Здравствуйте, дорогие читатели! Есть фильмы, которые становятся не просто классикой, а частью культурного кода.
«Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова — именно такая картина. Вышедшая на экраны 1 января 1980 года, она заставила зрителей забыть про оливье и шампанское, погрузив их в мир гениальных фантазий и трагической борьбы за право быть собой.
Но за лёгкостью и остроумием фильма скрываются невероятные истории: споры о главном герое, настоящие травмы на площадке, проваленные бизнес-планы актёров и даже импровизации, изменившие смысл культовых фраз.
Давайте заглянем за кулисы и узнаем, как создавался этот шедевр.
Барон, которого могло не быть: борьба за Янковского
Сегодня невозможно представить в роли Мюнхгаузена кого-то, кроме Олега Янковского. Его ироничная улыбка, печальные глаза и аристократизм стали визитной карточкой персонажа. Однако худсовет «Мосфильма» был категорически против его кандидатуры.
Из театра на экран: тернистый путь пьесы
Изначально история Мюнхгаузена была пьесой, написанной гениальным драматургом Григорием Гориным. Он мечтал о постановке в Ленкоме, у своего друга Марка Захарова. Но режиссёр не торопился, и спектакль поставили в Театре Советской Армии с Владимиром Зельдиным в главной роли.
Увы, постановка не имела большого успеха. Как вспоминал композитор Алексей Рыбников, «получилось вяловато, не очень смешно». Идея, казалось, была похоронена.
Но Захаров вернулся к ней, решив снимать фильм. И тут же встал главный вопрос: кто сыграет барона?
«Вокруг него [Янковского] были некоторые у нас тревоги с Григорием Гориным. С одной стороны, мне где-то подсознательно хотелось, чтобы это играл вот Андрей Миронов»,
— признавался позже Марк Захаров.
«Романтический герой» против воли худсовета
Кандидатуру Олега Янковского, ведущего актера Ленкома, худсовет встретил в штыки. За ним прочно закрепилось амплуа серьезного, романтического героя. Мог ли он сыграть эксцентричного выдумщика?
К тому же, Янковскому было всего 35, а его экранному сыну, Леониду Ярмольнику, — 25. Разница в возрасте казалась смехотворной. Но Захаров настоял на своём, и, как показало время, его режиссёрская интуиция не подвела. Янковский не просто сыграл — он прожил эту роль, создав образ, который стал для него одним из самых важных в карьере.
Жизнь на площадке: икра, пощечины и настоящие травмы
Съёмочный процесс был наполнен не только творческими поисками, но и забавными, а порой и опасными происшествиями. Актёрский состав был поистине звёздным, и каждый привносил в работу что-то своё.
Воспитание пощечинами: как Ярмольнику доставалось от «мамы»
Молодому Леониду Ярмольнику, игравшему сына барона Феофила, пришлось несладко. Его экранная мать, Якобина в исполнении несравненной Инны Чуриковой, нашла особый метод «воспитания».
«Инна Михайловна говорит: "Здесь надо дать пощечину". Она дала пощечину. Первый дубль, второй... И потом Инне Михайловне так понравилось, что она уже стала импровизировать это в других сценах. Чуть что не так — такая смачная пощечина»,
— с юмором вспоминал Леонид Ярмольник.
Сама Чурикова позже шутила:
«Такая система воспитания была вот у неё. И чуть что, так бабах — и всё».
«Черный бизнес» по-советски: история о банке икры
Съёмки в ГДР стали для советских артистов глотком свежего воздуха. Они попали в совершенно другой мир.
Актёр Владимир Долинский решил совместить приятное с полезным и провернуть небольшую коммерческую операцию. В СССР чёрная икра была дефицитом, а за границей её можно было выгодно продать.
«Мы всерьез обсуждали вопрос, как перевозить через границу эту контрабанду»,
— рассказывал Долинский.
Он привёз в Германию огромную, почти двухкилограммовую банку чёрной икры. Но бизнес-проект с треском провалился. В один из вечеров, не удержавшись, актёры открыли банку.
«Мы достали купленные сувенирные ложки русские, которые на подарки мы привезли, мы достали водку... И мы, разливая эту водку, закусывали этой черной икрой ложками!»
— смеялся актёр.
Риск ради искусства: травма Александра Абдулова
Александр Абдулов был известен своей готовностью выполнять трюки самостоятельно.
На съёмках «Мюнхгаузена» это чуть не обернулось трагедией. В сцене, где его герой Рамкопф прыгает с шестиметровой стены, актёр отказался от помощи каскадёра и сломал ногу. Но, превозмогая боль, он доиграл сцену до конца: добежал до лошади, запрыгнул в седло и ускакал из кадра.
Такова была самоотдача великих артистов.
Сквозь «железный занавес»: приключения в ГДР
Выехать на съёмки за границу в советское время было целым приключением. Актёрам требовалось пройти множество проверок и собеседований.
Сложнее всего пришлось Семёну Фараде. Он был актёром «неблагонадёжного» Театра на Таганке, и «соответствующие органы» всерьёз опасались, что он может «предать Родину и выдать секреты».
Не менее сложная ситуация была и у Владимира Долинского из-за погашенной судимости за валютные операции. Выезд ему разрешили только после того, как за него поручились всей съёмочной группой — на заседание суда пришли Леонов, Чурикова, Абдулов, Збруев и сам Янковский.
«Умное лицо — это ещё не признак ума»: фраза, рождённая случайно
Фильм разошёлся на цитаты, но самая знаменитая из них родилась благодаря оговорке Олега Янковского.
В сценарии Григория Горина фраза звучала так:
«Серьёзное лицо — это ещё не признак ума».
Янковский же в кадре произнёс:
«Умное лицо — это ещё не признак ума».
Горин был расстроен и просил Захарова переозвучить эпизод. Но режиссёр, почувствовав, что так фраза звучит ещё острее и афористичнее, ответил:
«Пусть всё идёт, как идёт».
Так случайная оговорка стала одним из самых знаменитых афоризмов советского кино.
«Тот самый Мюнхгаузен» — это не просто фильм. Это гимн свободе мысли, фантазии и человеческому достоинству.
Это история о том, как важно оставаться верным себе, даже если весь мир считает тебя сумасшедшим. И, конечно, это памятник великим талантам, которые создали этот бессмертный шедевр.
А какие фразы из этого фильма стали вашими любимыми? Помните ли вы свои первые впечатления от просмотра?
Делитесь в комментариях, ставьте лайк, если вам понравилась статья, и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые «Тайны нашего кино»!