В этот вторник в храмах читают одиннадцатое зачало Евангелия от Луки. Очень удивительное зачало. Многим покажется, зачем это нужно. Такой перечень имен, который составляет родословие Иисуса Христа.
Да и действительно, составляет ли он его родословие? Почему эти имена, начиная от Иосифа и до самого царя Давида, совершенно расходятся с теми же именами в родословии, которые мы имеем в Евангелии от Матфея? Что это и почему?
На самом деле, я читал курс лекций по Четвероевангелию, и там очень подробно разбирал, почему так получилось, что есть два родословия, и оба совершенно достоверные, при этом с разными именами.
Подробнее об этом можно узнать из этой лекции.
Но начнём вот с чего.
Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати.
Одно это предложение для нас очень значимое. То есть сам Господь наш Иисус Христос, родившись младенцем, беззащитным в пещере, претерпев гонение царя Ирода. Которого младенцем понесли в беженцы во Египет, и который возрастал в послушании у матери своей и мнимого отца Иосифа, который, конечно же, не был отцом Господу Иисусу Христу, ибо Отец Небесный есть только у Бога Сына.
Он только в 30 лет впервые выходит на общественное служение и на проповедь, прожив детство, юность и молодость, так как подобает прожить обычному и простому человеку — в благочестии, в чистоте, в любви, показав пример, не превозносясь перед кем, не надмеваясь чудесами.
Но вот с 30 лет выходит на проповедь. И говорит нам евангелист Лука, что Иисус, начиная своё служение.
И был, как думали, Сын Иосифов.
Но, конечно, не был он сыном Иосифа. И дальше приводится родословие Иосифа. А зачем, если он не его сын?
Всё дело в том, как объясняет нам святой Иоанн Златоуст, Дева Мария была у своих родителей единственной дочерью. А по закону Моисееву, если дочь единственная и она наследница единственная, то взять её замуж должен ближайший родственник, чтобы не переходил земельный участок в другой род.
Поэтому, как объясняет Златоуст, так как Иосиф был праведен, и об этом свидетельствует евангелист Матфей, следовательно, он взял из своего же рода единственную дочь своих родителей, Марию. Поэтому приводится родословие Иосифа. Ну, скажем, оно же не полностью родословие Девы Марии. Ну, конечно, нет.
Но если Иосиф происходит от царя Давида, а Мария ему родственница, то и она из потомков царя Давида. Родословие имеет единственную задачу показать, что Господь наш Иисус Христос в соответствии с пророчеством происходит из потомства Авраама, Исаака, Иакова, из колена Иудина и именно от царя Давида, который жил за тысячу лет до Рождества Христова.
Поэтому именно показывая, что Иосиф действительно потомок царя Давида и на родственнице женат, хотя и не полностью женат, он обручник, но, однако, он ее родственник. Поэтому и Дева Мария из потомства царя Давида, и Господь наш Иисус Христос происходит от царя Давида по пророчеству. Итак, читаем имена, многие из которых, конечно, знакомы.
Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов.
Вот дошло до Давида. Обращу внимание, что в Евангелии от Матфея от Давида сын Соломон и дальше потомство царей, известных из книги Царств там и проводятся.Здесь же нет. Здесь от Давида через Нафана его потомство. Почему так? Об этом можно узнать из лекции по ссылке выше.
Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин.
Это уже тот праотец Иуда, от которого всё колено Иудово и страна Иудея.
Иаковлев.
Это Иаков, который получил имя Израиль. От него и весь народ израильский произошёл:
Исааков, Авраамов.
Вот на Аврааме в Евангелии от Матфея заканчивается родословие. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и дальше, дальше Авраама не нужно. Почему? А почему здесь дальше до самого Адама? Дело в том, что в Евангелии от Матфея это было предназначено в первую очередь для евреев, то есть для людей, которые хорошо знали Ветхий Завет. Им не нужно было родословие Авраама. Оно описано в Пятикнижии Моисеевом.
А Лука писал для бывших язычников, для христиан европейских, которые незнакомы были с Ветхим Заветом, поэтому проводит родословие полностью до самого конца, до Адама.
Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
Потому что Бог сотворил Адама. Каин убил Авеля, а вот Сив — тот потомок Адама, от которого произошли те люди, от которого был Ной, и от него мы все. Вот всё это родословие, на самом деле, об этих именах можно очень много говорить. О каждом из них, особенно начиная с Давида и ранее, можно целую повесть составлять. Но мы сейчас не располагаем временем.
Кому действительно интересно, почитайте книгу Бытия, Пятикнижие Моисеево и исторические книги Ветхого Завета. Очень интересные можно найти вещи про каждого из них.
Заканчивается родословие Адамов Божий. Бог сотворил Адама.
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
на то самое испытание, искушение от дьявола, которым для каждого из нас. Где Он явит, как должно бороться с искушениями дьявольскими.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram «Евангелие на каждый день»👇
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё: