Бывший премьер Чехии Андрей Бабиш может снова привести свою партию ANO к власти в стране. За последние годы политик, некогда известный как «чешский Трамп», прослыл евроскептиком и критиком помощи Украине. Вполне возможно, что, победив, он усилит пророссийские позиции глав Венгрии и Словакии Виктора Орбана и Роберта Фицо. Сам же народ Чехии хочет сменить правительство потому, что не готов к возрождению Третьего рейха в Германии. Какая здесь связь, и как прямо сейчас меняется Европа, ОТР обсудил с политологом.
Выборы могут перевернуть Чехию
Состав парламента Чехии определят с помощью голосования 3 и 4 октября. Согласно опросам института STEM, сильный перевес пока на стороне сил бывшего премьер-министра страны Андрея Бабиша. Речь идет об оппозиционной центристской партии «Акция недовольных граждан» (ANO), с чешского языка эта аббревиатура переводится как «да».
ANO поддерживают около 30% чехов, а правительственную правоцентристскую коалицию «Вместе» (SPOLU) — 19%. У либерально центристской партии «Старосты и независимые» (STAN) 10% сторонников. Бабиш создал свою партию в 2011 году, назвав ее антикоррупционной силой. В 2013 он стал министром финансов, а в 2017-м — премьером. На этом посту Бабиша называли «чешским Трампом», так как он выступал за укрепление отношений с Россией. Однако именно при нем случился дипломатический разлад Праги с Москвой.
Почему чехи хотят вернуть евроскептика Бабиша
Сейчас в чешском обществе идет ожесточенная борьба. Люди решают, сохранить ли старое правительство с достаточно агрессивным антироссийским курсом, или выбрать новое, которое смогло бы изменить все в лучшую сторону. Многие действительно обращают свои надежды к партии Бабиша, который не всегда был евроскептиком. Внимание на это в разговоре с ОТР обратил директор Центра прикладного анализа международных трансформаций ТИМО РУДН имени Патриса Лумумбы Виталий Данилов.
Жители Чехии запомнили Андрея Бабиша как премьера, при котором выросло их благосостояние и вообще экономика страны. По крайней мере, таким период с 2017 по 2021 годы запомнили сами люди, считая эти позитивные изменения заслугой политика.
«Было ли это так на самом деле — пока эксперты расходятся в этом мнении. Но на самом деле политик проводил достаточно взвешенную позицию до того момента, пока в 2021 году не разразился достаточно серьезный дипломатический кризис в отношениях с Россией. Были высланы многие дипломаты. И, в общем-то, в этом же 2021 году Андрей Бабиш ушел с премьерского места. Но суть заключается не в том, что он ушел на антироссийской волне, а в том, что он сейчас возвращается к этой теме, но уже с достаточно взвешенными пророссийскими позициями», — пояснил эксперт.
Перемена в позиции Бабиша укладывается в общую тенденцию, которая набирает силу в Европе. Там нарастает все более ярко выраженный скепсис по поводу призывов Германии: она хочет нарастить расходы на оборону и войти, как выразился Данилов, «в прямой клинч с Россией». С такой позицией не согласны все больше государств.
«И в данном случае население Чехии, которое достаточно политизировано, оно следит за событиями, тоже возрождает старые фобии, в числе которых возможность Германии снова стать милитаризированной страной и повторить историю Третьего рейха. Этого, конечно, в Чехии никто не хочет, и, соответственно, действительно есть вероятность того, что произойдут трансформации в сторону более взвешенного курса. В случае прихода к власти партии ANO, которую возглавляют Андрей Бабиш и его соратник Карел Гавричик, действительно возможны уход от жесткой антироссийской политики и некая сдержанность в отношении Брюсселя», — отметил собеседник ОТР.
Если Бабиш снова станет премьером, Чехия может охладеть и к экономическим делам, которые тормозят ее собственную экономику. Это позволило бы стране развиваться в полном объеме, как было во время первого срока политика.
Какие шансы у ANO победить на парламентских выборах
Возможно, в случае успеха ANO на выборах президент Чехии Петр Павел согласится на ее приход к власти. Но, вероятно, он поставит условие, что большинство в парламенте должно быть сильно разбавлено либеральными и другими силами. Это касается, например, партии «Старосты и независимые», предположил Виталий Данилов.
«Эта партия имеет тоже достаточно большое влияние в чешском обществе — порядка 10%. Они будут, по мнению Петра Павла, как-то нивелировать наиболее правые реверансы партии ANO и таким образом сохранять ее в курсе движения Брюсселя в рамках евроатлантической солидарности. И, конечно же, президент Петр Павел потребует сохранения помощи Украине, поскольку в настоящее время Андрей Бабиш заявляет, что помощь Украине (в первую очередь снарядами, Чехия подвязалась именно на это дело) не является абсолютным решением вопроса. И он все чаще и чаще в своих выступлениях перед народом говорит о том, что надо с Москвой договариваться, а не воевать. Победить Москву невозможно — это впервые прозвучало в его речах. И в общем-то отдается эхом таких же евроскептиков, как лидер Венгрии [Виктор] Орбан и Словакии — [Роберт] Фицо», — продолжил директор Центра анализа международных трансформаций.
Поэтому можно ожидать, что эта партия получит большинство голосов чехов. Сейчас ANO все больше закрепляет за собой славу именно пронародной партии. Бабиш обещает людям дешевые кредиты, новые рабочие места и места для студентов в университетах. Решить эти вопросы обещала либеральная коалиция, но она так и не смогла с 2021 года.
«Сейчас у ANO сильный карт-бланш вернуться на политический олимп Чехии и возглавить дальнейший экономический ход страны. Как будет дальше — посмотрим, но достаточно нетривиально подходит Андрей Бабиш к решению своих политических задач в рамках предвыборной гонки. Очень много проводится интересных и достаточно необычных решений. Одно из них, например, — это выпуск дизайнерской одежды, именно предвыборной одежды, которая имеет стильный бренд и высокую цену, но тем не менее пользуется сумасшедшим спросом среди молодежи. Это тоже так называемая мягкая сила в решении политических задач. То есть видно, что партия Андрея Бабиша не стоит на месте», — сказал Данилов.
Европа хочет завершить «сложный период» с Москвой
В Евросоюзе наблюдается некоторая стагнация, связанная с тем, что правые силы все больше занимают политическое поле. Тот же Бабиш активно действует в Европарламенте в коалиции с правыми фракциями из других стран. Он состоит в ультраправой политической группе «Патриоты за Европу», куда входит и лидер французского «Нацональн6ого объединения» Марин Ле Пен, и Виктор Орбан.
«Поэтому мы исходим из того, что, действительно, ANO, скорее всего, будет побеждать. Она уловила тенденцию в Европе и усталость Европы от украинской авантюры. Она уловила тенденцию стремления граждан Европы уйти от «зеленой» повестки. Она уловила тенденцию правительств Европы смягчать антироссийскую риторику и возобновлять экономические проекты с Россией, в первую очередь в энергетической сфере, а также металлургической, ядерной. Все это говорит о том, что в Европе повышается тренд на завершение сложного периода с Москвой и восстановление экономической составляющей, в частности, обеспечение благополучия в Европе граждан Европы», — объяснил собеседник ОТР.
Европа привыкла жить хорошо. Народу не нравятся негативные тенденции, которые произошли из-за обострения отношений с Россией. Это недовольство эхом отзывается на позициях элит в Чехии и других странах.
«Для нас, для России, это будет иметь только благоприятные последствия. Это не только раскол в антироссийском лагере, не только сокращение помощи Украине, но и, в общем-то, приход к власти политиков, которые не столько отражают пророссийскую позицию, сколько пронациональную позицию. В любом случае для нас договороспособность с такими политиками сильно возрастает», — подытожил Виталий Данилов.