Найти в Дзене
кНИЖный район

«Жил я впервые на этой земле»

Тихо летят паутинные нити. Солнце горит на оконном стекле. Что-то я делал не так;
извините:
жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь…
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь… Но ведь я не вернусь. Роберт Рождественский «Нас мало, нас, может быть, четверо», – написал Андрей Вознесенский о себе, Евгении Евтушенко, Белле Ахмадулиной и Роберте Рождественском. «Четвёрка» перевернула представление о поэзии, изменила взгляд на неё, стала невероятно популярна. Они собирали огромнейшие аудитории; на встречи с ними шли сотни людей для того, чтобы послушать стихи в авторском исполнении и задать вопросы о жизни, стране, гражданском долге, вечных ценностях. Кто-то, безусловно, сочтёт это удивительным. Ведь сегодня интерес к поэзии не так велик, как хотелось бы, а сборники стихов не являются лидерами читательского спроса, и это, к сожалению, признанный факт: не поэты – «властители дум». Но было и иное время… И почитатели, и критики творчества Рождественс

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так;
извините:
жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь…
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь…

Но ведь я не вернусь.

Роберт Рождественский

«Нас мало, нас, может быть, четверо», – написал Андрей Вознесенский о себе, Евгении Евтушенко, Белле Ахмадулиной и Роберте Рождественском. «Четвёрка» перевернула представление о поэзии, изменила взгляд на неё, стала невероятно популярна. Они собирали огромнейшие аудитории; на встречи с ними шли сотни людей для того, чтобы послушать стихи в авторском исполнении и задать вопросы о жизни, стране, гражданском долге, вечных ценностях.

Р. Рождественский и Е. Евтушенко
Р. Рождественский и Е. Евтушенко

Кто-то, безусловно, сочтёт это удивительным. Ведь сегодня интерес к поэзии не так велик, как хотелось бы, а сборники стихов не являются лидерами читательского спроса, и это, к сожалению, признанный факт: не поэты – «властители дум». Но было и иное время…

И почитатели, и критики творчества Рождественского считают его одним из самых ярких авторов своего поколения. Книги Роберта Ивановича издавались миллионными тиражами и были востребованы; песни, созданные на его стихи, знала вся страна; творческие вечера проходили при полных залах. Он был читаемым. И готов был читать любому, кто умел и хотел слушать! От строителей БАМа до академиков.

Концерт в Политехническом
Концерт в Политехническом

Поэт писал много, талантливо и открыто, имел уникальную особенность чувствовать время, и неслучайно ему удалось то, что под силу не каждому – зарифмовать эпоху. Актуальность поэзии – это то, что сделало Рождественского известным и любимым. А ещё – гражданственность, искренность и свежесть языка.

«… писал о том, во что верил», – сказал Роберт Иванович в своем последнем интервью в 1993 г. Так оно и было, поэт всегда оставался честным перед самим собой. Евгений Евтушенко вспоминал: «Когда я встретил его в 1952 году, он поразил меня тем, что, несмотря на сталинское время, знал на память множество в то время запрещенных стихов Б. Корнилова, П. Васильева. Несмотря на разницу характеров, мы подружились, выступая с чтением стихов в библиотеках и студенческих аудиториях вместе с Владимиром Соколовым, а позднее с Ахмадулиной, Окуджавой, Вознесенским...».

Тематика стихов Рождественского была различна: поиск смысла жизни, война, борьба за мир, освоение космоса, политика, любовь.

Особое звучание в творчестве поэта получила тема Великой Отечественной войны. «Реквием», «Баллада о бессмертии», «Если мы войну забудем», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Война откатилась за годы за гуды»…Нет у него ни одной книги стихов, в которой не было бы произведений о войне. По мнению ряда критиков, никто из поэтов послевоенного поколения не принял с таким воодушевлением и надежностью эстафету от поэтов-фронтовиков, как это сделал Рождественский.

И по-другому быть не могло. Роберт – ребенок военного времени. В 9 лет он дважды пытался сбежать на фронт. Его мать призвали как военного медика, отец ушел добровольцем еще в финскую войну и погиб в 1945 г. «Мальчишка, затравленный войною», – писал поэт о себе. Как и о том, что после смерти в 1943 г. бабушки, воспитывавшей его, за ним приехала мама, чтобы забрать с собой на фронт, оформив как «сына полка». Но изменились обстоятельства, и Роберт оказался в детском доме, откуда его уже после окончания войны взяла мать. В это время она вышла замуж. Отчим усыновил мальчика. И Роберт Станиславович Петкевич стал Робертом Ивановичем Рождественским. Родной отец оставил семью в 1937 г. Именно ему посвятил юный поэт первое стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход...», напечатанное в июле 1941 г. в «Омской правде», и гонорар за который отдал в помощь фронту. Вот несколько строк из него:

С винтовкой мой папа уходит в
поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит с сестрой в лазарет.
Я тоже имею и ловкость, и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти.
Но мне: «Подожди, - говорит
Ворошилов, -
Учись, закаляйся, расти».

Военная поэзия Рождественского – это выражение чувств и мыслей народа, пережившего жесточайшее, трагическое время и заплатившего огромную цену за Победу. Острое чувство Родины, дань памяти погибшим. Мотив памяти в его произведениях слышен в разных ее проявлениях: верности, преклонения, предостережения.

Бьют дождинки по щекам
впалым.
Для вселенной двадцать лет —
мало.
Даже не был я знаком
с парнем,
обещавшим:
«Я вернусь, мама!..»

В 1969 г. Роберт Иванович написал стихотворение о судьбе «маленького» человека на войне. Прошло несколько десятилетий, а оно остается одним из лучших стихов военной тематики:

-4

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды

прекрасным утром
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую

по размерам
шинель.

...А когда он упал

некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

Так просто и точно.

Важнейшим своим произведением о Великой Отечественной Рождественский считал поэму «Реквием». В одном из интервью, отвечая на вопрос о главных строках, он сказал: «Главные строки? Может быть, «Реквием». Во всяком случае, я очень горжусь тем, что на многих памятниках павшим в Великой Отечественной войне солдатам начертаны строки из этой поэмы. Это было неожиданно для меня. И дрогнуло сердце от боли».

Впервые произведение было напечатано в журнале «Юность» в 1961 г., а затем в 1963, 1964, 1965, 1970 гг. вышло отдельными изданиями. По словам литературного критика Анатолия Бочарова: «Реквием» Рождественского потрясает каждого, кто прочитал его. Есть в «Реквиеме» то общечеловеческое горе, которое не может не захлестнуть, едва вы начнете читать эти строки о героях». Поэма стала и горестными воспоминаниями о погибших, и выражением скорби и боли утраты, и гимном Родине, её будущему. Каждая из десяти частей произведения при безусловном их единстве содержит свою мысль, звучит в разном ритме. Текст поэмы предваряет посвящение, раскрывающее суть: «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Несмотря на драматизм «Реквиема», поэт наполняет его светом, тем самым подчеркивая подвиг павших за Родину.

-5

Сегодня нам трудно представить Минуту молчания без предваряющих её эмоциональных и волнующих строк «Реквиема», создающих определённую атмосферу и настроение. Слова из поэмы на многих братских могилах в нашей стране. Произведение вдохновило художника-графика Стасиса Красаускаса на цикл гравюр «Вечно живые», а композитор Дмитрий Кабалевский сочинил на текст поэмы ораторию, премьера которой состоялась в феврале 1963 г. в Большом зале Московской консерватории. «Реквием» принёс Рождественскому известность как в нашей стране, так и за рубежом.

-6

Роберт Иванович рассказывал: «...на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть парней. Это— шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему — 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. А с фронта вернулся один. Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».

Помните!
Через века, через года,

Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,
помните!
Какою ценой завоевано счастье,
пожалуйста...
Помните!
Песню свою отправляя в полет,

Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
заклинаю,
Помните
!

Поэт выпустил более семидесяти сборников, среди которых: «Дрейфующий проспект», «Ровеснику», «Голос города», «Это время», «Возраст»; поэмы «Письмо в тридцатый век», «210 шагов», «О разных точках зрения», переведенные на многие языки; написал несколько сотен песен, многие из них исполняются до сих пор, объездил весь мир. Его последние стихи, вошедшие в опубликованный после смерти сборник «Последние стихи Роберта Рождественского», названы критиками «пронзительно чистой искренностью». Многие литературоведы говорят о том, что Рождественский будто вновь открыл для себя нечто новое и поспешил поделиться этим с другими.

-7

Именно он, чувствуя свою обязанность вернуть имена незаслуженно забытых поэтов, возглавил комиссию по литературному наследию Владимира Высоцкого при Союзе писателей. Возвращение Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама в отечественную литературу тоже состоялось во многом благодаря его усилиям.

Но в последнем интервью, о котором уже упоминалось, Роберт Иванович на вопрос о том, почему он не гордится жизнью, ответил: «А что я сделал? Жил, писал…».

Материал подготовила Веревкина С.М., ведущий библиотекарь библиотеки им. А.П. Чехова