Павел Степанович Нахимов – имя, которое золотыми буквами вписано в историю русского военно-морского флота. Адмирал, стратег, непобедимый флотоводец и герой обороны Севастополя. Его жизнь стала воплощением служения Отечеству, а смерть – символом воинской доблести. В истории российского флота немногие командиры удостоились такого почитания и уважения, как Павел Степанович Нахимов.
Детство и юность будущего адмирала
Семья офицеров
Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городок Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне не существует). Его семья была дворянской, но не богатой. Отец, Степан Михайлович Нахимов, – отставной секунд-майор, мать, Феодосия Ивановна, – из семьи Козловских. В семье было одиннадцать детей, и что удивительно – все пять сыновей стали офицерами военно-морского флота.
Храбрость и служение Отечеству были семейными традициями Нахимовых. Дворянский род вел свое происхождение от Тимофея Нахимова, сотника Ахтырского казачьего полка. Военная служба воспринималась в семье не как карьера, а как священный долг.
Морской корпус
В 11 лет Павел подал прошение о приеме в Морской кадетский корпус, но из-за отсутствия мест был принят только через два года – в 1815 году. Учился он усердно и показывал отличные результаты. В 1817 году, в числе лучших гардемаринов, Нахимов участвовал в морском походе на бриге «Феникс» к берегам Швеции и Дании.
В 1818 году Павел окончил Морской корпус шестым в своем выпуске и в чине мичмана был назначен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта. Так началась блестящая морская карьера будущего адмирала.
Школа Лазарева: кругосветное плавание
Под началом великого наставника
Судьбоносной встречей для молодого мичмана стало знакомство с капитаном 2-го ранга Михаилом Петровичем Лазаревым – будущим адмиралом и выдающимся флотоводцем. В 1822 году Лазарев пригласил Нахимова в свою команду на фрегат «Крейсер» для кругосветного плавания.
Три года в океанах
Кругосветное путешествие (1822-1825) стало для Нахимова настоящей морской академией. За три года он получил бесценный опыт дальних плаваний, изучил навигацию, штормовое маневрирование, организацию службы на корабле. Во время плавания, 23 марта 1823 года, Павел был произведен в лейтенанты.
Лазарев был не просто командиром – он стал учителем и наставником Нахимова. От него будущий адмирал перенял принципы гуманного отношения к подчиненным, требовательность к себе и высокие стандарты службы. «Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота», – вспоминали современники о Нахимове.
Боевое крещение: Наваринское сражение
На линейном корабле «Азов»
После кругосветного плавания Нахимов перешел служить на линейный корабль «Азов» под командованием того же Лазарева. Этот 74-пушечный корабль носил славное имя в память о победе Петра I над турками в 1696 году и считался одним из лучших в русском флоте.
Первый бой
8 октября 1827 года в Наваринской бухте произошло знаменитое сражение, где объединенные силы России, Великобритании и Франции выступили против турецко-египетского флота. 25-летний лейтенант Нахимов командовал батареей на носу корабля «Азов».
«Азов» ближе всех подошел к противнику, ведя бой «на пистолетном расстоянии». Из 34 подчиненных Нахимова 6 были убиты, 17 ранены, но батарея продолжала вести огонь до полной победы. За это сражение Павел Степанович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитан-лейтенанты.
Наваринское сражение показало решительность и храбрость молодого офицера. Именно здесь, рядом с Нахимовым, сражались его будущие соратники – мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин. Этой троице было суждено через четверть века покрыть себя бессмертной славой при обороне Севастополя.
Служба на Черном море
Переход под командование Лазарева
В 1834 году по просьбе М.П. Лазарева, ставшего начальником штаба Черноморского флота, Нахимов был переведен на Черное море и назначен командиром строящегося 84-пушечного линейного корабля «Силистрия» с присвоением звания капитана 2-го ранга.
«Силистрия» – лучший корабль флота
Под руководством Нахимова «Силистрия» стала образцовым кораблем Черноморского флота. По организации службы, боевой подготовке и маневрированию она превосходила все остальные корабли. Лазарев часто держал на «Силистрии» свой флаг и ставил ее в пример всему флоту.
На корабле Нахимова царила особая атмосфера. Адмирал был известен своим гуманным отношением к матросам – редкость в суровое николаевское время. Он лично знал многих моряков по именам, заботился об их быте, но при этом требовал безукоризненного выполнения обязанностей.
Карьерный рост
Флотская карьера Нахимова продвигалась успешно:
- 1845 год – контр-адмирал, командир 1-й бригады 4-й флотской дивизии
- 1852 год – вице-адмирал, начальник флотской дивизии
- 1853 год – командующий эскадрой Черноморского флота
К началу Крымской войны адмирал Нахимов был одним из самых опытных и авторитетных флотоводцев России.
Синопское сражение: триумф русского флота
Накануне сражения
Осенью 1853 года началась Крымская война. Турецкий флот активизировал свои действия в Черном море, планируя переброску войск для высадки десантов на Кавказском побережье. 18 ноября 1853 года турецкая эскадра адмирала Осман-паши (7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата и 4 транспорта) укрылась в Синопской бухте под защитой береговых батарей.
Получив сведения о местонахождении противника, вице-адмирал Нахимов принял смелое решение – атаковать турецкий флот в его собственной базе. Это было рискованно, но Павел Степанович понимал: если позволить туркам выйти в открытое море, их могут поддержать корабли англо-французского флота.
Подготовка к бою
23 ноября эскадра Нахимова (3 линейных корабля и бриг) подошла к Синопу, но ввиду двойного превосходства турок в числе кораблей русский адмирал решил дождаться подкреплений. Вскоре подошел отряд контр-адмирала Новосильского (3 линейных корабля и 2 фрегата).
Теперь у русских было преимущество в артиллерии: 720 орудий против 510 турецких (включая береговые батареи). Особенно важно, что на русских кораблях имелось 76 «бомбических» пушек, стрелявших разрывными снарядами.
Нахимов тщательно продумал план боя. В своем приказе он писал: «По мнению моему, в морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу – есть лучшая тактика».
Сражение 30 ноября
Утром 30 ноября 1853 года русская эскадра вошла в Синопскую бухту. Флагманский корабль «Императрица Мария» с Нахимовым на борту вел колонну. Несмотря на плотный огонь турецких батарей, русские корабли заняли позиции и открыли сокрушительный огонь.
Сражение длилось около четырех часов. Турецкие корабли, построенные из мягких пород дерева, не выдерживали попаданий русских снарядов. Один за другим они загорались и взрывались. К концу боя весь турецкий флот был уничтожен – ни одно судно не уцелело. Лишь пароход «Таиф» сумел вырваться из бухты.
Итоги победы
Потери сторон были несопоставимы: турки потеряли около 3000 человек убитыми, русские – всего 37 убитых и 235 раненых. В плен был взят командующий турецким флотом Осман-паша и около 200 моряков.
За эту блестящую победу император Николай I наградил Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени и произвел в адмиралы. В рескрипте говорилось: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе Вы украсили летопись русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории».
Синопское сражение стало последним крупным сражением парусных флотов в истории. Оно продемонстрировало превосходство русской морской школы и флотоводческий талант Нахимова.
Оборона Севастополя: 349 дней славы
Начало осады
Синопская победа имела неожиданные последствия. Великобритания и Франция, не желая усиления России на Черном море, объявили ей войну и направили в Крым мощную объединенную армию. В сентябре 1854 года союзники высадились в Крыму и, нанеся поражение русским войскам на реке Альма, подступили к Севастополю.
13 сентября 1854 года началась знаменитая оборона Севастополя – главной базы Черноморского флота. Город, не имевший заранее подготовленной сухопутной обороны, должен был сдерживать натиск 60-тысячной армии союзников при гарнизоне всего в 7 тысяч человек.
Затопление кораблей
Самым тяжелым решением для Нахимова стало затопление части Черноморского флота. Русские парусные корабли не могли противостоять паровым судам англичан и французов. Чтобы преградить противнику вход в Севастопольскую бухту, по приказу адмиралов 5 линейных кораблей были затоплены у входа в гавань.
Экипажи затопленных кораблей, их орудия были переброшены на сухопутные укрепления. Так моряки стали сухопутными воинами, но сохранили флотскую выучку и дисциплину.
Руководители обороны
Первоначально оборону возглавлял вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов – начальник штаба Черноморского флота. После его гибели 5 октября 1854 года руководство перешло к Нахимову. Третьим героем обороны стал контр-адмирал Владимир Иванович Истомин, командовавший обороной северной стороны города.
Инженерную часть обороны возглавлял гениальный военный инженер генерал Эдуард Иванович Тотлебен, под руководством которого была создана уникальная система укреплений.
Нахимов – душа обороны
После смерти Корнилова именно Нахимов стал душой севастопольской обороны. Формально он не имел верховного командования (им обладал князь Горчаков), но фактически стал главным руководителем сопротивления.
Особенностью Нахимова было то, что в отличие от других офицеров, носивших для маскировки простые шинели, адмирал каждый день появлялся на бастионах в полной форме с золотыми эполетами. Он сознательно рисковал, подавая пример мужества защитникам.
«Дядя Павел Степанович», как ласково называли его матросы, пользовался безграничным доверием. Его появление на передовых позициях поднимало дух защитников. Нахимов лично инспектировал укрепления, заботился о снабжении гарнизона, руководил вылазками против противника.
Активная оборона
Под руководством Нахимова оборона Севастополя отличалась высокой активностью. Широко применялись:
- Вылазки отрядов солдат и матросов
- Контрбатарейная борьба
- Минная война
- Тесное взаимодействие корабельной и крепостной артиллерии
Несмотря на многократное превосходство противника, защитники не только удерживали позиции, но и наносили чувствительные удары по осаждающим.
Смерть героя
Роковой день
28 июня 1855 года стал последним днем в жизни великого флотоводца. В этот день, накануне праздника апостолов Петра и Павла (небесного покровителя адмирала), Нахимов по обыкновению отправился инспектировать передовые позиции.
Последней остановкой стал Малахов курган – ключевая позиция севастопольской обороны. Адмирал поднялся на гласис (наружный скат оборонительного вала) оборонительной башни и в подзорную трубу наблюдал за французскими позициями.
«Они сегодня довольно метко стреляют»
Командир 4-й дистанции капитан 1-го ранга Ф.С. Керн, видя, что адмирал в золотых эполетах представляет отличную мишень для французских штуцерников (снайперов), попросил его спуститься в укрытие. Нахимов резко отказался.
Несколько пуль ударили рядом в бруствер. Адмирал только успел произнести: «Они сегодня довольно метко стреляют», как штуцерная пуля попала ему в левый висок. Нахимов упал без сознания.
Две последние ночи
Раненого адмирала немедленно перевезли на северную сторону Севастополя, к лучшим врачам. Но ранение оказалось смертельным. Два дня и две ночи, не приходя в сознание, боролся со смертью великий флотоводец.
30 июня 1855 года в 6 часов 40 минут вечера сердце адмирала Павла Степановича Нахимова остановилось. Ему было всего 53 года.
Прощание с героем
Смерть Нахимова стала тяжелейшим ударом для защитников Севастополя. В день похорон над осажденным городом воцарилась абсолютная тишина. Даже противник отдал дань уважения великому флотоводцу – на кораблях англо-французской эскадры флаги были приспущены, а орудия молчали.
Адмирала похоронили в склепе строящегося морского собора святого Владимира – будущей Усыпальницы адмиралов, рядом с его учителем М.П. Лазаревым и боевым товарищем В.А. Корниловым.
Падение Севастополя
Гибель Нахимова стала началом конца героической обороны. Хотя защитники еще два месяца сдерживали натиск противника, 27 августа 1855 года французы захватили Малахов курган – ключевую позицию обороны. В ту же ночь русские войска оставили южную сторону Севастополя и переправились на северную.
349-дневная оборона Севастополя закончилась. Но моральная победа осталась за русскими. Весь мир восхищался мужеством защитников города, а имена Нахимова, Корнилова, Истомина и Тотлебена стали легендарными.
Наследие великого флотоводца
Флотоводческий талант
Павел Степанович Нахимов вошел в историю как один из величайших русских флотоводцев. Его отличали:
Стратегическое мышление – умение видеть общую картину боевых действий и принимать решения в сложной обстановке
Тактическое мастерство – блестящее владение искусством морского боя, что ярко проявилось при Синопе
Организаторские способности – умение создать на корабле образцовую службу и воспитать преданных моряков
Личная храбрость – готовность разделить с подчиненными все опасности и лишения
Гуманность – редкое для того времени внимательное отношение к нуждам матросов и офицеров
Воспитатель моряков
Современники называли Нахимова «отцом-благодетелем русского флота». Он воспитал целое поколение флотских офицеров, передав им лучшие традиции русского флота. Многие из его учеников впоследствии стали адмиралами и продолжили дело своего наставника.
Методы Нахимова были просты, но эффективны:
- Личный пример во всем
- Справедливость и человечность в отношениях с подчиненными
- Высочайшие требования к выполнению служебного долга
- Постоянная забота о боевой подготовке и быте моряков
Тактические новшества
В морской тактике Нахимов придерживался принципа «близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу». Он предпочитал решительный маневр и сближение с противником для ведения боя на короткой дистанции, где превосходство русской артиллерии проявлялось наиболее полно.
При Синопе Нахимов применил тактику анкерного боя – постановки кораблей на якорь для ведения прицельного огня по неподвижным целям. Эта тактика оказалась исключительно эффективной против турецкого флота.
Память о герое
Памятники и музеи
Имя адмирала Нахимова увековечено по всей России:
В Севастополе:
- Главный памятник на площади адмирала Нахимова (1898, восстановлен в 1959)
- Мемориальная плита на Малаховом кургане в месте смертельного ранения
- Музей Черноморского флота с экспозицией, посвященной адмиралу
- Усыпальница адмиралов в Владимирском соборе
В других городах:
- Памятники в Санкт-Петербурге, Ленкорани, Очакове
- Музеи и мемориальные доски
- Улицы и площади имени Нахимова
В названиях кораблей
Имя Нахимова носили и носят корабли российского флота:
- Броненосец «Адмирал Нахимов» (1885-1905)
- Тяжелый крейсер «Адмирал Нахимов» (с 1986 года)
- Многочисленные корабли и суда меньших классов
Нахимовские училища
В честь адмирала названы военно-морские учебные заведения:
- Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге
- Нахимовское училище в Севастополе
- Другие военно-морские учебные заведения
Орден Нахимова
В 1944 году в СССР был учрежден орден Нахимова двух степеней для награждения офицеров Военно-Морского Флота за выдающиеся заслуги в разработке, проведении и обеспечении морских операций.
Заключение
Павел Степанович Нахимов прожил короткую, но яркую жизнь. Всего 53 года, но каждый год был посвящен служению России и флоту. Он не знал другой жизни, кроме морской службы, и не хотел знать.
Нахимов стал символом русского флотоводца – бесстрашного в бою, мудрого в решениях, заботливого к подчиненным, беззаветно преданного Отечеству. Его победы прославили русское оружие, а героическая смерть на бастионах Севастополя сделала имя адмирала бессмертным.
Синопское сражение навсегда вошло в историю как образец флотоводческого искусства, а оборона Севастополя стала примером мужества и стойкости русского народа. И в том, и в другом случае главную роль сыграл адмирал Павел Степанович Нахимов – великий флотоводец России.
Сегодня, когда мы изучаем историю нашей Родины, имя Нахимова напоминает нам о том, что истинное величие состоит не в стремлении к славе, а в готовности отдать жизнь за Отечество. Адмирал Нахимов отдал свою жизнь за Россию и стал бессмертным.