В интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста Диана Шкепу, ведущая подкаста «ProЧитай», педагог по технике речи и основатель книжного клуба «Литра», рассказывает о своём творческом пути и разнообразии журналистских жанров.
— Вы педагог по технике речи, журналист и основатель книжного клуба. Расскажите, с чего начался ваш путь в журналистике? Что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Я не сразу стала журналистом. После школы я поступила на экономический факультет, но поняла, что это не моё, и, желая получить творческую профессию, перевелась в театральный. Однако до четвёртого тура я не дошла, остановившись на третьем. Поскольку у меня были высокие баллы по литературе и русскому языку, я решила, что не стоит ими пренебрегать, и нужно найти им применение. Мне был важен заочный формат обучения и поступление на бюджет. Оставался последний вуз, куда я ещё успевала подать документы и где были все необходимые условия, но это был факультет журналистики. Я подала документы, прошла собеседование, к которому не готовилась. Наверное, это была удача. Так я поступила на журналистику. Сначала думала продолжить попытки поступления на актёрский, но не получилось, потому что мне очень понравилось учиться там, где я уже была. С началом сессии я поняла, что влюбилась в эту профессию. Мне нравилось учиться, узнавать новое. После первого года обучения я решила попробовать себя в деле и устроилась на работу.
— Где Вы учились журналистике?
— Я училась заочно в Московском политехническом университете, а в прошлом году проходила обучение в Школе Первого канала в течение двух-трёх месяцев. Мне было интересно освоить профессию телеведущей. Там мы учились работать с телесуфлёром и «ухом», чего не было в университете.
— Были ли у Вас наставники или известные люди, которые особенно повлияли на Ваше становление как журналиста?
— Да, в Школе Первого канала у нас был Сергей Анатольевич Майоров, известный журналист. У него три высших образования: психолог, актёр и журналист. Сейчас он работает на НТВ. Тогда он вёл у нас занятия по актёрскому мастерству. Это было потрясающе, потому что он давал много упражнений, которые, на первый взгляд, не связаны с журналистикой, но развивают важные качества: внимание, концентрацию, работу в команде. Каждый из нас понимал, кто он такой, что может рассказать людям, как вести себя перед камерой естественно. Мне также нравилась его строгая дисциплина, поэтому я могу назвать его одним из важных наставников. Кроме того, я всегда вдохновлялась Владимиром Познером, Алёной Долецкой и Артёмом Боровиком.
— С какими трудностями Вы столкнулись в начале карьеры?
— Я и сейчас считаю, что нахожусь в начале карьеры. Журналистика нравится мне тем, что ты можешь быть кем угодно: писать, работать на радио, телевидении, вести блог. Можно уйти в рекламу или даже в педагогику. Возможностей много. Я сразу начала работать редактором, потому что мне нравилось писать. Писала новости для «Вечерней Москвы». Устроиться туда было несложно – это идеальная работа для начинающих журналистов. Там небольшая зарплата, но ты нарабатываешь опыт. Позже я перешла в редакцию М24, которая считается престижной.
Когда я решила стать ведущей, то есть работать в кадре на телевидении или других платформах, столкнулась с тем, что устроиться намного сложнее. Конкуренция высокая, многое зависит от типажа. Важно, чтобы совпало всё: и удача, и соответствие, и навыки. Мне повезло, что у меня были дружеские отношения с отцом Павлом Островским, и мы вместе создали подкаст «ProЧитай», иначе как ведущая я бы не реализовалась так быстро.
— Как возникла идея создания подкаста «ProЧитай»? Кто был инициатором и как Вы присоединились к проекту?
— Сначала я просто посещала воскресные разборы Библии в храме и однажды предложила отцу Павлу организовать книжный клуб, так как в нашем храме его не было. Он согласился и попросил план. Изначально хотелось собирать людей в храме, снимать видео встреч и выкладывать их в Telegram. Отец Павел предложил загружать их на YouTube, что меня удивило, так как уверенности в своих силах не было.
После обучения в Школе Первого канала я поняла, что справлюсь, и предложила организовать съёмки. Мы связались с его продюсером Полиной и начали придумывать формат. Изначально я хотела диалог между мной и отцом Павлом: я задаю тему, а он отвечает с христианской точки зрения. Но он предложил обсуждение с подростками. В итоге придумали формат с пятью участниками, ведущей и отцом Павлом. Я занималась организацией: подбирала студию, мебель, участников, готовила материалы.
После первого выпуска мы поняли, что полюбили этот проект. Отец Павел и Полина были в восторге, и так всё осталось.
— Периодически в кадре появляются новые люди. Расскажите, как формируется команда подкаста?
— Изначально мы хотели менять участников. Я собрала около 15–20 знакомых, чтобы был запас. После первого выпуска нам понадобилось заменить одного участника, но новый не подошёл, и мы вернули прежнего. Сейчас у нас постоянный состав: две Лизы, Влад, отец Павел и я. С августа-сентября мы продолжим съёмки с тем же составом.
— Каковы Ваши критерии выбора книг для обсуждения в подкасте? Какие книги вы никогда не возьмёте?
— Я выбираю книги, которые люблю и о которых мне интересно говорить, а также те, мнение о которых хотела бы узнать у священника. У нас есть список, который мы обсуждаем с продюсером и отцом Павлом. Важно, чтобы он их читал и имел обоснованное мнение. Кроме того, мы смотрим, чтобы в книге были христианские мотивы или отсылки.
Я не беру современную литературу XXI века, так как не читаю её. Предпочитаю русскую классику. Не возьму книги с бедной лексикой или поверхностным содержанием, потому что для меня важна глубина.
— Как Вы работаете в паре с Павлом Островским? Возникают ли у Вас разногласия во мнениях и как вы их разрешаете?
— Разногласия бывают, но мы всегда приходим к общему решению. Отец Павел обладает отличным чувством юмора, и даже на съёмках, если мы в чём-то не согласны, он может пошутить, а я отвечаю ему тем же. Конфликтов, которые мы не смогли бы решить – нет.
Например, он предпочитает длинный формат, а я считаю, что сейчас зрители не будут смотреть два часа, идеал — 30–40 минут. Мы договариваемся, идём на компромиссы или придумываем что-то общее. Разница в том, что он священник, а я журналист, но это не мешает нам находить общий язык.
— Что для Вас самое интересное в работе над подкастом?
— Сам процесс. Мне нравится, когда я сажусь в кресло, беру микрофон и начинаю вести подкаст. Это прекрасное ощущение: живое общение, возможность раскрыть собеседников, следить за тем, чтобы беседа была интересной и никто не перебивал друг друга. Мне нравится быть ведущей, но при этом не доминировать. Смотреть готовые выпуски не так волнительно, как участвовать в процессе.
— Как Вы оцениваете влияние подкаста на читательские привычки Вашей аудитории? Получаете ли Вы обратную связь от слушателей и как она влияет на Вашу работу?
— У нас много положительных отзывов. Конечно, есть те, кто не согласен с мнением отца Павла или участников, но это нормально. Некоторые злятся, что он «не так видит классику». Однако большинство комментариев хорошие.
Я была удивлена, что люди старше сорока лет отмечают, как здорово видеть молодёжь, увлечённую книгами. Многие пишут, что ребята интересно рассказывают, видно, что они разбираются в теме. Это правда, потому что для всех участников чтение и культура — норма жизни.
Мне приятно, что проект доказывает: молодёжь не «пропащая», а читающая и думающая. В личных сообщениях мне пишут, что подкаст затрагивает интересные темы и приносит пользу, что, несомненно, радует.
— Расскажите о Вашем книжном клубе «Литра». Как возникла идея его создания? Какие цели и задачи Вы ставите перед собой в рамках работы клуба?
— Это то, с чего всё началось. Когда я предложила отцу Павлу создать книжный клуб, он одобрил идею, и я начала вести «Литру». Оказалось, это сложнее, чем я думала: нужно было организовать помещение. Сейчас мы проводим встречи в трапезной. На первую встречу пришло четыре человека, на вторую – немного больше. Я расстраивалась, что готовлю материалы, а аудитории нет. Но через месяц-полтора, когда формат определился, а отец Павел рассказал о клубе в приходе, люди стали приходить. Формат такой: участники не читают книгу заранее. Я приношу отрывки из произведений, не называя автора, чтобы не было предвзятого мнения. Мы читаем, обсуждаем, пытаемся угадать, кто написал. В конце я раскрываю автора. Многие удивляются, открывая для себя новые грани известных писателей, которых раньше не любили.
Важное правило – мы принимаем друг друга такими, какие есть. Никто никого не перебивает и не осуждает. У нас есть участники от 18 до 60 лет, и все чувствуют себя на равных. Я создала пространство, где комфортно каждому.
— Вы педагог по технике речи. Почему Вы решили начать этим заниматься?
— Мне всегда нравилась речь. С 13 лет я читала русскую классику и обращала внимание на то, как люди говорят: паузы, выразительность, слова-паразиты. В мае я решила провести курс по речи для женского клуба «Академия красивой речи». Занятия длились полтора месяца. Я убедилась, что хорошо преподаю, у меня есть материалы и упражнения. Девушки раскрепостились, улучшили голос и речь.
С тех пор я развиваюсь в педагогике, не оставляя журналистику. Педагог по речи – это тоже отчасти журналист. Я хочу продвигать идею, что грамотная речь нужна не только актёрам или спикерам, но и каждому человеку. То, как мы говорим, отражает то, как мы мыслим. Я недавно в этой сфере — с июня, но на сцене занимаюсь актёрством и речью 17 лет. Преподавать начала недавно, но мне это интересно.
— Можете ли Вы порекомендовать ресурсы тем, кто хочет развиваться в сфере журналистики и подкастинга?
— Из книг рекомендую М.О. Ильяхова «Пиши, сокращай» и «Искусство деловой переписки». «Пиши, сокращай» — это библия журналистов, основа.
Также советую смотреть интервью Владимира Познера. Он мастер такта и интеллигентности: никогда не спорит, аккуратно обходит острые углы и не настаивает на своей правоте. В противовес ему нелюбимая многими – Ксения Собчак, которая не боится провокационных вопросов и спрашивает в лоб. Оба подхода имеют право на существование.
Главный совет – начинайте работать как можно раньше, даже на первом курсе, даже бесплатно, хотя я считаю, что оплачиваемую работу найти тоже вполне возможно. Журналистика – прикладная профессия, и теория быстро устаревает. Идите в передовые компании, чтобы понять, нравится ли вам это. Кроме того, советую найти «своего» журналиста по примеру которого вы хотите идти: следите за его творчеством, обращайте внимание на его технику.
— Какие у Вас дальнейшие творческие планы в журналистике и литературе?
— Сейчас мне интересна педагогика: техника речи и ораторское искусство. Я хочу передавать знания на практике. Телевидение в роли ведущей меня привлекает меньше, но в качестве приглашённого эксперта я бы с радостью ходила и делилась мнением. Думаю, эти направления сейчас в приоритете.