Четырнадцатая часть краткого путеводителя по «Некрополю мастеров искусств» с точным указанием места захоронения на схеме.
Кюи Цезарь Антонович (1835–1918)
Выдающийся русский инженер-генерал, профессор фортификации, вошедший не только в историю русской инженерной мысли, но и как талантливый композитор и одарённый музыкант, входивший в творческое сообщество "Могучая кучка".
Родился в Вильно в семье Антона Леонардовича Кюи, бывшего офицера наполеоновской армии, получившего тяжелое ранение под Смоленском и после излечения, оставшегося в России.
Поселившись в Вильно, он женился на Юлии Гуцевич, дочери известного архитектора и до конца жизни преподавал французский язык в местной гимназии.
Его сын Цезарь, проявлявший с раннего детства способности к музыке после окончания гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию, которую блестяще окончил в 1857 году и был оставлен при академии в качестве преподавателя.
После начала Русско-турецкой войны 1877–1878 годов инженер – полковник Цезарь Антонович Кюи был направлен на театр военных действий, где лично руководил фортификационными работами по укреплению русских позиций под Константинополем.
После возвращения в Петербург был назначен адъюнкт-профессором одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской.
В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.
К началу 20-го века Цезарь Антонович Кюи был одним из самых авторитетных специалистов военно-инженерного дела не только в России, но и в Европе. В 1904 году был произведен в чин инженер-генерала.
Кроме занятий наукой он весьма преуспел и в музыке, которой увлекся в детстве, но никакого специального музыкального образования не имел и фактически был музыкантом и композитором самоучкой. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которого он стал в 1857 году.
Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал около 20 опер, в том числе «Кавказский пленник», «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка» на сюжеты произведений А. С. Пушкина и 300 романсов.
Мало кто знает, что именно Ц. А. Кюи стал одним из основоположников жанра детской оперы в России. Его произведения «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и сегодня с успехом идут не только в России, но и во всем мире.
Именно Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.
Скончался замечательный композитор и инженер в марте 1918 года. Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище рядом с женой Мальвиной Рафаиловной Кюи (1836–1899).
В 1936 году останки супругов вместе с надгробием, представляющим собой четырехконечный крест латинской формы на прямоугольном постаменте и цоколе серого полированного гранита были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Лебедев Сергей Васильевич (1874–1934)
Всемирно известный русский и советский ученый-химик, академик АН СССР. Известен в первую очередь, как изобретатель технологии получения синтетического каучука.
Родился 13(25) июля 1874 года в городе Люблине. В 1895 году окончил гимназию и поступил на Естественное отделение Физико-математического факультета Петербургского университета, где его наставником стал известный профессор-химик А.Е. Фаворский.
После окончания учебы С. В. Лебедев работал в университете, служил в армии, а в 1906 году отправился в Париж, где несколько месяцев стажировался у профессора Анри в Сорбонне.
Вернувшись в Петербург, защитил диссертацию и в 1913 году стал профессором Петербургского психоневрологического затем Женского педагогического института, и наконец Военно-медицинской академии.
Революционные события профессор Лебедев воспринял достаточно спокойно, и советская власть это оценила.
Начиная с 1922 года в его распоряжение была представлена первоклассная лаборатория, в которой имелось все необходимое для работы.
В 1926 г. Высшим советом народного хозяйства был объявлен конкурс на разработку метода получения синтетического каучука, победу в котором одержал С. В. Лебедев и его сотрудники.
В 1928 г. Сергей Васильевич был. избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Постановлением Правительства от 7 августа 1931 г. Сергей Васильевич Лебедев был награжден высшим советским орденом – орденом Ленина за «особо выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука».
В 1932 г. был избран действительным членом Академии Наук СССР. Весной 1934 года во время служебной командировки в город Ефремов (Тульская обл.) академик Лебедев заразился тифом, от которого скончался 2 мая 1934 года.
Был похоронен на Тихвинском кладбище. Надгробие, представляющее собой массивный прямоугольный пилон красного гранита на цоколе-площадке из плит, окруженный поребриком со ступенями и скамьей выполнено по проекту супруги ученого А. П. Остроумовой-Лебедевой знаменитым скульптором М. Манизером.
Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871 -1955)
Русский и советский художник – график, входившая в творческое объединение «Мир искусства». Яркая представительница изобразительного искусства эпохи Серебряного века.
Дочь чиновника Синода, сенатора и тайного советника Петра Ивановича Остроумова.
Училась в Академии художеств у Ильи Ефимовича Репина.
В 1898—1899 годах работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.
После возвращения в Петербург вступила в сообщество «Мир искусства и активно включилась в его детальность.
В 1905 году вышла замуж за ученого Сергея Лебедева, который приходился ей двоюродным братом.
В 1918—1922 годах преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники. С 1924 года входила в творческое объединение «Четыре искусства». С 1934 по январь 1936 года преподавала в Институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств.
Во время блокады оставалась в Ленинграде и продолжала активно работать, создав целый ряд графических работ, отображающих реалии того страшного времени. В июле 1942 года прошла персональная выставка работ Анны Петровны Остроумовой Лебедевой.
В 1949 году Анна Петровна Остроумова – Лебедева избрана действительным членом АХ СССР.
Скончалась 5 мая 1955 года и была похоронена в «Некрополе мастеров искусств» рядом с мужем.
Лисенков Иван Тимофеевич (1795–1881)
Сегодня имя этого человека ничего не скажет подавляющему большинству россиян, а ведь в свое время он был весьма знаменит и успешен.
Книгоиздатель и книготорговец, начинавший как приказчик и управляющий книжного магазина И. И. Глазунова, в 1836 году открыл один из лучших в столице книжных магазинов на Садовой 26 где как известно располагался Пажеский корпус.
Именно здесь во флигеле одного из самых престижных учебных заведений Российской империи располагался магазин Лисенкова в котором постоянно бывали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. Ф. Воейков, А. С. Пушкин, В. В. Булгарин, Б. М. Федоров, В. Г. Соколовскй и многие другие. Для многих своих знаменитых современников Лисенков стал литературным агентом и издателем.
Иван Тимофеевич Лисенков издал «Илиаду» Гомера в переводе Н. И. Гнедича, «Кобзарь» и «Гайдамаки» Т. Шевченко, сочинения Г. Квитка-Основьяненко, И. Котляревского, азбуку, детские книги, географические карты.
Лисенков был весьма успешен в делах и отличался высокой порядочностью и здравомыслием. Например, он не только заранее озаботился о месте своего упокоения купив участок на Тихвинском кладбище, но и заказал весьма необычное надгробие
в виде прямоугольного саркофага, установленного на ступенчатом цоколе.
На крышке рельефный четырехконечный крест. Саркофаг и цоколь со всех сторон испещрены надписями, представляющими из себя цитаты из литературных и религиозных текстов.
Честно сказать такого количества эпитафий на одном надгробии я больше не встречал. Приведу только парочку. Для облегчения восприятия напишу их в современной орфографии:
«Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке.
Число страниц их видно ВАМ:
Заглавье каждой книги ясно;
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберется ТАМ!»
«Уходит человек из Мира,
Как гость с приятельского пира;
Он утомился кутерьмой.
Усталь - довольно! отдых нужен:
Пора отправиться домой!»
Всего надписей на саркофаге и цоколе около десятка. Нет только фамилии, имени, отчества и дат жизни человека лежащего «под камнем сим». Однако то, что этот саркофаг, изготовленный в 1870 году, является надгробием Ивана Тимофеевича Лисенкова ни у кого сомнения не вызывает.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.