Знаете, когда слышишь слова «парламентские слушания» и «параметры бюджета», кажется, что это что-то очень далекое от нашей с вами жизни. Скучные цифры, протоколы, официальные речи. Но давайте попробуем посмотреть на это иначе. Ведь по сути, 6 октября в Совете Федерации будут обсуждать наш с вами общий кошелек на ближайшие три года.
Валентина Матвиенко соберет сенаторов, а министр финансов Антон Силуанов расскажет, сколько денег страна планирует заработать и на что их потратить. Давайте заглянем в эту «бухгалтерскую книгу» страны без галстуков и сложных терминов.
Доходы и расходы: как свести концы с концами?
Вот что интересно: бюджет, как и семейные финансы, всегда балансирует между «приходом» и «расходом». И здесь нас ждет дефицит. Это не страшное слово, а просто констатация того, что тратить планируют немного больше, чем заработать.
Цифры, которые озвучил Силуанов, на самом деле довольно любопытные:
- Доходы: 40,3 трлн руб. (2026) → 42,9 трлн руб. (2027) → 45,9 трлн руб. (2028)
- Расходы: 44,1 трлн руб. (2026) → 46 трлн руб. (2027) → 49,4 трлн руб. (2028)
Видите? Расходы стабильно выше. Но здесь есть важный нюанс. Дефицит планируется небольшой — в среднем 1,4% ВВП. Для экономики это как жить с небольшой и контролируемой кредитной картой, а не брать ипотеку на все состояние. Это говорит об осторожности.
А куда же пойдут эти триллионы?
Вот здесь начинается самое главное. Эти 44,1 триллиона рублей в 2026 году — это не абстракция. За этой цифрой стоят:
- Больницы и поликлиники, в которые закупят новое оборудование.
- Школы и детские сады, где сделают ремонт.
- Дороги, которые построят или отремонтируют в вашем городе.
- Социальные выплаты: пенсии, пособия на детей, маткапитал.
То есть эти слушания — по сути, распределение наших общих денег на наши общие нужды. Когда сенаторы и эксперты будут их обсуждать, они по сути будут решать, что важнее в этом году: построить новую школу в одном регионе или отремонтировать дорогу в другом.
Мнение эксперта
Мне в этой картине нравится два момента.
Во-первых, прогнозируемое снижение дефицита с 1,6% до 1,3%. Это не резкие качели, а плавное движение. Это говорит о том, что в Минфине не бросаются в авантюры, а стараются вести бюджет аккуратно, постепенно сокращая разрыв.
Во-вторых, рост и доходов, и расходов. Экономика не стоит на месте. Планируется, что доходы будут расти — значит, есть надежда на развитие бизнеса, на новые проекты. И расходы растут — значит, государство не собирается затягивать пояса, а планирует продолжать финансировать важные сферы.
Конечно, всегда хочется, чтобы денег хватало на все и сразу. Но жизнь, как правило, проще. И такой сбалансированный, хоть и с дефицитом, бюджет выглядит более реалистичным, чем громкие обещания.