Найти в Дзене
Оксана Дмитриева

Повышение НДС до 22 % будет еще больше будет подавлять экономический рост

Проект бюджета на 2026 год с предложением повысить НДС до 22% и заставить платить НДС малый бизнес при общем объеме выручки свыше 10 млн рублей будет с одной стороны провоцировать инфляцию, с другой – еще больше подавлять экономический рост.

Данная новация продолжает фактический курс финансового блока и ЦБ на охлаждение экономики и формирование искусственного тормоза экономического роста.

Недостаток доходов бюджета для финансирования расходов бюджета вызван двумя факторами: во-первых, существенным снижением темпов экономического роста, а следовательно, сокращением доходов бюджета; во-вторых, все возрастающими расходами бюджета на компенсацию высокой ключевой ставки в части роста расходов на обслуживание долга, субсидирования процентных расходов по ипотеке, кредитам промышленным предприятиям и АПК.

При этом и падение темпов экономического роста, и возросшие расходы на обслуживание долга, и потребности субсидирования процентной ставки по кредитам в свою очередь вызваны фантастически высокой ключевой ставкой и не менее абсурдной политикой долга с избыточными заимствованиями и формированием фонда национального благосостояния за счет заимствований.

При обсуждении в Государственной Думе федеральных бюджетов на 2022, 2023, 2024 и 2025 год мною последовательно вносились предложения на сокращению объема заимствований и прекращению направления средств в ФНБ.

В 2024 году в журнале «Финансы: теория и практика» опубликована моя статья, где подробно проанализирован рост государственного долга, рассчитан объем избыточных заимствований и показано, как в результате такой политики долга произошел рост расходов на обслуживание долга.

Так, с 2000 по 2024 год прирост государственного долга составил 24,5 трлн. рублей. При этом, потребность в покрытии дефицита бюджета составила всего 10 трлн. рублей за 24 года. При этом скалярное сальдо (поступления +, использование -) Фонда национального благосостояния за этот же период составило 9,5 трлн. рублей.

Заимствования сверх необходимости покрытия дефицита бюджета, осуществляемое даже при профицитных бюджетах, привело к необоснованному росту расходов на обслуживание долга, что ложится непомерным бременем на бюджет в сложный период, который мы переживаем сейчас.

Так, расходы на обслуживание долга выросли с 1,82% от расходов бюджета в 2009 года (самая низкая за рассматриваемый период) до 5,7% в 2024 году. При этом впечатляют и потери от тактики вложения своих средств через ФНБ под низкие проценты с одновременными заимствованиями под высокие.

За рассматриваемый период расходы на обслуживание долга составили 14,1 трлн рублей, а доходность от вложения средств ФНБ в 7 раз меньше. И при этом, часть средств в ФНБ в составе золотовалютных резервов ЦБ просто заморожена.

Таким образом, политика долга, формирования Фонда национального благосостояния России, денежно-кредитная политика с высокой учётной ставкой нуждаются не только в экономическом анализе, но и в расследовании на соответствие национальной безопасности страны.