Автор: Елена Андреева
Николая Овсянникова часто встретишь в первом, седьмом и восьмом корпусах университета. Он один из тех, без кого Политех не может обойтись ни дня. В век цифровых технологий комфортные условия для студентов и преподавателей здесь по-прежнему зависят от отопления, водопровода и канализации – старых добрых инженерных коммуникаций, и Овсянников следит за тем, чтобы они работали как часы. Он – слесарь-сантехник, выпускник Политеха и, пожалуй, старейший сотрудник управления инженерно-технического обеспечения университета. 13 сентября ему исполнилось 86 лет.
В СЕМЬЕ
Коля был обычным деревенским мальчишкой из Воронежской области. Рос в селе вместе с «братишкой и сестрёнкой» (так ласково он сам их теперь называет).
– В сорок первом году, как только началась война, отец сразу ушёл на фронт, – рассказывает Овсянников. – Он был пулемётчиком, прошёл почти всю Сталинградскую битву, пока его не ранило. (Помню, одно ухо у него было прострелено.) Ну, направили отца в госпиталь в Куйбышев, комиссовали. Так он тут и остался, устроился маляром на завод, красил самолёты, а мы с мамкой
в деревне жили. Однажды в наш дом попала молния, и он сгорел.
Тогда отец забрал всех к себе. Мы стали жить в бараке на Юбилейной улице. Брат подрос – пошёл на завод шофёром, сестра – литейщицей, делала пресс-формы. Предприятие было режимным, в 50 – 60-х годах его называли «почтовый ящик № 143». Да у нас полкласса сразу после школы туда устроились!
НА ЗАВОДЕ
Сам Николай Овсянников пришёл на п/я № 143, он же авиационный завод №18 им. Ворошилова (ныне АО «Авиакор-авиационный завод») после восьмого класса и проработал на нём всю сознательную жизнь с перерывом на службу в армии. С 1959 года трудился в цехе № 19, где делали центропланы – центральные части крыла самолёта, соединяющие правые и левые полуплоскости. Был технологом, механиком, заместителем начальника, а потом
начальником цеха. Его высоко ценили за профессионализм и трудолюбие.
– В центропланы заливается топливо, поэтому всё должно было быть герметично, – вспоминает Овсянников. – Мы их собирали и испытывали давлением. Потом изделия покрывали герметиком, чистили и проводили испытания керосином. Если было «добро», отдавали дальше, на сборку крыльев и стыковку с фюзеляжем. Виктор Петрович (В.П. Земец, директор Куйбышевского авиационного завода с 1969 по 1986 годы, Герой Социалистического Труда. – Прим.ред.) наш цех всегда ставил в пример.
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЮ «ТУ ЗАВОДСКУЮ ПРОХОДНУЮ,
ЧТО В ЛЮДИ ВЫВЕЛА МЕНЯ». ТАМ Я НАУЧИЛСЯ РАБОТАТЬ И РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ.
Работа была трудоёмкая. В ту пору завод выпускал по девять самолётов в месяц – пассажирские Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95, и лайнеры Ту-154. Производственные совещания, как
правило, начинались только в семь часов вечера, а домой заводчане нередко
возвращались в 11 – 12 ночи.
По основной профессии слесаря у Николая Овсянникова был шестой –
высший – разряд. Это означало, что он обладает глубокими знаниями
и опытом, может выполнить сложный ремонт, монтаж, наладку и испытание оборудования, агрегатов и машин, в том числе экспериментальных. Его профессионализм в полной мере проявился, когда Овсянников два года
проработал технологом – представителем Куйбышевского авиационного завода на Байконуре, участвуя в сборке ступеней ракетыносителя «Союз».
В ПОЛИТЕХЕ
В 1971 году Николай Овсянников заочно окончил механический факультет Куйбышевского политехнического института.
МНЕ НРАВИТСЯ МОЯ ТЕПЕРЕШНАЯ РАБОТА, И КОЛЛЕКТИВ У НАС ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ.
В 1999 году уволился с завода и пришёл в Политех уже в новом качестве. С тех пор он отвечает за бесперебойную работу системы водоснабжения и отопления в первом, седьмом и восьмом корпусах университета. Случись какая авария
на внутреннем трубопроводе – зовут Николая Ивановича.