В Гослитмузее можно не только открыть для себя что-то новое, но и после посещения унести домой книгу из музейного магазина– чтобы еще больше обогатить полученные знания.
Мы пообщались с заместителем заведующего редакционно-издательским отделом Александром Бессчетновым и менеджером редакционно-издательского отдела Павлом Павлюцом о том, как сегодня живут два книжных музейных магазина – «Вернадский» и «Остроухов» – что интересного там можно почитать и какие новинки сезона найти.
Приятного чтения!
– Расскажите об истории создания наших книжных магазинов и их общей концепции.
Александр
– Первый книжный появился в отделе Гослитмузея «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» в 2016 году: магазин открыли именно там, потому что раньше в этом отделе находилась администрация всего музея. Когда после реставрации в 2019 году открыли центральное здание на Зубовском бульваре – тогда же там открылся и второй книжный.
Оба магазина являются логичным продолжением общей тематики нашего музея: они «литературоцентричные». Это место, куда человек может прийти, познакомиться с качественной и интересной литературой, посетить творческие встречи с современными авторами.
– В чем особенность наших книжных магазинов по сравнению с другими?
Александр
– Мы находимся в музее и привязаны к нему, поэтому ориентируемся преимущественно на книги и альбомы-каталоги, которые выпускает наше музейное издательство. При этом мы постоянно расширяем ассортимент: либо литературой, напрямую связанной с происходящим в музее, либо теми изданиями, которые органично вписываются в общую тематику. Таким образом, в наших книжных можно найти довольно широкий спектр литературы, начиная от художественной и заканчивая философией.
Павел
– Кроме того, у нас также можно найти альбомы по искусству, книги по истории архитектуры, путеводители по Москве (это все связано с экскурсионными проектами музея). Конечно, в первую очередь мы стараемся ориентироваться на запросы людей – наших посетителей.
– А какие посетители у наших магазинов?
Павел
– Люди приходят очень разные, поэтому сложно выделить здесь какие-то конкретные группы. Чаще всего посетители отмечают наш ассортимент и вполне демократичные цены на многие наши издания: нам удается держать стоимость, приближенную к издательской цене. Еще один из наших плюсов: в музее можно найти книги тех небольших издательств, которые не всегда представлены в магазинах крупных книжных сетей. Так что часто гости говорят: «Я у вас нашел то, чего больше нигде не видел».
– Когда люди приходят в магазин, они хотят в первую очередь приобрести книгу или сувенирную продукцию?
Павел
– Когда есть большой поток посетителей (это приблизительно период с начала осени и по начало весны) и проходит много детских и взрослых мероприятий, гостям хочется унести с собой прежде всего сувениры на память о музее. Особенно часто дети просят купить что-то из самого яркого и красивого: зеркальце, блокнотик или красочную открытку. Шопперы тоже традиционно пользуются спросом.
– В музее регулярно проходят выставки. Насколько они влияют на ассортимент книжных?
Павел
– Мы стараемся, чтобы к новым выставкам в наших магазинах своевременно появлялись каталоги (если они были запланированы к выпуску), или же стараемся подобрать книги по схожей с выставкой тематике. Например, сейчас в Доме И.С. Остроухова в Трубниках проходит выставка «Илья Остроухов. Взгляд на Восток», и у нас в книжном представлены издания по теме восточного искусства и восточной культуры.
– Расскажите подробнее о работе музейного книгоиздательства.
Александр
– Наше издательство готовит не только альбомы-каталоги, но и научную, а также научно-популярную литературу. Постепенно музейное издательство превращается в самостоятельный исследовательский центр, мы издаем много книг по литературоведению, публикуем материалы научных конференций и семинаров.
Поэтому можно сказать, что у нас два больших направления работы:
- книги и каталоги, которые знакомят широкую аудиторию с тематиками наших выставок,
- специализированная литература (при этом она может быть интересна и широкому кругу читателей, потому что такие издания всегда красиво и качественно оформлены).
– Помогает или мешает музейному издательству (в плане создания и продвижения собственных книг) сотрудничество с внешними издательствами?
Александр
– Изданию музейных книг такое сотрудничество никак не мешает, потому что это параллельная история. Скорее даже такое партнерство добавляет что-то к нашим изданиям: скажем, у нас есть альбом по выставке о Маяковском, и плюсом к нему предлагаются книги других издательств о поэте или этом периоде. Никакой конкуренции в издании или продаже книг у нас нет.
– Как формируется ассортимент?
Александр
– За книжные отвечает музейный редакционно-издательский отдел, там изначально формируется ассортимент. Далее мы общаемся с заведующими отделов музея, а также с кассирами в разных отделах. Кассиры – это самый близкий контакт с посетителями музея, они с ними разговаривают и в курсе их вкусов, пожеланий. Здесь очень важен человеческий контакт, который лучше, чем любая другая система отслеживания запросов наших гостей.
Конечно, я и сам часто контактирую с нашими покупателями, потому что иначе никак невозможно расширять и улучшать ассортимент магазина.
– Какие издания пользуются популярностью в наших книжных магазинах?
Павел
– Для взрослой аудитории это в первую очередь наши книги, каталоги выставок и альбомы, посвященные материалам, хранящимся в фондах. Кроме уже упомянутого альбома о Маяковском, это, несомненно, альбомы «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”», «Лучшей фотографии у меня нет», «Светозапись Михаила Пришвина», который пользовался огромным спросом как только вышел: фотоработы Пришвина из наших фондов в таком объеме никогда не издавалось ранее.
– А какие есть новинки в книжных?
Александр
– Самое свежее – альбом-каталог «“Останется – наверняка”. Переделкино», а также недавно вышел альбом, посвященный жизни и творчеству Михаила Лермонтова. В ноябре ожидаются издания и альбом-каталог про футуризм и футуристов к новой выставке, которая откроется в октябре на Зубовском бульваре.
Интервью провел Константин Чупринин.