Часть первая. Благовещенск и его побратим Хэйхэ.
Встречаются в России удивительные и неповторимые города, которые не похожи ни на один другой населенный пункт нашей Родины. Расположение этих поселений и их трогательная красота всегда будоражит воображение, а после того, как вы покинете такой город, нити человеческой памяти безжалостно возвращают обратно и у вас обязательно периодически возникает непреодолимое желание вернуться в это место, приехать сюда, чтобы побродить по чистым и опрятным улицам с ажурными цветниками, увидеть счастливых, неизвестных вам людей, неспешно гуляющих вдоль красивой набережной, окунуться в совсем другую, непривычную жизнь, почувствовать ветер перемен и познать, что же такое понятие «вера» для жителей именно этого города. Посещая эти новые благодатные места, мы словно открываем невзрачный кованый старинный сундук. Распахнули неприметный ларец и вдруг нашему ошеломленному взгляду открываются драгоценные, сказочные и невообразимые сокровища невероятной красоты. Неожиданная находка таких поселений значительно расширяет спектр наших чувств и искренних эмоций, ну а если там присутствует еще и ВЕРА, то все это вместе дает живительные капли Божьей росы, которые падают, питая иссохшую, истерзанную, опустошенную человеческую душу.
Для меня одним из таких ухоженных и уютных городов с православной верой является поистине прекрасная столица Амурской области — солнечный город Благовещенск, единственный административный центр в России, расположенный на самой границе нашей необъятной страны. Расстояние от этого города до соседнего китайского Хэйхэ всего 800 метров, а простирается граница по Амуру-батюшке - великой реке Дальнего Востока, объединившей две мощные державы. На территории Благовещенска проживает примерно 240.000 человек.
Местная поэтесса, Судакова Юлия, на 160-летие Благовещенска написала такие строки:
«….Здесь так принято, только «во благо»
Создавать, развиваться и жить.
И за то Благовещенску слава!
Нам завещано благо дарить.
Нам, живущим на самой границе,
Там, где Зея целует Амур,
В самом центре, в амурской столице,
Среди гордых архитектур….».
Многие люди, впервые попав в Благовещенск и увидев довольно близко новые многоэтажные дома, развлекательные сооружения и торговые центры на противоположном берегу водной артерии, считают, что пред их взором предстал соседний микрорайон этого населенного пункта. Они сразу рвутся посетить интересное место, так как ни пограничных застав, ни самих военных, визуально, когда любуешься Амуром-батюшкой и близлежащими красотами, им не видно. Наши азиатские «братья» предусмотрительно все надписи на своих торговых центрах сделали исключительно большими буквами на русском языке и заботливо повернули вывески в сторону Благовещенска (что также вводит в заблуждение неискушенного командировочного зеваку или заезжего туриста).
По вечерам, со стороны центральной набережной, обывателям и гостям Амурской столицы значительно легче сориентироваться, что красивые, близко расположенные дома - это не Русь-матушка, а «завуалированная» застройка китайского города-побратима, так как на некоторых высотках есть огромные светящиеся красные и золотые иероглифы. Кроме того, в сумерках на большом, круглом, интерактивном экране легко разглядеть мотивирующие короткометражные ролики о том, как восхитительна жизнь в Китае и насколько улыбающиеся жители Поднебесной счастливы и беззаботны.
Кстати, в Благовещенске вы никогда не заблудитесь даже ночью, так как улицы здесь четко и ровно выстроены, практически перпендикулярно друг другу, а на дорогах нет интенсивного движения, при этом водители очень доброжелательны и обычно никуда не торопятся. Все пересекается под прямым углом, а кварталы имеют правильную квадратную или прямоугольную форму. Говорят, что при закладке этого удивительного города Николай Николаевич Муравьев взял за основу планировку военных городов Древнего Рима. Благовещенск спланирован четко по сторонам горизонта, как с севера на юг, так и с запада на восток.
В Амурской столице вы всегда поймаете на встроенное автомобильное радио сразу несколько китайских волн и с удовольствием прослушаете душевные, мелодичные песни Поднебесной на китайском языке.
Раньше в Благовещенске приходилось регулярно платить по две, а то и по пять тысяч рублей «дорогому красному» оператору, так как китайская мобильная связь перебивала российскую, и телефон безжалостно ежедневно слал смс-сообщения о том, что ты пребываешь в дружественном Китае. Это единственное, что оставило у меня в воспоминаниях негативный след от пребывания в добром, ставшим уже родным и любимым, Благовещенске.
В последнее время город стал еще прекраснее: появился шикарный каскад светомузыкальных потрясающих фонтанов , занимающий обширную площадь, аккурат расположенный так, чтобы китайские друзья видели, что и мы «не лыком шиты».
Невероятной красоты аллея фонтанов считается крупнейшей в Евразии и собирает летом огромное количество зевак не только из жителей города, но и из гостей амурской столицы.
На набережной, по вечерам, радует глаз переливающаяся подсветка. Появились затейливые скульптуры из разных материалов и привлекательные красочные арт-объекты.
Вдоль любимой набережной, не мешая друг другу, расположились местные вокалисты и музыканты, которые по выходным дням услаждают слух своим творчеством, а надо сказать, что гуляющих и отдыхающих у Амура здесь бывает немало.
В последнюю поездку мне запомнился молодой симпатичный китаец, который довольно сносно пел незамысловатые песни на родном языке. Рядом красовалась табличка, которая гласила, что он ищет русскую невесту и слезно просит помочь китайскому жениху в этом важном вопросе.
Как и десять лет назад, сегодня также в Благовещенске меня удивляют красные фонарики, которые встречаются повсеместно, даже в парках, но ярче всего они сверкают, беззаботно качаясь на кафе китайской кухни. Хороши также элементы декора Поднебесной, которые появляются всегда неожиданно перед твоими изумленными очами в самых разных непредвиденных местах. Как в народе говорят: «город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный». Настоящую китайскую кухню, не выезжая за кордон, можно попробовать именно в Благовещенске.
Даже у нас в Хабаровске - столице Хабаровского края, еда соседнего государства не такая вкусная и разнообразная, и мы намного отстаем от Амурской области, а что говорить о московских заведениях, в которых мне довелось побывать - там вообще ничего от китайской кухни в блюдах не осталось, ни специфических восточных приправ, ни сладко-горько-кисло-соленого «разновкусия», ни внушительных размеров порций, хотя фотографии в меню были, с моей точки зрения, практически приближены к китайскому оригиналу. Секрет необыкновенной благовещенской ресторации заключен в людях, ведь в городе, в основном, готовят превосходные искусные повара из Поднебесной. Аппетит здесь приходит не только во время еды, но и от уличных запахов у кафе, красочных картинок внушительных блюд в меню заведений и в рекламных буклетах, которые вам вручают уличные зазывалы.
Однако всегда надо помнить наши русские поговорки: «Весь сыт, а глаза голодны» ,«ешь, да не жирей, будешь здоровей», « кто жаден до еды - дойдет до беды». Разнообразие привлекательного ассортимента, относительная ценовая доступность и большой объем порций (непривычный нашему потребителю),легко вводят в заблуждение, поэтому на столе после трапезы часто остается много невостребованной еды, особенно, если гость пытался есть новым инструментом - китайскими палочками, а центр насыщения едой у него сработал неожиданно быстро (пока едок с большим трудом пытался выуживать из блюд вкусные и сочные микро-кусочки экзотическим и сложным устройством).
Моя давняя подруга помнит, как они в семидесятые-восьмидесятые годы жили с родителями в Благовещенске и в окно можно было увидеть плохонькие жилища китайцев деревеньки Хэйхэ , а также женщин, которые полоскали постиранное белье в реке Амур. Надо сказать, что лихие девяностые все изменили: на месте китайской деревни постепенно вырос красивый городок с многоэтажной застройкой и большими просторными торговыми центрами, с пешеходными улицами, на которых вас весело встретят привлекательные фигурки.
Спасибо за все это нам, российским туристам, «челнокам» и предпринимателям!
Мне довелось несколько раз побывать в китайском Хэйхэ. На моей памяти, минимум дважды, за время моих рабочих командировок там проходила Дальневосточная урологическая конференция, на которой приходилось представлять фармацевтическую компанию и ее лекарственную продукцию. Печати на командировочные удостоверения ставились организаторами мероприятия на берегу Благовещенска, а через двадцать-тридцать минут мы уже перебирались в современный Хэйхэ. Профессора из Москвы, Питера и Сибири очень удивлялись такой оперативности и легкому пересечению границы двух стран. Конференция урологам и представителям фармкомпаний всегда нравилась, так как познавались не только умные научные доклады светил России, но и красоты Поднебесной.
Запомнились «помогайки» - они появились в двухтысячные годы, когда наши туристы и «челноки», особо не знавшие ни английского, ни тем более китайского, стали курсировать между двумя странами в поисках нужного товара. В руках у них всегда был неизменный атрибут того времени - огромная клетчатая плетеная сумка. Об этом непростом для нашей страны периоде неизменно напоминает городской«Памятник Амурскому предпринимателю», красующийся в самом сердце Благовещенска. Мужчина в типаже Шурика из фильмов Леонида Гайдая несет в правой руке огромный баул в клеточку, возможно, с вещами или игрушками, а на плече его красуется огромная коробка с бытовой техникой или электроникой.
Помню, что в Китае, как только выходишь из зоны таможенного контроля, то сразу видишь, что тебя встречает улыбающийся счастливый китаец, который слегка выучил русский язык, причем его основными фразами, которыми он тебя жалует, обычно были: «Я помогай!», «Я помогать!», ну, а если очень повезет, то «Я помогай тебе, мой корефан!». Так и прозвали сообразительные благовещенцы этих навязчивых помощников - «помогайками». Хитрые азиаты-посредники водили неискушенных россиян только в «правильные» рестораны и магазины, где все было значительно дороже. В предложенных «помогайкой» местах продавцы намного хуже снижали цены на свои товары, так как ушлый житель Поднебесной получал от соотечественников определенный (по слухам, очень внушительный) процент в юанях, который неизменно закладывался в цену товаров. Многие люди не отказывались от услуг слегка говорящего китайского гида, даже зная все нюансы такого «помогающего» сервиса. Вспоминается, как мне рассказала одна женщина, что с помощью «помогайки», который привел ее в мастерскую, она за одну ночь (!) сшила у китайской швеи три прекрасных костюма (абсолютно разных) и без единой примерки. Наши люди тоже считали себя говорящими на китайском языке и способными выбить большую скидку в китайский торговых центрах, когда двигались без услужливых помощников, особенно, если они выучили хотя бы два слова на языке побратимов - «сЕсе» (спасибо) и «ни хАо» ( здравствуйте).
В «доковидные» времена в Благовещенск прибывало довольно много активных китайцев, которые гурьбой проникали в разные магазины и супермаркеты, громко щебетали на своем языке и радостно скупали коробками и ящиками наши шоколадки «Аленка», лучшие конфеты и другую вкусную снедь. Запомнились мне также влюбленные парочки, которые приезжали разнообразить свою жизнь, отдохнуть вдохновенно с романтикой в России, благо все таможенные досмотры и переезд занимали всего несколько минут. Счастливые китайцы с китаянками в обнимку бродили по центральным улицам столицы Амурской области (говорят, в Поднебесной не очень поощряется публичное выставление своих чувств напоказ, а здесь, в Благовещенске, они могли полностью расслабиться и легко влиться в общий поток).
Встречались в наших торговых центрах китайские предприниматели, которые скупали мешками изящные российские золотые украшения. Этому было дано объяснение — золото матушки-России стоило значительно дешевле, чем в Китае, при этом, изделия были затейливой формы и красивого, непривычного для жителей соседней страны, цвета ( в Поднебесной золото имеет лимонно-желтый цвет).
Много захватывающих историй можно рассказать о славном городе Благовещенске. Особенно хороши байки таксистов, которые рассказывают про сообразительных местных пенсионерок, которые успешно сдают свои благовещенские квартиры и преспокойно живут в Китае на противоположном берегу Амура, снимая там жилье и шикарно питаясь китайскими продуктами, а также сногсшибательными блюдами Поднебесной, периодически осуществляя недолгий и необременительный вояж в Благовещенск с целью проведать свои квартирки и закупить русские продукты. Причем, со слов таксистов, у бабушек остаются, после всех их авантюрных приключений, деньги и умные пенсионерки заботливо кладут их на свои сберегательные счета. Как говорили наши предки на Руси: «Цена по товару, а товар по цене», «проси много, а бери, что дают», «с прибытку - голова не болит», «если б на прибытки да не убытки, то и девать бы некуда»». На этом позвольте, дорогие читатели, закончить первую часть моего рассказа о прекрасной столице Амурской области. Крупными мазками дана картина, как дружно на краю нашей необъятной страны соседствуют рядом два города-побратима такие же разные, как амурский тигр и китайская панда, имеющие отличную друг от друга веру и традиции. Хэйхэ — это буквально «ворота в Китай», город умудрился стать побратимом не только славному Благовещенску, но и Красноярску, Якутску, однако, именно Амурская столица всегда будет ему ближе, виднее и роднее.
Продолжение следует…..