Трудно представить историю российской алкогольной промышленности без Петра Смирнова, внёсшего огромный вклад в её развитие и задавшего стандарты, актуальные до сих пор. Его жизнь – прекрасный пример того, как можно основать великое дело с помощью таланта и упорства. О деятельности Петра Смирнова, который поднялся с самых низов и стал миллионером, вхожим в императорский двор, дальше в нашем повествовании.
Семейная история
Гений алкогольного бизнеса Российской империи родился в 1831 году в деревне Каюрово Ярославской губернии. Сейчас земли этого посёлка относятся к городу Углич. Родители Петра Смирнова – Арсений Алексеевич и Матрёна Григорьевна – были крепостными крестьянами местной помещицы Надежды Демидовой. Невзирая на свою несвободу, они не жили в нужде, с 1810-х занимаясь торговлей. В то время распространилось «отходничество», то есть крепостные имели право зарабатывать в городе, отдавая часть помещику.
Первыми на заработки отправился отец Петра и его брат Яков. Они поступили на службу к московскому купцу Корчашкину, державшему ренсковый погреб. Позже к ним присоединился ещё один брат Иван, который вскоре открыл собственный магазин. Именно в нём, по одной из версий, трудился в детстве будущий предприниматель, выполняя мелкие поручения и погружаясь в семейный бизнес.
Его дядя Иван Алексеевич первый выкупил себя и свою семью из крепостных крестьян. Вместе со свободой он и его близкие получили право на фамилию, таким образом появились Смирновы. Позже эту фамилию возьмут и остальные члены семейства. Когда Петру Арсеньевичу было 15 лет, он вместе с отцом работал у дяди приказчиком. На тот момент Иван Смирнов обладал уже собственным алкогольным производством, вдохновившее Петра на создание своего предприятия. Но в первую очередь нужно было избавиться от крепостных уз.
В 1857 году Арсению Алексеевичу, не без помощи сыновей, удалось выкупить свою семью. К этому времени производство и торговля алкоголя стало семейным делом для Смирновых, а их напитки знали по всей стране. Годом позже глава семейства приобретает здание на Овчинниковской набережной. Там он открывает ренсковый погреб, назначая приказчиками своих сыновей – Якова и Петра. Вскоре Арсений Смирнов, видя способности Петра к коммерции, передаёт полностью управление второму сыну.
Свободное плавание
Спустя некоторое время новый владелец предприятия приобрёл второй магазин. В 1864 году он основывает собственный водочный завод у Чугунного моста. Когда Петр Арсеньевич только открыл его, на производстве работало всего 9 человек вместе со Смирновым. Завод был очень маленьким по размеру, что зачастую бочки со спиртом размещали на улице, потому что в помещении для них не хватало места.
По одной из легенд, когда Пётр Арсеньевич служил приказчиком, какая-то барыня подарила ему лотерейный билет. Он оказался выигрышным, и будущий промышленник получил 200 тысяч рублей, которые позже он вложил в своё дело.
Производство очень быстро наращивало обороты, и уже спустя три года Смирнов приобрёл двухэтажный дом на пересечении Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной. На первом находился фирменный магазин, на втором — приёмная, кабинеты владельца и директора завода. Штат его работников тем временем дошёл до 100 человек.
Вскоре этот дом у Чугунного моста стал изображаться на этикетке смирновской водки, чтобы даже человек, который не умеет читать знал, где её покупать. Продажи увеличивались, водка была одной из лучших на российском рынке, и Смирнов в 1869 году подал заявку на получение права стать поставщиком императорского двора. Такой решительный шаг начинающего предпринимателя посчитали при дворе дерзостью, отказав в прошении.
Благосостояние Смирнова росло, и он вкладывал в дело огромные средства. От модернизации производства до дизайна этикетки – всё было под контролем Петра Арсеньевича. В пик расцвета компании промышленник поставлял около 200 телег с продукцией только в Москву, а за год разливал порядка 50 миллионов бутылок алкогольных напитков. Смирнов в то время занимал более половины алкогольного рынка страны.
Честный подход
На производстве велась постоянная работа по двум основным направлениям: наращивание объёмов продукции и расширение ассортимента. При этом за качеством Пётр Смирнов следил сам, лично проверяя ягоды и фрукты, которые использовались при создании напитков. Воду для водки доставляли исключительно из Мытищ, и предприниматель каждый раз самостоятельно её пробовал. Поэтому неудивительно, что ему приписывают выражение «Честь дороже выгоды».
Смирнов часто приглашал всевозможных экспертов для разработки рецептов своих напитков. Ходили слухи, будто лучшую водку промышленника создал знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Конечно же, эта информация была ложной.
Для своей известной настойки «Нежинская рябина» Смирнов брал ягоду только из деревни Невежино, потому что местный сорт не горчил. По одной из версий, промышленник специально назвал настойку иначе, чтобы конкуренты не смогли определить, где именно он берёт ягоды. Ещё одним хитом продаж была водка «Столовое вино No21», которую продавали по 40 копеек за бутылку. Когда она только вышла на рынок, Петра Арсеньевича обвиняли, что он добавляет поташ для улучшения вкуса. Но после проверки в лаборатории Императорского Московского университета все вопросы о качестве отпали.
Что касается производственной дисциплины, то Смирнов запрещал употреблять алкогольные напитки в рабочее часы. А вот в праздничные дни Петр Арсеньевич работников сам угощал. Предприниматель же спиртного почти не употреблял. Выпивал, а вернее дегустировал, он только, чтобы оценить качество. При этом он мог без труда определить, на каком этапе производства была нарушена технология напитка.
Отчасти из-за своего крестьянского происхождения, Смирнов очень внимательно относился к нуждам своих работников. Для них он построил дома с квартирами, за которые рабочие платили символические деньги. Крупнейший из них вмещал до 200 семей, а инфраструктура рядом включала: детский сад и ясли, баню, прачечную, аптеку и медпункт. Получали рабочие у Смирнова около 20 рублей в месяц, что со служебным жильём считалось достаточно хорошим заработком. За долгие годы существования на его производствах ни разу не бастовали, что считалось редкостью в те времена.
Мировое признание
Активное развитие производства и постоянное усовершенствование привели Петра Смирнова в 1873 году на Международную промышленную выставку в Австрию. Там напитки его бренда получили высокие награды и обрели преданных почитателей. Спустя некоторое время предприниматель посетил Всемирную промышленную выставку в Филадельфии, на которой также было отмечено превосходное качество его продукции. В тот же момент были налажены поставки в США.
Позже Министерство финансов России позволило Смирнову поместить на этикетки своей продукции государственный герб Российской империи. Для Петра Арсеньевича это стало одним из признаний высокого качества продукции. В 1882 году после ещё одной выставки на этикетках появился уже второй герб. Он был первым, кто в стране удостоился такой чести дважды. Однако мечта поставлять напитки к императорскому двору, так и не покидала предпринимателя.
В 1885 году он ещё раз подал заявку на эту привилегию, и на этот раз её удовлетворили. Император Александр III не только дал производству купца статус поставщика Двора, но и удостоил его самого орденом Станислава III степени. Такая награда означала присуждение дворянского звания Смирнову с правом передачи титула его по наследству.
В 1890-х компания Смирнова считалась самым крупным в России алкогольным предприятием по объёму производства. В 1897 году Пётр Арсеньевич получил ещё одну золотую медаль на выставке в Швеции. Она стала последней при жизни владельца. Через год предприниматель скончался, передав своё дело сыновьям. На тот момент состояние его активов оценивалось почти в 9 миллионов рублей, делая бывшего крепостного одним из богатейших людей страны и самым успешным бизнесменом своего времени.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарий и ставьте лайк!
Статья написана в ознакомительных целях и не призывает к употреблению алкоголя. Все права на фото принадлежат их авторам.
Также вам могут понравиться другие публикации канала:
Эрнст Лоозен: выдающаяся личность мирового виноделия
Джакомо Такис: создатель Sassicaia и других культовых итальянских вин