Храм Преображения Господня в селе Красном, Старицкого района Тверской области.
Это копия Чесменской церкви в Санкт-Петербурге, построенной в 1777 году в честь победы русского флота в одноименном морском сражении. Неоготическое чудо в русской глубинке. На меня произвела большое впечатление. Когда я ехал на автомобиле понимал, что должен увидеть. Бывал у Чесменской церкви в Питере.
Но Питер насыщен выдающимся архитектурным памятниками, а тут вдруг среди полей, лесов, обычных сельских домиков и пейзажей открывается из-за деревьев нечто прекрасное!
Церковь постоена по желанию статского советника Марка Фёдоровича Полторацкого. Знаменитого оперного певеца своего времени.
Чесменская церковь очевидно поразила его. И не его одного. Такая же церковь появилась и в Псковской губернии. Никольский храм в Посадниково был построен в имении фаворита императрицы, генерал-адъютанта Александра Ланского (в 1781-1784 годах). Но она к сожалению не сохранилась до нашего времени. От остальных она отличалась отдельно стоящей колокольней. В Питере и под Старицей колокола расположены в башенках на кровле.
Мы поднялись в башни.
Мы были не единственные кто приехал посмотреть. Чувствуется, что людской ручеёк течёт сюда постоянно. Подъезжают автомобили с семьями, подходят пешие туристы с рюкзаками.
Внутри храма собралась небольшая группа таких путешественников. И благородного вида дама (именно так мне хочется её называть) провела исторический экскурс с рассказом о храме и его близнецах, о периоде запустения и восстановления. Особенно хочу отметить великолепную акустику в сводах, которую она продемонстрировала своим пением.
Потрясает насколько гармонично могли строить наши предки, делая храм не только великолепным снаружи, но и настоящим инструментом для проведения служения в нём.
Фотография только сводов. Иконостас попросили не фотографировать. Я не понял почему нельзя и не расслышал причину. Но если просят…
Иконы в основном новодельные, изредка старинные из пожертвований. Былое убранство не сохранилось. В здании был колхозный склад.
Колхозный склад… Мое воображение рождает такие картины. Много времени вокруг этого здания как вокруг солнца происходит местная жизнь со всеми радостями и горем. Венчаются пары, крестят младенцев, отпевают усопших.
Нарядные приходят на воскресеные и праздничные службы. А потом все. Склад. Убранство куда-то исчезает. Слышал формулировку «разграблено».
Но не знаю можно ли так говорить. Возможно кто-то делал попытки сохранить для потомков. Возможно частично для молельного дома, кои устраивали при закрытии церквей. Пишу это не для того, что бы разжечь очередную «гражданскую войну» в комментариях, когда одни клеймят большевиков, другие наоборот царизм и так далее из крайности в крайность. Пытаюсь представить как это все было…Вообще сюжет для кинематографической драмы.
Самое главное церковь выстояла и поражает нас своей необычной красотой. К примеру её псковская сестра пришла в упадок задолго до революции. Уже вскоре после смерти владельца усадьбы все в ней стало без должного ухода и надзора. И местные крестьяне повадились кирпичи для нужд хозяйства таскать. И так по кирпичику долгие годы, рухнула и разобрана в начале 1920-х. Формально при советской власти, но без её участия и вины.
Практически все кто посетил это место и написал об этом в сети возмущаются нелепым и некрасивым забором из профнастила прилегающим к церкви. Вот мне он совершенно ничем не помешал и не возмутил.
В ней Пушкин говорят был в 1827 году, представьте сколько заборов с тех пор сменилось …. А она стоит и это главное. Нужно отдать должное её строителям, насколько они качественно строили и выбирали материал. Здание не реставрировалось капитально. Усилиями прихода сделан ремонт. Разными руками, где-то с огрехами и неточностями. Особенно это заметно когда по узкой летнице поднимаешься в башенку, все видно изнутри. И очевидно, что процесс ремонта здесь беспрерывный, постоянно нужно что-то делать.
У храма в любом случае лучшая судьба из всего принадлежавшего Полторацким. В руинах лежит господский дом усадьбы Красное. По дороге, у поворота с трассы на Торжок есть церковь начала 19 века. Она не в руинах, но в критическом состоянии. Под Торжком в развалинах стоит их парадная главная усадьба Грузины, некогда роскошный дворец, куда приезжали императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Вторая.
А вообще семейству принадлежало 25 населенных пунктов. Жена Полторацкого по имени Агафоклея Александровна была женщина очень предприимчивая, совершала много выгодных операций с недвижимым имуществом. Родила 22 ребенка. Не знаю правда сколько дожило до совершеннолетия, статистика тогда и у дворян была в этом отношении достаточно суровая. Но демографию усилила, потому фамилия Полторацких в дальнейшем часто встречается.
Крайне рекомендую к посещению это место!
Благодарю за внимание! Смотрите другие материалы канала!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!!!