Знаете, я иногда думаю, что все мировые культуры и их тайны можно разгадать, просто зайдя в ресторан и посмотрев, что там с хлебом. Это вам не шутки, это глобальная философия в углеводах.
Возьмем, к примеру, Турцию. Вы заходите в ресторан. Вас встречают как долгожданного родственника, который вот-вот уплывет обратно в Стамбул с половинкой повара в заложниках. И первое, что делает официант, еще до того, как вы успели сообразить, где тут «удобства», с грохотом ставит на стол поднос. А на нем – горка свежего, теплого, дышащего лаваша. Бесплатно. Щедро. Сразу и много.
Почему? А потому что на Востоке гость – это святое. Это подарок от Аллаха. Лишить гостя хлеба – все равно что сказать ему: «Извини, дружок, твоя душа нам неинтересна, мы тут только деньги считаем». Лаваш – это не просто еда. Это жест. Это щит гостеприимства, который ставят между вами и голодом. Вы его даже не заказывали, а вам уже дарят кусок солнца и заботы. Вы чувствуете себя желанным. И знаете что? Вы тут же заказываете на три кебаба больше, потому что душа распахнута!
А теперь перенесемся в Россию. Родные березки, суровые, но честные лица. Вы садитесь в ресторан, вам приносят меню. Вы его изучаете, как устав караульной службы. И видите: «Хлебная корзина – 150 рублей».
Стоп. Что? За что? За тот самый хлеб, что «всему голова»? За тот самый, что на Руси испокон веков был святым?
А вот именно за него. Потому что русская душа – душа парадоксальная. У нас гостеприимство – это не показная щедрость, а суровая проверка на прочность. Что-то вроде: «Дорогой гость, мы тебя любим. Но если ты не готов инвестировать 150 рублей в свой будущий борщ и салат «Оливье», то, извини, ты, может, и не гость вовсе, а так, прохожий».
Покупка хлеба в России – это ритуал. Это как внести залог за стул. Ты платишь – ты свой. Ты подтверждаешь серьезность своих намерений. Ты не просто пришел погреться, ты пришел Поедать. Это бизнес-отношения с элементами душевности.
И потом, посмотрите на сам хлеб! Лаваш – он мягкий, гибкий, его можно завернуть, в него можно окунать. Он – друг и соратник основного блюда.
А наш бородинский или ржаной кирпич? Это вам не соратник, это самостоятельная боевая единица! Это основание, на которое потом все остальное наваливают. Его не подаришь просто так – его надо «заслужить» покупкой солянки такой густоты, что в ней можно искать древние артефакты.
Так в чем же секрет?
Очень просто.
· В Турции лаваш – это аванс доверия и любви. Вам дают его в долг, в уверенности, что вы этот долг вернете заказом шашлыка и чаевыми.
· В России хлеб – это страховой депозит от непорядочных едоков. Чтобы, не дай бог, кто-то не пришел, выпил стакан воды из графина и смылся, прихватив с собой пол-огурца из соседней вазы.
В общем, все логично. На Востоке вас сначала кормят, а потом спрашивают. В России – сначала спрашивают, а потом, если ответ понравится, накормят так, что выйти будет невозможно.
Так что в следующий раз, заказывая в Москве хлеб за 150 рублей, не возмущайтесь. Просто вспомните, что вы не просто покупаете кусок теста. Вы платите за вступление в клуб избранных – клуб тех, кого пустили к самому святому: к русскому застолью. И это, согласитесь, дорогого стоит.
Но мне все же приятно, когда мы только сели за стол и нам тут же приносят горячий лаваш из печи и еще пару закусок и тоже в подарок. И я бы не сказала, что цены в турецких ресторанах высоки. Если бы у нас подавали всем булочки, думаю что наш народ был бы более счастлив. Ну что поделать, все мы разные.