В славянской традиции строго различают два типа покойников: поминаемых (предков, умерших от старости) и мертвяков, или заложных. К первому типу относятся уважаемые покойники, почитаемые в поминальные дни; ко второму – люди, умершие не своей смертью: молодые люди, погибшие при несчастных обстоятельствах, самоубийцы, или «удавленники», то есть наложившие на себя руки (утопившиеся, удавившиеся, отравившиеся или опойцы), пропавшие без вести, а также люди, проклятые родителями.
Ко второму типу относят и умерших колдунов и ведьм – людей, глубоко связанных с нечистой силой. По народным воззрениям, смерть ведающих никогда не бывала естественной. Даже если ведающий умирал в глубокой старости, родственники относились к нему как к заложному.
В простонародье слово «мертвяк» являлось уничижительным синонимом покойника. Термин «заложные» употреблялся на Вятках (Вятская земля, Кировская область); в Уржумском уезде (Вятская губерния) заложными называли утопленников, сгоревших в пожаре, пропавших без вести – то есть всех, кто не удостоен отпевания.
В поминки для покойных готовили особые блюда. Если же умерший относился к заложным, яства и напитки ставились не на подоконник, а под стол. Таким образом родственники отделяли души одних покойных родственников от других – погибших не своей смертью.
В народе существовало поверье, что заложные доживают свой век на том свете, так как не успели провести на земле отведенный им срок (это касается умерших в результате несчастного случая). Ведающие, по некоторым поверьям, также доживают свой срок – но лишь тот, о котором договорились с чертом. По другим поверьям, ведающие никогда не умирают «до конца» и после погребения выходят из могил и бродят по земле. Такое поверье выросло из убеждений, что земля не принимает тех, у кого договор с нечистой силой.
Душами заложных покойников после смерти повелевает нечистая сила. Когда черти прилетают за душой ведающего, поднимаются сильные бури. Во Владимирской губернии встречается особый вид нечисти-проводника, который является за заложными душами, – встречник, который, обернувшись воздушным вихрем, стрелой мчится за душой умирающего грешника (особенно за самоубийцами)
Заложные покойники обитают там же, где и нечистая сила: под землей и в глубине стоячих вод (трясины, овраги, болота). Души умерших служат чертям, иногда сами становятся представителями нечистой силы.
К примеру, пропавших без вести называли «заклятые». Считалось, что их души проживают отдельно в далеких, недоступных живому местах. Стоит помнить, что, где бы ни оказались заложные души, они всегда тесно связаны с местом гибели. Место убийства называли «убиенным местом», а то, где человек покончил с собой, – «нечистым».
Могилы ведающих часто находились рядом с местом смерти, чтобы каждый человек видел: перед ним нечистое опасное место. Из-за постоянного присутствия нечистой силы по ночам души ведающих выходили наружу и причиняли вред живым.
В зависимости от причины смерти и деяний при жизни заложным душам приписывали следующие действия после смерти:
• Заложные души бродили по земле, не находя покоя, и пугали живых.
• Души погибших являлись к живым родственникам, тревожа их наяву или во сне.
• Заложные пугали людей и животных, проходящих рядом с местом их смерти или могилой.
• Устраивали недобрые шутки с прохожими, которые часто оборачивались членовредительством. Порой заложные души доводили попавших под их влияние людей до самоубийства.
• По одному поверью, души заложных попадают в подчинение нечистой силы. В то же время в Симбирской губернии существует мнение, что заложные становятся прислужниками ведающих.
• Иногда заложным душам приписывают способность насылать на людей болезни. Существует убеждение, что иногда ведающие обращались к душам покойников, чтобы те навредили определенному человеку.
• Некоторые заложные души становятся частью сонма нечистой силы – лешими, домовыми, кикиморами и другой нечестью. Загробная жизнь таких душ обречена на существование там же, на земле, но в пределах природных глубин: озер, болот, лесных чащ. Такие заложные лишены возможности свободно общаться с людьми, оттого они всячески завлекают в потусторонний мир живого человека.
Леший говорит о себе: «Я такой же человек, как и все люди, на мне только креста нет, я проклят, меня мать родная прокляла»
Источники: Славянские мифы и предания.
Дополнительные контакты автора статьи:
‼️PS: все статьи на канале, является субъективной точкой зрения, в основе, которых лежит личное мнение автора и различные открытые источники информации, легенды и мифы. Вы можете не воспринимать ее в серьёз. Представленная информация не является публичной офертой или коммерческим предложением. Никакие материалы на канале не могут рассматриваться как прямое руководство к действию и могут не соответствовать критериям достоверности и точности.