Рассказываю о разделе Иконы большой выставки "Образ Москвы в искусстве.Из собрания Русского музея".Выставка проходит в Главном павильоне ВДНХ.
Иконопись это самый древний полюс нашего искусства ( на другом конце авангард), поэтому логичнее было бы начать с него, но на выставке он в заключительном зале.
Анри Матисс, когда приехал по приглашению Сергея Щукина в Москву и походил по нашем музеям , был потрясен иконами и сказал ( примерно , я не цитирую): "Вы даже не представляете, каким сокровищем обладаете".
Историки уверенно говорят о московской иконописи и архитектуре лишь с XIV века ( более ранний этап искусства косвенно прослеживается по различным источникам, описывающим строительства храмов).
В конце первого - начале второго десятилетия XV века великий князь Василий 1 повелевает обновить Успенский собор во Владимире. Московские иконописцы частично расписали храм и создали для него грандиозный ансамбль икон, внеся существенный вклад в общее развитие русского высокого иконостаса. «Пророк Софония» - одна из двух дошедших до нашего времени икон пророческого ряда Успенского собора. Иконы этого иконостаса, относимые исследователями к творчеству Андрея Рублева и художников его круга, рассчитаны на рассмотрение с дальнего расстояния и отличаются лаконичностью силуэтов, внушительностью образов и сдержанностью художественного языка.
Деятельность Андрея Рублева (около 1370 - около 1425) совпадает с эпохой так называемого палеологовского ренессанса ( подъем искусства в Византии в эпоху правления Киприана ум. 1406 и Фотия ум. 1431). Рублевское искусство, возвысившее икону и придавшее ей качественно новую выразительность, уже современниками было признано образцом, на который должны равняться все изографы.
Обращение к рублевскому идеалу ощутимо в произведениях московской иконописи XV-XVI столетий, в том числе и в тех, что создавались при участии столичных мастеров для северных монастырей. Это хорошо видно по иконам Дионисия и художников его круга, работавших по заказу великого князя
и высшего духовенства в Москве, но также писавших иконостасы для храмов Северной Фиваиды ( Вологодский край).
Художественный стиль Дионисия во многом определяет облик русского искусства конца XV - начала XVI века. В последние годы жизни он работал в монастырях Русского Севера. В 1502 году вместе с сыновьями украсил фресками собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, а незадолго до этого написал образы для его иконостаса. Включение в деисусный ряд изображений разных ликов святости - апостолов, мучеников, святителей символизирует соборную общность Церкви. Ферапонтовский иконостас включал иконы Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Николы Чудотворца, придававшие чину литургический смысловой оттенок.
Образы столпников в иконографической системе иконостаса относятся к числу редких. Немногие примеры конца XV - начала XVI века (иконы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря) говорят об актуальности авторитетного образца, которым являлись росписи московского Успенского собора 1480-1481 годов, где столпники Даниил и Симеон показаны на каменной алтарной преграде в сонме преподобных отцов. Икона святого Симеона - основателя столпничества как типа аскезы - входила в деисусный чин, где превалируют фигуры, показанные в трехчетвертном развороте к Христу. Фронтальное положение образа столпника говорит о незыблемости его веры и стойкости в служении Богу.
Во время экскурсии по Ферапонтову монастырю я узнала наконец, что это за столпничество такое. Оказывается , не на столпах (столбах) они жили, а давали обет "не класть ребер на землю", то есть не ложиться , даже во время сна.Обет этот был не постоянным, а давался на время . Например год. Спали такие страдальцы прислонясь к чему либо , или на коленях .
Ну и выложу немного фотографий фресок Дионисия из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, которые потрясли меня высветленным колоритом и изяществом рисунка. Отношение персонажей к происходящему передаются скупыми и красноречивыми одновременно жестами: легкий наклон головы, плавное движение рук и пр. Ансамбль Ферапонтова монастыря внесен в список ЮНЕСКО:
Если стиль искусства Андрея Рублева - плоть от плоти византийской живописи конца XIV -начала XV века, то стиль Дионисия (около 1440 до 1508) знаменует собой идеал русской иконы, сложившийся после Флорентийской унии и падения Константинополя, когда Московское княжество превратилось в единственный оплот православной независимой государственности. Торжественность, праздничность, просветленный колорит и тонкие эстетические нюансы - это черты московского иконописания времени Ивана III.
В период правления Ивана IV (Грозного) следование Андрею Рублеву как образцу было письменно закреплено в постановлениях Стоглавого собора - именно в его эпоху в искусство Москвы стали широко проникать западные влияния.
Долгое время они воздействовали только на иконографию, но с середины XVII столетия проявили себя и в стилистике. В придворной иконописной мастерской, располагавшейся в Московском Кремле, рядом с Троицкой башней, в царствование Алексея Михайловича возникло так называемое живоподобное письмо, отвечавшее стремлениям времени видеть святость в осязаемо-конкретном воплощении, прозападным вкусам верхов московского общества и в целом историческим тенденциями эпохи.
В Русский музей икона поступила от Н.П. Лихачева, который, будучи историком, проявлял особое внимание к подписным произведениям иконописи. Текст на нижнем поле иконы сообщает о ее написании в 1661/1662 году по заказу игумена Дионисия для Сретенского монастыря в Москве, основанного в память об избавлении города от нашествия Тамерлана в 1395 году. Икона является точным списком первообразной «Богоматери Владимирской» первой трети XII века, но ее стиль отвечает передовым достижениям «живоподобного» письма, создателем которого был Симон Ушаков.
В 1677/1678 году Симоном Ушаковым и Михаилом Милютиным для Верхоспасского собора Московского Кремля была написана икона Богоматери Новоникитской, восходящая к западным изображениям Богородицы с Младенцем и орудиями страстей. Кисти Феодота Ухтомского принадлежит одна из ее ранних уменьшенных копий:
Он был не только мастеровитым иконописцем, работавшим в живоподобной манере, но и музыкантом, состоял в должности «государева певчего дьяка», руководил хором на службах, совершавшихся для царской семьи.
Георгий Зиновьев (уп. 1667-1702) служил жалованным иконописцем Оружейной палаты, был сначала учеником, а затем товарищем Симона Ушакова. Во второй половине XVII - начале XVIII века в живоподобной стилистике создается ряд оглавных деисусных чинов с иконами Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (листайте галерею)
Деисус по гречески моление.В Деисусном ряду в центре всегда икона Христа -судии , а по бокам справа и слева от него Мария и Иоанн -креститель, наши заступники на страшном суде.
Но разве мы здесь видим строго судью? Христос полон печали, он видит то, что скрыто от нас - иной мир.
Тут хочется Ф.Тютчева вспомнить:
Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим мы природу,
И без заката, без восходу
Другое солнце светит там…
Все лучше там, светлее, шире,
Так от земного далеко…
Так разно с тем, что в нашем мире, —
И в чистом пламенном эфире
Душе так родственно-легко.
И под конец интересная икона с клеймами из Новодевичьего монастыря, неизвестного автора:
Любимый монастырь царевны Софьи, Новодевичий, преобразившийся в годы ее регентства, впоследствии стал местом ее заточения и упокоения (+1704). Из ее надгробного иконостаса происходит вытянутая по горизонтали икона, написанная неизвестным мастером, не принадлежавшим к числу ведущих художников своей эпохи. Две серии изображений на ней связаны с царевной: слева проиллюстрированы сцены жития святой Софии и ее дочерей, справа - история библейской Сусанны, именем которой царевна была наречена в 1698 году в постриге.
Московские иконописцы - изографы Оружейной палаты Симон Ушаков (1626-1686) и его последователи - подготовили почву для коренных изменений русской живописи: в XVIII веке на смену иконе как главному визуальному ориентиру искусства пришел портрет и светское искусство вообще. Но об этом в следующей статье.