Найти в Дзене
Веды-ВедЪМы

Русская Печка

В сказках часто встречается момент, когда Баба-Яга пытается приготовить в печи то ребенка, то Иван-Царевича.
А знали ли вы, что в сказке отражен вполне реальный обряд «перепекания»?
Расскажу вам сегодня суть этого действа.
В одних регионах славяне прибегали к нему в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных:
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
Печь, как уже писала ниже, в традиции предков представляла собой своего рода отражение Вселенной как триединого мира: Небесного, Земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи и обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпеч

В сказках часто встречается момент, когда Баба-Яга пытается приготовить в печи то ребенка, то Иван-Царевича.

А знали ли вы, что в сказке отражен вполне реальный обряд «перепекания»?

Расскажу вам сегодня суть этого действа.

В одних регионах славяне прибегали к нему в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных:

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже писала ниже, в традиции предков представляла собой своего рода отражение Вселенной как триединого мира: Небесного, Земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи и обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным!!!) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.

Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня.

В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери малыша, в третьих – самой старшей женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса, и
смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся.