В каждом городе, каждом селении есть дома, которые власти города расселяют, а жителей отправляют, как правило, на выселки. И это не программа реновации, как в Москве, - это точечная "забота" об облике города и горожанах. Под раздачу попадают дома в разном состоянии и разной историко-культурной ценности для данного населённого пункта. Кто-то сверху, несомненно очень профессиональный, решает быть или не быть тому или иному дому. Прямо "шекспировщина" какая-то!
А между тем у каждого человека разные представления о красоте и историко-культурной ценности зданий.
Уходят в прошлое и ранние "сталинки", и средние. Скоро подтянут и поздние. Осталось немного. Мой город скуп на исторические здания, поэтому снос мало-мальски интересной архитектуры расстраивает. И не только меня. Скоро все города окончательно и бесповоротно превратятся в человейники, без архитектурных излишеств и малоэтажных домов, где каждый человек всего лишь винтик, а не личность. Нам ещё раз напомнят о нашем месте. И скоро не на что будет смотреть, кроме как на высотки. Что-то я сегодня злая...
В моём городе сносят двухэтажные дома сталинского периода - деревянные и шлакоблочные.
В одной из статей я уже писала, что люблю прогуливаться в старых микрорайонах города. Дореволюционных построек в моём городе раз, два и обчёлся, поэтому старые - это синоним сталинским.
Гуляя по микрорайонам, построенным в 1930-50-е годы, я люблю представлять какими они были в то время: новенькие дома, счастливые люди, получившие в них комнату или квартиру (а м. б. даже и койко-место в общежитии. Ведь кто-то остался после войны и без родителей, и без квартиры, а кто-то приехал на целину или из деревни), свежие посадки молодых деревцев, чистоту и порядок. Всюду гуляющие дети и старики, любознательная молодёжь, спешащая в дом культуры в какой-нибудь кружок. Горожане выходят на субботники, приводя в порядок территорию. Люди жили намного скромнее, но счастливее. Ансамблевость архитектуры (гармоническое единство пространственной композиции зданий, скульптуры и садово-паркового искусства) и малоэтажная застройка делали эти уголки очень уютными.
А теперь благодаря жильцам и управляющим компаниям эти дома пришли в негодность, заниматься их содержанием не выгодно, да и кое-где до сих пор есть коммуналки. Вот и уходят в прошлое милые, интересные, но невыгодные городу домишки.
Итак, посмотрим на дома и то, что мне посчастливилось найти. Хочу заметить, что это не мародёрство, как кто-то может воскликнуть. Это находка. Жильцы давно съехали. Всё, что хотели, забрали. После их отъезда уже, как правило, прошла толпа "металлистов" и вандалов (часто такие дома страдают от поджогов). Что осталось, бери. И я взяла. Потому что завтра оно окажется на городской свалке.
Меня удивил и потряс сам дом. Таким он был до расселения.
Это фото уже мелькало где-то в моих комментариях.
Впервые я увидела многоквартирный дом со ставнями на всём первом этаже. Как русская изба или итальянские дома. Причём у одного дома ставни закрывают всё окно. У двух других домов окно закрывается двумя ставнями. Такими были три дома рядом стоящие. Остался один. Дома деревянные, оштукатурены. 1942 года постройки.
А вот такими были квартиры. Две на этаже. Комнаты выходили на обе стороны и имели хорошую конфигурацию. Слева ниша для верхней одежды.
Это прихожая. Она была квадратная. И все двери в комнаты распашные.
Незадолго до сноса.
Во дворе я нашла колонку.
Её уже нет.
В этом доме я ничего не нашла. Не искала.
Единственный свидетель ушедшего времени - мужской конёк.
У художника В. Губарева есть работа с подобным домом.
А ещё вспоминается дом, в котором жила семья Сарафановых из пьесы А. Вампилова "Старший сын".
Рядом стоит тоже деревянный двухэтажный дом. И его ждёт та же участь.
Но этот дом не оштукатурен. Хотя архитектура та же. И тоже 1942 года постройки.
Недалеко от места моей работы стояли три дома, тоже двухэтажные, деревянные, но без ставен. Зато "украшенные" шифером.
Первый из них снесён уже давненько и мне достался этот стул.
Стул крепкий. Не шатается. Живёт у меня на работе.
О стульях-найдёнышах прочитать можно здесь:
Второй дом почти рядом с моей работой "погиб" в июле-августе этого года. А был он таким:
А в пору своей "молодости" он был таким:
Дом 1928 года постройки. Расстекловка окон иная, нет ставен. Окна, в целом, больше. И было небольшое украшение рамы.
Несмотря на почтенный возраст дома, деревянные ступени подъездов были на удивление целыми! В моём доме 1966 года каменные ступени в худшем состоянии.
Это лекало я нашла рядом с домом.
У моих родственников было такое же. Только коричневое.
В одной из квартир я обнаружила эту куколку. С "ранением". Хозяйка бросила.
В доме, кстати, не пахло канализацией. Полы были очень добротные! Вообще вся древесина крепкая, не трухлявая, не поедена короедом. Всё в этом доме было каким-то крепким и основательным. Жаль дом.
Следующий дом стоит, ещё пока сопротивляется, в том же дворе. На нём ещё была табличка с указанием улицы и номера дома, а 2гис уже стёр его с лица земли.
Но дом не сдаётся, держится.
И всё огорожено заборищем.
В одном месте забор был приоткрыт, и я "просочилась". Прораб разрешил мне посмотреть. Посмотрела. Как всегда, большие окна, удобная прихожая, двойные, распашные двери. Нашла целенькую пиалу
Возле лестницы на второй этаж была найдена маленькая медицинская бутылочка. Всего-то 8,5 см. Правда, есть скол. Но ничего. Не страшно.
И много мусора. Не умеют у нас переезжать.
Рабочие, распиливающие дом, тоже сожалеют о сносе дома. Крепкий. Древесину пилят, аж искры летят! Распиливают его долго. Уже несколько недель.
Один из этих же рабочих, рискуя упасть, прошёл по карнизу первого этажа и спустил нам книги из соседнего подъезда (зайти в него уже не представлялось возможным).
Это далеко не все книги.
Ящик от комода я нашла уже на месте разрушения предыдущего дома. Похоже, он уже давно служил в качестве цветочного ящика.
В другом доме, на другом конце города, были интересные ручки
остались на месте.
Информации о годе построения этого дома нет. Думаю, тоже 1940-е годы.
И нашла такой кувшинчик
забрала.
И давняя находка из старого детского сада, очень органично вписывавшегося в окружающую среду:
Теперь на его месте стоит этот ужас
Конечно, он уже давно достроен. Но он совершенно не вписывается в микрорайон 1930-1950-х годов.
В ту пору, когда старый сад был разогнан и готовился к сносу, нашла эту куколку
Теперь всё.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь.
Ваша Уходящая натура.