Подборка кратких материалов, чтобы быстро освоить Конституционное право России
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Традиционно в истории российского конституционализма выделяют три периода (до октября 1917 года (досоветский); с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг. (советский) и современный (нередко называемый постсоветским). Это деление достаточно условно, однако отражает процессы, происходившие в обществе и государстве. К первому периоду относят все, что происходила в сфере становления конституционализма до октября 1917 года. Этот период продолжительный и формирование прообраза конституционно-правовых отношений в области организации и функционирования государственной власти можно отнести ко временам Киевской Руси
Внедрения идей дворянского конституционализма в XVIII в. связывают с именами Н. И. Панина, Д. И. Фонвизина, А. Р. Воронцова и разработанным ими проектом конституции. Стоит отметить, что выдвигаемые в этот период идеи не пытались изменить сущность на тот момент феодального государства во главе с монархом, однако, предпринимали некоторые попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, внедрить в общественное создание необходимость изменений.
Просветительство, как новое течение общественно-политической мысли в России второй половине XVIII в. (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и др.) обсуждало ограничение власти монарха и выступало за народное представительство, которое должно было занять центральное место в механизме государственной власти.
Развитие конституционной мысли в России XIX в., с одной стороны, шло по дворянско-либеральному (буржуазно-либеральному) направлению – нередко его называют этапом революционно дворянского конституционализма. Яркими представителями его считаются: А. И. Герцен, П. И. Пестель, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, А. В. Бердяев и другие. Так, П. И. Пестель в «Русской правде» выдвигал идею конституционной монархии, а Н. М. Муравьев рассматривал для России такую форму территориального устройства как федерация. С другой стороны, были сильные позиции и у так называемого монархического (правительственного) направления, его представляли М. М. Сперанский, П. И. Шувалов, Н. Н. Вяземский и другие.
В начале XIX века все больше появляются так называемые писаные конституционные акты для разных частей Российской империи, которые во многом заложили основы для дальнейших разработок конституционно-правовых норм. Так, уже в 1809 году на основе императорских манифестов была сформирована некодифицированная конституция Финляндии, а первым действующим конституционным актов на территории Российской империи считается подписанная в 1815 г. Александром I Конституция Царства Польского, а в дальнейшем была принята Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая с 1879 по 1947 гг.)
Объективное взаимопроникновение идей по определенным вопросам положительно влияло на выработку наиболее приемлемых идей государственного строительства с учетом специфики России
Стремление применить западную модель к российским условиям превалировала среди либерального направления, поэтому предлагалась конституционная монархия с двухпалатным представительным органом сословного характера со стороны Б. Н. Чечерина (1828–1904), при этом он же в начале XIX века предупреждал об отсутствии условий для парламентаризма в России. Н. М. Коркунов (1853–1904), как яркий представитель юридического позитивизма, не был приверженцем естественного права, при этом справедливо считал, что государство – есть общественный союз для принудительного властвования над свободными людьми. Государственное право должно определять организацию государственной власти, регламентировать ее деятельность и устанавливать права и обязанности граждан, а государственное управление – есть важнейшее условие конституционной законности. Сторонник социологического позитивизма М. М. Ковалевский (1851–1916) предлагал идею конституционного правового государства по «английскому типу», критикуя при этом такую модель за формализм и обслуживание интересов правящего класса.
Знаковым событием того времени явилась разработка документа, уже традиционно называемого первой российской конституцией – «Государственная уставная грамота Российской империи» в 1818 году. Многие ученые считают, что 1881 году Россия уже могла бы получить первую Конституцию, но охватившее страну революционное движение и многочисленные исторические события того времени не позволили в полной мере осуществить намеченные планы. На рубеже XIX – начала XX веков в России сформировались и укрепились многочисленные идеи конституционализма, страна планомерно шла по пути разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов.
17 октября 1905 года издается Высочайший Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», а уже в 1906 году учреждается Государственная Дума и Государственный совет. Принятый в апреле 1906 года законодательный акт «Основные государственные законы Российской империи» стал наиболее значимым правовым документом, создавал в определенной мере нормативную основу для построения конституционной монархии в стране
В этот период шел процесс практической конституционализации – провозглашались базовые права и свободы (свобода слова, совести, собраний и др.), формировались избирательные права. Учрежденные Государственная Дума стала во многом заложила основы российского парламентаризма, фактически формировался конституционный строй России, безусловно, существенно ограничивая существовавшие веками основы самодержавия.
Завершением первого этапа можно указать февраль 1917 года, ознаменовавший собой прекращение существования монархии. Провозглашение Временным правительством Россию республикой и формирование Учредительного собрания, которое уже в октябре 1917 года было распущено. Так называемый второй период 1918 – 1978 гг. (советский) и третий – современный (нередко называемый постсоветским) также представляют интерес для изучения становления конституционного строя России
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИЙ В ПЕРИОД 1918 – 1978 ГОДОВ
В этот период происходит коренное реформирование существующих до него общественных отношений: значительный вклад внесли принятые декреты: о мире, о земле, о власти, о национализации банков. Был учрежден Совет народных комиссаров, провозглашались права трудящихся, формировались принципы рабочего контроля на предприятиях. На этом историческом этапе в основе построения государства стояли классовые интересы, господство одной политической партии, общественные интересы ставились выше личных.
Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом советов. Россия провозглашалась республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, закреплялось единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности, федеративное устройство государства строилось на основе национально-территориального принципа, провозглашалась цель – победа социализма во всем мире. Необходимо отметить, что в этой Конституции не признавались равные права за всеми гражданами, преимущество было именно у трудящихся, а рабочие имели более высокую норму представительства, чем крестьяне.
С 1922 года Россия стала частью Союза Советских Социалистических Республик. После принятия Конституции СССР 1924 года в 1925 году принимается вторая Конституция РСФСР, которая закрепила новый статус России, и в ней присутствовали положения, направленные на смягчение политической и экономической ситуации в стране после завершения Гражданской войны
Принятая на основе Конституции СССР 1936 года третья Конституция РСФСР 1937 года закрепила руководящую роль коммунистической партии, было в некоторой степени смягчение формулировок относительно обеспечения равноправия граждан и провозглашена полная победа социализма. Эта Конституция РСФСР просуществовала более 40 лет, повторяя во многом положения Конституции СССР 1936 года. По своему содержанию они были достаточно демократическими, однако в полной мере реализовать потенциал заложенных в них норм не представлялось возможным в силу объективных обстоятельство того времени.
Стоит отметить, что конституционное строительство в данный период шло по пути, когда в содержательном плане конституции республик мало чем отличались от главного нормативного акта страны. Нередко в исследованиях по данной тематике можно встретить трактовку, что, начиная с 1922 года все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций.
Последняя Конституция советского периода была принята в 1978 году – Конституция РСФСР, сразу после принятия Конституции СССР 1977 года. В ней превалировали концепции «развитого социализма» и построения «общенародного государства». Политическую основу определяли Советы народных депутатов, посредством которых народ реализовывал властные полномочия, а формами прямой (непосредственной) демократии выступали всенародное голосование и референдум. Можно сказать, что происходило перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть.
Стоит отметить, что по уровню юридической техники, закреплению демократических принципов, расширив формулировки о правах и свободах человека и гражданина – Конституция РСФСР 1978 года в определенной степени превосходила ранее принятые Конституции. Это еще раз указывает на тот факт, что юридическая наука не стояла на месте, а происходящие в обществе процессы находили свое отражение в положениях главного нормативного правового акта страны
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ 1989–1993 ГОДОВ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА
Начавшиеся после 1985 года преобразования в стране коснулись практически всех сфер жизни общества и государства. Происходит отказ от социалистической модели развития, признается политический плюрализм и многопартийность, соответственно, отказ от монополии единственной в то время партии – коммунистической. Вводится принцип разделения властей, тем самым идут существенные изменения в системе государственной власти, которые затронули и избирательную систему страны.
На этом этапе происходит координальное реформирование многих областей: признается частная собственность, провозглашается свобода предпринимательства. Изменения коснулись и внутрифедеративных отношений, а также значительно были расширены права местного самоуправления. Уже в 1992 году был заключен Федеративный договор, ставший составной частью действующей на тот момент Конституции.
Этому предшествовало принятие достаточно знакового нормативного правового акта – Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР, который занимает особое место в обеспечении подлинного суверенитета России и явился основой для дальнейшего конституционного строительства: провозглашался приоритет Конституции РСФСР над законами СССР, а в дальнейшем о своем суверенитете объявили все советские республики
Закреплялись основы построения демократического государства: принцип разделения властей, равноправие политических партий и общественных организаций, равные юридические возможности для всех граждан, признавалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, краев и областей. В декларации провозглашался суверенитет РСФСР и намерение создать демократическое правовое государство в составе обновленного Советского Союза. Примечательно, что день принятия декларации, 12 июня, отмечается как День России, национальный праздник в Российской Федерации с 1992 года.
Столь сложные и неоднозначные реформы того времени до наших дней не находят единой оценки, в то же время необходимо признать их значимость в историческом развитии российского государства. В этот период разрабатываются многочисленные альтернативные проекты основного закона страны, создаются соответствующие комиссии
На основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 года № 669 «О мерах по завершению подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации» 5 июня в Москве было созвано Конституционное совещание. Состав его был достаточно обширен, в него вошли представители Президента и Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры и судов, должны были также войти члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов. Включены были и представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей политических партий, общественных, молодежных, профсоюзных и религиозных организаций на основании Указа Президента Российской Федерации № 718 от 20 мая 1993 года.
Нередко отмечается, что выдвинутый Президентом России проект Конституции критиковался за чрезмерные полномочия главы государства и отказ от закрепления принципа социального государства, что в определенной мере способствовало конституционному кризису, а принятые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» меры привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 года в истории России
В дальнейшем Конституционное совещание уже работало в усеченном составе и важное значение привнесла деятельность Комиссии Конституционного совещания по доработке проекта Основного Закона. Особо ценно, что в ее число вошли известные государственные и общественные деятели, представители политических партий и руководители юридических ведомств.
Дискуссионными в его работе стали многие вопросы, однако, некоторые из них требовали особого внимания, такие как природа и роль Российского государства – должно ли государство быть ответственно за обеспечение достойной жизни своих граждан или преимущественно осуществлять полицейские функции. Не остались без внимания вопросы о соотношении индивидуализма и коллективизма, природе российского федерализма – важно отметить, что договорной характер федерализма означал, что Российская Федерация основана на договоре, а не на Конституции. Это могло породить серьезные правовые последствия, не исключая потерю целостности государства. Конституционное совещание отвергло принцип договорной федерации и этот факт во многом причисляют к историческим заслугам этого совещания. Таким образом был закреплен принцип основанной на Конституции федерации: единой и неделимой, где базовым выступает суверенитет России.
Исследовались вопросы, связанные со статусом Президента России, месте его в системе разделения властей и объеме полномочий. Закреплялось, что Президент Российской Федерации является главой государства, а не главой исполнительной власти (ранее существовала именно такая конструкция) при этом наделение достаточно обширными полномочиями было объективно продиктовано масштабными функциями главы государства.
Предшествующий опыт государственного строительства России, где требовался надлежащий контроль над всей огромной территорией многонационального государства, в должном объеме нашел свое отражение в разрабатываемом главном нормативного правовом акте страны. Итогом было провозглашено социальное правовое государство, где человек, гражданское общество и государство находятся во взаимосвязи с целью объединения свободы личности и силы государства.
Необходимо отметить, что Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» приостановил действие ряда статей Конституции 1978 г., была прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета Российской Федерации и нижестоящих советов народных депутатов. На основе указов Президента Российской Федерации был назначен референдум по проекту новой Конституции России.
10 ноября 1993 г. проект Конституции Российской Федерации был опубликован в «Российской газете». 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция, ознаменовавшая совершенно новый этап в развитии российского конституционализма. В референдуме приняли участие более 54% граждан России, имеющих на это право и более 58% из них проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта. С 25 декабря 1993 года – со дня ее официального опубликования Конституция Российской Федерации вступила в силу.
Принятая Конституция России включала в себя преамбулу и два раздела: в первом были закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определил заключительные и переходные положения, в котором прослеживалась преемственность, олицетворяя неизменную стабильность конституционно-правовых норм.
Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права
Система конституционного права и ее место в системе права
Источники конституционного права
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Какие периоды традиционно выделяют в истории становления российского конституционализма?
2. Охарактеризуйте идеи дворянского конституционализма в истории России до 1917 года.
3. Когда были учреждены Государственная Дума и Государственный Совет в России?
4. В каком году Россия была провозглашена республикой, какие непосредственно события этому предшествовали?
5. Какие основные положения были зафиксированы в первой Конституции РСФСР принятой 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом советов?
6. Когда была принята вторая Конституция РСФСР, принятие какого нормативного правового акта ей предшествовало?
7. Какая Конституция РСФСР просуществовала более 40 лет и какие основные положения были в ней закреплены?
8. Охарактеризуйте Конституцию РСФСР 1978 года
9. Раскройте значение принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» для дальнейшего конституционного строительства в стране
10. Перечислите дискуссионные вопросы, которые обсуждались при подготовке проекта Конституции России и носили принципиальное значение для построения государства
С уважением, Ковалева Наталья
Еще больше интересного здесь и здесь