Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Всего лишь неправильно установленный подшипник, а какие последствия для корабля и флота!

Канадский эскортный эсминец «Кутеней» был в составе оперативной группы, в которую входили авианосец « Бонавентура» и восемь эскортных эсминцев, бороздивших европейские воды. 23 декабря 1969 года группа направлялась домой, проходя Ла-Маншем, когда «Кутеней» и «  Сагеней» отделились для ходовых испытаний в 200 милях от Плимута, Англия. Это «Кутеней» А это авианосец Вскоре после 8:10 утра «Кутеней» двигался на максимальной скорости, когда экипаж услышал звук, похожий на «нарастающую органную ноту», — это произошло из-за перегрева редуктора правой турбины, температура которого достигла 650 °C, после чего он взорвался через несколько секунд, в 8:21. «Мы услышали свист, а затем из правого редуктора вырвалась стена пламени», — вспоминал матрос Аллан (Дингер) Белл, один из трёх выживших в этом отсеке при взрыве. «За этим сразу же последовала вспышка огня, которая со свистом прокатилась по всему машинному отделению». «Мы все горели», — рассказал Белл, получивший ожоги третьей степени на полов

Канадский эскортный эсминец «Кутеней» был в составе оперативной группы, в которую входили авианосец « Бонавентура» и восемь эскортных эсминцев, бороздивших европейские воды. 23 декабря 1969 года группа направлялась домой, проходя Ла-Маншем, когда «Кутеней» и «  Сагеней» отделились для ходовых испытаний в 200 милях от Плимута, Англия.

Это «Кутеней»

А это авианосец

-2

Вскоре после 8:10 утра «Кутеней» двигался на максимальной скорости, когда экипаж услышал звук, похожий на «нарастающую органную ноту», — это произошло из-за перегрева редуктора правой турбины, температура которого достигла 650 °C, после чего он взорвался через несколько секунд, в 8:21.

«Мы услышали свист, а затем из правого редуктора вырвалась стена пламени», — вспоминал матрос Аллан (Дингер) Белл, один из трёх выживших в этом отсеке при взрыве. «За этим сразу же последовала вспышка огня, которая со свистом прокатилась по всему машинному отделению».

«Мы все горели», — рассказал Белл, получивший ожоги третьей степени на половине тела. «Вентиляция на корабле была устроена так, что наружный воздух поступал из воздуховодов над редукторами, а вытяжные вентиляторы находились позади нас. По мере того, как в помещение поступал воздух, он подхватывал огонь и всё масло, и нёс их прямо в нас».

Пламя обжигало их плоть, лёгкие были забиты чёрным, маслянистым дымом. Единственным выходом был пятиметровый трап.

«Все хотели подняться по трапу, и все лезли друг другу на спины. Меня трижды стаскивали вниз. Тела умирали на мне, тянули меня вниз, люди лезли по твоей спине, и все, как кегли, падали. Ты вставал, и всё начиналось сначала. Ничего нельзя было сделать. Ты горишь, и твоя кожа сходит... и я знал, что умру».

«Единственное, что меня волновало, — это печаль от того, что я умру и не увижу своего трёхмесячного сына».

«Когда произошёл взрыв, мы потеряли почти четверть всего пожарного снаряжения», — сказал выживший Рэй Дерозье. «Остальные оказались практически без доступа к пожарному оборудованию, необходимому для тушения пожара».

Жар был настолько сильным, что на правом борту «Кутенея » начала образовываться выпуклость . По словам Белла, к тому времени, как пламя удалось потушить более чем через два часа, корабль сильно обгорел, а машинное отделение было уничтожено

-3
-4

Пока горел огонь, корабль в течение 40 минут совершал круги на полной скорости. Пожар был взят под контроль к 10:10 и потушен между 10:30 и 11:00.

«Кутеней» отбуксировали в сухой док в Плимуте, где англичанин Роберт Твитчин и другие члены бригады гражданских специалистов из шести человек сняли винты. В ходе расследования они также демонтировали трансмиссию, редуктор и подшипники.

Твитчин заявил, что с самого начала расследования было очевидно, что пошло не так.

«Просто взглянув на разбитую крышку редуктора, сразу стало ясно, что не производился контроль… температуры подшипников», — сказал он.

На обеих крышках вместо термометров были установлены заглушки, и обе были покрыты старой краской, что свидетельствовало о том, что их не снимали регулярно для осмотров редукторов.

«Вахтенные в машинном отделении не смогли бы отследить перегрев подшипников, — сказал Твитчин. — По сути, корабль двигался вслепую».

Комиссия по расследованию публично пришла к выводу, что взрыв был вызван тем, что вкладыши подшипников в редукторе правого борта были установлены в обратном порядке.

«Предполагается, что причиной взрыва стало самовозгорание масла и масляных паров из-за сильного перегрева подшипников высокоскоростной шестерни», — говорится в отчете.

«Причиной перегрева стала неправильная установка вкладышей подшипников, в результате чего прямая подача масла была полностью прекращена».

Часть экипажа осталась на борту поврежденного судна, а другую часть отправили на борт « Бонавентура» .

Всего через несколько дней за пределами Галифакса от сердечного приступа на борту авианосца скончался старший офицер Льюис Стрингер, отравившийся дымом. Он стал девятой жертвой взрыва и пожара. Ранения получили 53 человека.

Во время буксировки через Атлантику условия на борту «Кутенея» были далеко не идеальными для оставшегося экипажа.

«Следующие три недели я прожил в кают-компании №3… на этом ужасном, тёмном, обгорелом, вонючем корабле-гробу, пока кто-то в Канаде решал, что делать с оставшимся экипажем», — сказал Джим Стьютли. «Для меня это было, мягко говоря, полным позором».

Во время ремонта повреждений от взрыва и пожара «Кутеней» прошёл модернизацию. Корабль вернулся в строй 7 января 1972 года. Он прожил насыщенную жизнь, совершил кругосветное путешествие, побывал во Владивостоке, следил за нашими кораблями у Аляски и ловил перевозчиков наркотиков. А 1 июня 1989 года так столкнулся с торговым судном, что ему пришлось отрезать носовую часть и заменить такой же от шедшего на списание однотипного эсминца.

Корабль был продан 18 декабря 1996 года. Его приобрели для использования в качестве искусственного рифа. 6 ноября 2000 года «Кутеней» затопили у берегов Мексики.

И о выводах, которые были сделаны после его первой аварии.

Трагедия стала поворотным моментом в политике и подходах ВМС Канады к предотвращению пожаров и борьбе с повреждениями, что привело к серьезным изменениям, включая размещение большего количества бортового оборудования в ключевых местах по всему кораблю, улучшение обучения методам пожаротушения и борьбы за повреждения, а также более частые и тщательные проверки и техническое обслуживание оборудования.

Проектирование кораблей было изменено: теперь из всех машинных отделений есть три выхода, а в каждой зоне — как минимум два люка. Судовые трапы теперь стальные, а не алюминиевые, как раньше, а автоматизированные системы позволяют изолировать отсеки корабля в аварийных ситуациях.

23 октября 2002 года Королевский колледж пожарных открыл новый противопожарный центр на авиабазе Галифакс, назвав его Центром обучения борьбе с повреждениями (DCTF) Кутеней .

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4