Найти в Дзене

«Мы — фанаты своей работы», — Станислав Сивков о главной ценности и секрете успеха онлайн-журнала «Эксмо»

Оглавление
   Станислав Сивков Елена Шевченко
Станислав Сивков Елена Шевченко

В интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном доме журналиста шеф-редактор журнала «Эксмо» Станислав Сивков поделился историей своего творческого пути, рассказал о концепции журнала «Эксмо», тонкостях работы главным редактором.

Расскажите, пожалуйста, о своём творческом пути. Какое место в Вашей жизни занимает журналистика?

— Это огромная и очень важная часть моей жизни. Вообще у меня диплом театроведа-менеджера, окончил ГИТИС, но по профессии не проработал ни дня. Единственное, что приобрёл за время учёбы (да простят меня преподаватели), — это бесконечную любовь к литературе и умение писать. Я опытный библиофил, за спиной уже более тысячи прочитанных книг, а в планах — ещё больше. Сейчас мне тридцать три года, и уже девять лет работаю в журнале «Эксмо». Начинал как пишущий редактор, в 2018 году стал выпускающим редактором, а в 2023-м занял пост шеф-редактора нашего издания.

Как Вы стали частью команды «Эксмо»?

— Как и все наши сотрудники, мечтал работать с книгами, отправил резюме и прибежал с горящими глазами на собеседование. Лет десять назад руководство «Эксмо-АСТ» начало развивать официальные сайты издательств, входящих в холдинг, в том числе сделало ставку на собственные книжные медиа (сейчас у многих издателей есть свои журналы или блоги, но тогда ничего подобного не было). Из-за этого сложилась достаточно комичная ситуация: я был на сто процентов уверен, что собеседуюсь в АСТ, рассказывал про любимые книги и авторов этого издательства, делился идеями, как бы продвигал те или иные проекты, но по итогу, как выяснилось, меня собеседовали сотрудники «Эксмо». Так и попал в команду нашего сайта, о чём ни разу не пожалел.

В чём заключается основная концепция издания?

— В продвижении наших книг и авторов. Каждый месяц в «Эксмо», «Бомборе» и наших импринтах выходят сотни новинок, и даже заядлым книголюбам достаточно сложно сориентироваться в этом разнообразии. Задача нашего журнала — рассказывать людям о наиболее интересных проектах. Наши редакторы честно читают книги, о которых у нас выходят материалы, поэтому пишут статьи со знанием дела. Отсюда, как мне кажется, и миллионы посетителей каждый год.

Есть ли в журнале какие-то рубрики, освещающие события вне книжного мира?

— По сути, в рамках журнала мы можем писать о чём угодно, за исключением нескольких табуированных направлений. Главное, чтобы в ассортименте были подходящие книги «по теме». Поэтому сегодня у нас может выйти статья о психологии отношений, завтра — о японских детективах-хонкаку, послезавтра — о кулинарии в Древней Руси и так далее.

Есть ли у Вас своя рубрика или проект? Или что-то намечено в планах?

— Лично у меня, к сожалению, нет. Иногда даю комментарии для наших статей, но собственных материалов давненько уже не писал. Недавно хотел сделать путеводитель по главным романам и повестям Бальзака, потому что с его огромной «Человеческой комедией» всё непросто. И статья о том, в каком порядке читать произведения, чтобы они друг друга дополняли и перетекали одно в другое, уверен, могла бы пригодиться многим книголюбам. Но, увы, руки не доходят. Надеюсь, в скором времени всё же напишу её.

Можете раскрыть секреты эффективной работы главного редактора?

— Как такового секрета и нет. В первую очередь мы очень любим и уважаем то, чем занимаемся. А во вторую — важны профессионализм редакторов, слаженная работа команды и регулярные публикации на основе контент-плана. Мы — фанаты своей работы.

Познакомились ли Вы с какими-то значимыми для Вас или для журнала личностями?

— Да, но в моём случае знакомства происходят по переписке, так как я уже шесть лет работаю удалённо. А вот редакторы журнала, работающие в офисе, знают многих авторов лично и с некоторыми из них даже поддерживают приятельские отношения.

Согласны ли Вы с тем, что главный редактор выстраивает работу издания исходя из своих интересов и взглядов?

— Отчасти. Как мне кажется, зависит от типа медиа и руководителя. Безусловно, в работе каждой команды есть «главредский отпечаток». Иногда он ярко выражен, особенно если главный редактор — тщеславный человек, который при первом удобном случае пытается заявить о себе миру. Лично я стараюсь держаться в тени и давать полную свободу творчества редакторам. Потому что считаю, что медиа в первую очередь делают работающие «на земле» люди, а не руководители. Задача главного редактора — чтобы сотрудники «горели» работой, направлять их и выбирать из предложенных ими идей наиболее интересные. В других изданиях может быть иначе, но у нас так.

А как Ваши интересы и взгляды находят отражение в жизни журнала?

— Как уже говорил, я сторонник творческой свободы редакторов. Раз в месяц мы встречаемся на издательских планёрках с редакциями художественной и нехудожественной литературы. Бренд-менеджеры представляют нам главные проекты, которые выйдут в следующем месяце, мы внимательно выслушиваем коллег, отмечаем для себя наиболее интересные книги, о которых можно было бы рассказать читателям. Затем проводим свою планёрку, составляем контент-план, всё обсуждаем, выбираем те позиции, где было больше всего «пересечений», а также подходящие форматы (эту книгу «отрабатываем» в виде теста, эту — в виде статьи, здесь уже напрашивается путеводитель по творчеству/направлению, тут — можно сделать хороший тематический список и так далее). А затем уже приступаем к работе засучив рукава.

Какова, по Вашему мнению, роль и значимость журнала для развития издательства «Эксмо»?

— Большая. Зачастую наша работа не сказывается напрямую на продажах, но мы задаём тренды и одними из первых рассказываем об авторах и направлениях, которые впоследствии «выстреливают». Так было много раз. И пусть наша работа не всегда остаётся замеченной со стороны руководства, но, когда начальство просит нас рассказать о том или ином книжном тренде, в девяносто девяти процентах случаев мы можем со спокойной совестью сказать: «Мы уже написали об этом лонгрид полгода назад».

Взаимодействует ли издание с читателями или другими институтами культуры и общества?

— Мы внимательно читаем комментарии в социальных сетях и отвечаем на письма, которые читатели присылают нам на корпоративную почту. Иногда нам пишут с предложениями запартнёриться другие издания. Что-то из этих коллабораций получается, что-то — нет. Но всегда стараемся идти навстречу новым идеям.

Среди читателей какого возраста и рода деятельности журнал популярен более всего?

— Да, проводили. Основная аудитория нашего сайта — девушки до тридцати пяти лет. Проживают в крупных городах, в основном — в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Много читателей из Беларуси, Германии и США, а также стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

Насколько большая команда трудится над созданием онлайн-журнала?

В данный момент нас четверо: я, два пишущих редактора (раньше было три) и наш технический редактор, который верстает все статьи, новости и тесты. Иногда заказываем статьи у фрилансеров — как правило, бывших сотрудников журнала. Каждую неделю у нас выходит по шесть-семь статей и тестов, не считая новостей. Не так уж и много, но, к сожалению, реалии последних лет вынудили сократить количество выпускаемого контента, потому что его просто-напросто негде распространять из-за блокировок части соцсетей, переизбытка книжного контента в целом и изменения поведения пользователей.

Кто может стать автором, как часто обновляется актив авторов?

— Как правило, наш круг достаточно узок: это либо текущие, либо бывшие сотрудники издательства, а также наши писатели (их контенту мы уделяем особое внимание). Впрочем, в скором времени у нас появится несколько новых вакансий в журнале. Поэтому в данный момент мы открыты для сотрудничества.

В чём заключается залог успеха журнала?

— Как уже говорил, в любви к тому, что делаешь. Без неё никак.