекций Государственного музея этнографии народов СССР. Вклад полевых исследователей в историю нашего государства поистине неоценим.
Многие их наблюдения перекликаются с современностью, но есть и существенное различие между людьми разных эпох. Оно кроется не в технологических новинках, а в нашей уязвимости и психологической неподготовленности к их влиянию на умы детей и подростков. Главным следствием стало разобщение и уход от реальности в виртуальное пространство.
Созидательный труд на благо общины уступает место культу потребления. Продукты творчества создаются не для общего пользования или вклада в совместное благосостояние, а для демонстрации личного статуса.
Какой же путь развития выбрать для подрастающего поколения? Решение за родителями. Именно правильное воспитание поможет подростку в будущем ощущать себя нужным, приносить пользу и мыслить в контексте созидания для других.
Подписывайтесь на канал. Будет интересно.