Митрополит Сурожский Антоний приводил примечательную историю, которая, возможно, и сегодня способна укрепить того, кто ее прочтет.
– Слепец по имени Вартимей годами сидел у дороги, прося милостыню. Он молил не столько о подаянии для поддержания жизни, сколько о том, чтобы кто-нибудь заметил его существование и проявил сострадание. Однако суть заключалась не в деньгах: мимо него проходили толпы людей, и никто не замечал человека, сидевшего в пыли, который был им чужд и не нужен.
Он был одинок. Пленником его делала не слепота, но человеческое безразличие. Он мог бы быть слепым среди любящих людей и оставаться живым душой, но здесь он замертво сидел у дороги. Все проходили мимо. Наиболее же трагичным представляется то, что когда по этой дороге шел Спаситель Христос, окруженный толпой, внимавшей каждому Его слову, никто из них не остановился и не обратил внимания на слепого Вартимея. Никто не обратился ко Христу со словами: «Господи, Ты, исцеливший столь многих и ко всем проявлявший жалость, быть может, не заметил в придорожной пыли слепого Вартимея. Воззри на него Своим Божественным взором». Никто.
В этом заключается урок для нас. Мы окружены людьми, которые слепы и глухи по отношению к Богу, слепы и глухи по отношению друг ко другу. Сострадание чуждо их сердцам. Забота о ближнем их не тревожит. Мы окружены этими людьми. И кто из нас останавливается, заметив, что такой человек сидит в пыли у дороги — слепой, одинокий, покинутый? Кто?
И кто из нас, даже не имея возможности помочь материально, видя человека в любой нужде, обращается ко Христу со словами: «Господи, здесь человек нуждается. Помяни его Ты. Я не могу для него сделать ничего, кроме одного: заметить его в придорожной пыли, пожалеть его, увидеть своими глазами и обратиться к Тебе, сказав: „Господи, если Ты вложил в мое сердце такое сострадание к нему, отзовись Сам на его нужду“»?
Мне вспоминается один случай из моей жизни. Во время немецкой оккупации я преподавал в русской гимназии. Я шел в школу, а впереди меня следовал другой преподаватель, человек сурового нрава, строгий и замкнутый, которого скорее боялись, чем любили. У дороги сидел нищий, перед которым лежала шапка. Люди проходили мимо, изредка кто-нибудь бросал монету, но даже не смотрел на человека, а видел лишь пустую шапку.
Человек словно не существовал. Люди проходили, не замечая его одиночества, его скорби и страдания. И вот этот преподаватель, которого все дети считали суровым, холодным и далеким, остановился перед нищим. Он снял шапку и сказал ему несколько слов, не бросив в его шапку ни одной монеты. А нищий вскочил на ноги и обнял его, после чего снова сел у дороги.
Когда этот преподаватель дошел до гимназии, дети окружили его с вопросами: «Что случилось? Это Ваш родственник, знакомый или друг? Почему Вы остановились перед ним, когда все проходили мимо? И почему Вы сняли перед ним шапку?». И этот строгий, холодный человек объяснил им, что шел в гимназию пешком с другого конца Парижа, так как у него не было денег на проезд. Он увидел этого нищего, который, подобно ему, был обездолен. И он понял, что каждый проходящий мимо словно говорил тому: «Ты мне не нужен. Зачем ты существуешь? Исчезни с моего пути».
Он остановился, и чтобы тот человек понял его значимость в его глазах, осознал, что он ему ровня, он снял шапку и попросил у него прощения за то, что не имеет ни гроша и ничем не может помочь ему материально. Но он показал ему, что тот существует, что он замечен, что он есть. И нищий вскочил, обнял и поцеловал его.
Впоследствии этот нищий говорил мне, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день. Его признали человеком! Его заметили в придорожной пыли.
Это урок для нас. Мы проходим мимо людей. В данный момент речь идет не столько о нищих на улицах, сколько о тех среди нас, кто сам ощущает себя нищим, кто отчаянно нуждается в заботе, в том, чтобы кто-нибудь заметил его или ее существование. Делаем ли мы это? Осознаем ли мы, что в этой малой группе, находящейся в церкви, или в огромной толпе, окружающей нас в городе, есть люди, которых мы могли бы спасти? Да, спасти — если бы только мы взглянули на них, и они бы поняли, что мы их увидели, что они существуют, что, даже если мы не можем помочь им в их насущной материальной нужде, мы их заметили и вознесли молитву о них ко Христу.
Толпа, окружавшая Христа и внимавшая Его словам, проходила мимо, ибо до нищего ей не было дела; они желали лишь слышать Учение. Учение о милости, о любви, о братстве. Но ни братства, ни любви они не проявили.
А сегодня мы вспоминаем другой рассказ — о Закхее. Он жил в небольшом городе, был человеком богатым и всем известным. Однажды через этот город проходил Спаситель Христос. Закхей, будучи мал ростом, отчаянно желал Его увидеть. Причина нам неизвестна. Возможно, он чувствовал, что, увидев Его, все в его жизни изменится. Возможно, он слышал о Христе, что Он Своим прикосновением преображает человеческую жизнь. И он взобрался на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа.
Представьте себе, что это для него означало. Он, человек знатный, во всяком случае — известный, богатый, всем знакомый, подобно мальчику, взобрался на дерево. Можно представить, сколько насмешек и смеха это вызвало. Но для него было важно лишь одно — встретить Христа, по меньшей мере, увидеть Его, а может быть, и быть увиденным Им. Насмешки и хохот не имели для него значения.
И в этой толпе Христос обратил внимание именно на него. Не потому, что тот сидел на дереве, а потому, что Он узрел его отчаянную нужду в помощи. И Он остановился и велел ему сойти с дерева, сказав, что сегодня остановится у него. Возможно, Он не сказал ничего более, но Он обратил внимание на человека, которому встреча с Ним была настолько необходима, что ему стало безразлично, будут ли над ним смеяться. Что бы ни случилось, он хотел видеть Христа.
И этот мытарь, этот богатый человек, живший только для себя, для наживы и для семьи, встал и сказал, что теперь он осознает свой долг: все, что он неправедно взял с людей, он отдаст нищим, что он будет заботиться о людях и не будет более хищником среди них.
И вновь перед нами встает вопрос: кто из нас ради встречи со Христом готов подвергнуться насмешкам и издевательствам? Кто из нас готов к тому, чтобы его исключили из привычного, нормального круга, сочтя, что ему достаточно встречи с Богом? Зададимся этим вопросом: кто из нас на это готов? Кто? И когда мы встретим Христа, поставим перед собой вопрос: что же означает эта встреча? Она означает, что мы избрали Учителя, проповедовавшего нищету и любовь. Мы избрали Того, Кто говорит нам: все отдай ради нужды другого, прояви сострадание и никого не обойди вниманием.
Вот два примера. Это не притчи и не вымышленные рассказы, но случаи из земной жизни Христа. Вот два повествования, которые предстоят нам. Задумаемся об этом. Задумаемся всем своим существом. Будем готовиться к этой встрече.
Слава Богу за всё!