Иногда отношения с другими людьми причиняют людям боль, заставляют их страдать. И иногда человек может раз за разом снова и снова оказываться в таких отношениях, которые причиняют ему какое-то страдание.
И нередко таких людей называют мазохистами. Что якобы, если человек снова и снова выбирает для себя такие отношения, в которых ему делают больно, заставляют страдать - то значит этот человек мазохист. То есть у этого человека есть то, что в психоанализе принято называть "моральным мазохизмом" (или по-другому мазохистическим характером).
Хотя в такой ситуации часто оказываются не только мазохисты, но и травматики, не являющиеся мазохистами. То есть это люди, имеющие непроработанную психологическую травму, полученную в отношениях, но имеющие другой тип характера, другую адаптацию, не мазохистическую.
Травматикам тоже свойственно бессознательно искать в отношениях страдания, боли - как и у мазохистов. Но при внешней схожести травматическая динамика - это совершенно другая динамика по сравнению с мазохистической динамикой.
И я также неоднократно замечала, что некоторые психологи связывают феномен "навязчивого повторения травмы" с мазохистической динамикой, что якобы это одно и тоже. Хотя это разные процессы.
Мазохистическая личность - это человек, который бессознательно стремится страдать и демонстрировать другим людям своё страдание.
И таким человек становится в результате такого детского опыта, при котором ему давали любовь и обращали на него внимание только тогда, когда он страдал, когда ему было плохо, больно и дискомфортно. А когда у него всё было хорошо - на него не обращали внимания, его переставали замечать, переставали давать ему любовь.
И в результате такого детского опыта будущий мазохист пришёл к выводу, что единственный способ получать любовь и внимание - это страдать. Что если ты страдаешь, и другие люди это видят - то тогда они будут тебя любить, будут тебя замечать.
И в случае мазохистов - это обычно единственный способ получать внимание от других людей, который был для них доступен в детском возрасте.
А так как потребность в любви - это самая значимая или одна из самых значимых потребностей для ребёнка. То такой будущий мазохист выбирает жертвовать своим комфортом и хорошим эмоциональным состоянием - ради того, чтобы его любили, чтобы его замечали.
И он научается постоянно стремиться к страданию, чтобы другие видели это его страдание - и давали ему внимание, ласку и любовь. И он научается тому, что страдать - это единственный способ быть замеченным и любимым.
И впоследствии у такого человека закрепляется этот паттерн - и он вырастает в человека, который бессознательно постоянно стремится к страданию, в том числе в отношениях. Таким образом формируется мазохист.
И такие моральные мазохисты во взрослом возрасте выбирают себе таких партнёров, которые будут заставлять их страдать. Они строят такие отношения, в которых они бесконечно страдают - не от одного, так от другого, но обязательно страдают. И мазохистам обычно такое очень свойственно.
И травматики тоже часто бессознательно выбирают для себя такие отношения и таких партнёров, с которыми им будет больно. Но они это делают не для того, чтобы получать любовь и внимание от других - а из-за феномена "навязчивого повторения травмы".
Где есть травма - обычно есть и феномен "навязчивого повторения травмы". То есть у человека в жизни и в отношениях снова и снова повторяется один и тот же травматический сценарий, похожий на тот, что был в первоначальной ситуации, в которой человек получил травму. Травма снова и снова повторяется в жизни травмированного человека.
И именно поэтому травматик снова и снова оказывается в отношениях, где ему больно - где его травма снова и снова повторяется. И травматик сам бессознательно стремится там оказаться - но совсем по другим причинам, чем мазохист.
Мазохисту нужны зрители, которые будут свидетелями его страдания. Потому что от этих свидетелей он бессознательно и будет ожидать любви и внимания.
То есть он бессознательно демонстрирует им эти страдания, думая, что за это ему будут давать тепло, внимание и любовь - как это было в его детском опыте.
Поэтому другие люди обязательно должны знать - насколько сильно страдает мазохист от тех отношений, в которых он находится. Ведь для мазохиста, чем больше ты страдаешь - тем больше любви от других ты должен получить (эта идея неоднократно подтверждалась в их детском опыте).
А у травматика не так. Травматику не нужны зрители для его страдания. Другие люди вообще могут и не знать, насколько больно травматику. И кстати это очень свойственно травматикам - справляться со своей болью, со своим страданием в одиночку.
И травматики, в отличие от мазохистов - нередко скрывают от других своё страдание. Им для этого не нужны зрители. Чаще всего они предпочитают скорее их отсутствие.
И в отношения, где им больно - травматики идут совсем для другого, не чтобы получить чьё-то внимание. А для того - чтобы исцелиться от травмы.
Травматики бессознательно надеются, что если они снова пойдут в ситуацию, похожую на ту первоначальную, что их травмировала - то они смогут вернуть себе себя. То есть ту часть своей психики, что они когда-то отщепили в результате травмирующего опыта.
Психологическая травма - это раскол психики. Это столкновение человека с настолько мощными болезненными переживаниями, что единственный способ с ними справиться - это отщепить, избавиться от той части психики, которая испытывает эти переживания.
То есть в результате травмы - человек теряет какую-то часть себя. И "навязчивое повторение травмы" - это способ, с помощью которого психика человека пытается вернуть эту утраченную часть обратно. То есть снова обрести целостность.
И именно для этого травматик бессознательно стремится снова оказаться в отношениях, где ему снова будет так же больно - как было тогда, когда он получил психологическую травму.
То есть травматик не ищет в отношениях просто страдания, как ищет мазохист. Он ищет определённого страдания, похожего на то - что он испытал в момент получения психологической травмы. Надеясь в таком повторном воспроизводстве травмы - обрести утраченную целостность.
Травматик ищет определённого страдания, а мазохист ищет просто страдания, неважно какого.
И травматик в отношениях, где ему больно - ищет себя, свою утраченную, отщеплённую в результате травмы часть. А мазохист, создавая такие отношения - ищет внимания и любви, которые он надеется получить благодаря тому, что окружающие увидят, насколько сильно он страдает.
И так как у травматика и мазохиста цели разные - травматику не нужны зрители для его страдания. А мазохист, напротив, именно для зрителей и устраивает весь этот спектакль отношений, которые снова и снова заставляют его страдать.
Так что мазохистическая и травматическая динамика - сильно отличаются друг от друга. Хотя внешне действия мазохиста и травматика могут быть похожими - и те, и другие ищут отношения, в которых им будет больно. Но они ищут их для совсем разных целей.
__________________________
Курс "Травма отношений. Когда отношения причиняют сильную боль": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/travma-otnoshenii