Найти в Дзене
Моторный Ренессанс

Volkswagen T1 «Були»: как фургон за 5850 марок стал символом хиппи, серферов и свободы на дорогах?

Вот он — «микроавтобус, который сделал свободу удобной». Volkswagen Transporter T1, он же Type 2, Kombi, Microbus, «Сплитти» и просто «Булли». Машина-икона, которая умудрилась быть и рабочей лошадкой, и домом на колёсах, и символом контркультуры 60-х. Разберёмся: откуда он появился, какие у него характеристики, за что его полюбили и почему до сих пор вокруг «Булли» столько историй. История началась в 1947 году с эскиза голландца Бена Пона: кабина над передней осью, коробчатый кузов и мотор от «Жука» сзади. 8 марта 1950-го стартовало серийное производство в Вольфсбурге, а позже выпуск перенесли в Ганновер. Особая страница — Бразилия: там T1 делали с 1957 по 1975 годы, а потом ещё долгие годы собирали гибриды с «мордашкой» T2 и «хвостом» T1. Простая механика, минимум электроники, ремонт «на коленке». За это T1 и любили. Transporter T1 был целой вселенной: Особый фетиш — кемперы Westfalia: кровати, мебель, тенты, даже «поп-топ» для ночёвки. Ещё одна легенда — Deluxe Samba с 21/23 окнами
Оглавление

Вот он — «микроавтобус, который сделал свободу удобной». Volkswagen Transporter T1, он же Type 2, Kombi, Microbus, «Сплитти» и просто «Булли». Машина-икона, которая умудрилась быть и рабочей лошадкой, и домом на колёсах, и символом контркультуры 60-х.

Разберёмся: откуда он появился, какие у него характеристики, за что его полюбили и почему до сих пор вокруг «Булли» столько историй.

От наброска до легенды

История началась в 1947 году с эскиза голландца Бена Пона: кабина над передней осью, коробчатый кузов и мотор от «Жука» сзади. 8 марта 1950-го стартовало серийное производство в Вольфсбурге, а позже выпуск перенесли в Ганновер.

Особая страница — Бразилия: там T1 делали с 1957 по 1975 годы, а потом ещё долгие годы собирали гибриды с «мордашкой» T2 и «хвостом» T1.

Техника простая, но гениальная

  • База: 2400 мм (как у «Жука»).
  • Габариты: длина ~4,2 м, ширина ~1,7 м, высота ~1,9 м.
  • Масса: ~1 тонна.
  • Двигатели: воздушные «оппозиты» 1.1–1.6 л, мощность от 25 до 44 л.с.
  • Максималка: 80 км/ч — и этого хватало.
  • Грузоподъёмность: 750 кг, позже — до 1 тонны.

Простая механика, минимум электроники, ремонт «на коленке». За это T1 и любили.

-2

Модели и версии

Transporter T1 был целой вселенной:

  • глухой фургон,
  • «Комби» с остеклением,
  • пассажирский Bus,
  • пикапы (в том числе с двойной кабиной),
  • санитарки, полицейские, спецверсии.

Особый фетиш — кемперы Westfalia: кровати, мебель, тенты, даже «поп-топ» для ночёвки. Ещё одна легенда — Deluxe Samba с 21/23 окнами и панорамной крышей.

-3

Почему его обожали

  1. Пространство. При маленьких габаритах внутри был целый мир.
  2. Доступность. Стоил около 5850 марок — вполне подъёмно.
  3. Универсальность. От хлебной лавки до тура на океан.
  4. Имидж. Символ свободы, дорог, серферов и хиппи.

Кто и где покупал

  • В 50–60-е это был хит малого бизнеса в Европе.
  • Американские военные массово забирали кемперы в Штатах.
  • В Латинской Америке «Комби» стал народным транспортом.
  • В США и Европе «Булли» стал «домиком» для студентов, музыкантов и путешественников.

-4

Истории и культура

  • Хиппи и фестивали. Разрисованные фургоны стали движущимся символом «peace & love».
  • Сёрфинг. Доски на крышу, друзья внутри — и к океану.
  • Бизнес. От булочных до электриков — «Булли» был рабочим конём.

Любопытные факты

  • Ранние T1 прозвали Barndoor — за гигантскую крышку моторного отсека.
  • Всего в Германии с 1950 по 1967 годы сделали более 1,8 млн T1.
  • Samba 23-window — сегодня коллекционная редкость с ценниками в десятки тысяч долларов.
  • Название Bulli официально утвердили только в 2010-х — раньше право на него принадлежало другой фирме.
яндекс картинки
яндекс картинки

T1 сегодня

Transporter T1 — это уже не транспорт, а коллекционная классика. Его ищут на аукционах, реставрируют и превращают в арт-объекты. Настоящие ценители платят десятки тысяч долларов за «живой» Samba или оригинальный Westfalia Camper.

Но главное не в цифрах. Этот фургон возил хлеб, доски для серфинга, музыкальные инструменты и мечты. Он научил поколения, что главное в дороге — не скорость, а путь.

И если увидите на трассе разноцветный «Булли» с занавесочками — улыбнитесь и покажите «peace». Так принято со времён Вудстока.

А что думаете вы? 🤔

Пишите в комментариях, ставьте лайк и не забудьте
подписаться — спорим, у вас найдётся свой взгляд на эту тему!

Фургоны
1659 интересуются