Современные ТЭЦ на ископаемом топливе негативно влияют на здоровье населения и окружающую среду. Возобновляемые источники энергии (ветер, солнце) нестабильны, зависят от времени года и погоды. Атомная энергетика же, напротив, максимально предсказуема, но имеющихся запасов урана-235 при существующих методах использования недостаточно для обеспечения долгосрочной и недорогой энергии. Для решения этой проблемы Россия развивает два перспективных проекта по замыканию ядерного топливного цикла — БН-1200М на натриевом теплоносителе и БРЕСТ-ОД-300 на свинцовом, которые дополняют друг друга и обеспечивают возможность практически бесконечного использования урана-238.
Замкнутый цикл предполагает использование урана-238, который составляет 99,3% разведанных запасов, превращая его в плутоний с помощью быстрых нейтронов. Благодаря этому создаётся топливо, способное производить больше энергии, чем потребляет. Проекты БН-1200М и БРЕСТ обеспечивают экспериментальную и промышленную реализацию этой технологии с учётом безопасности и экономической эффективности — например, БН-1200М будет работать почти беспрерывно, а у БРЕСТа отсутствует риск пожаров благодаря инертности свинца.
История быстрых реакторов была полна трудностей и препятствий. Не обошлось без опасных инцидентов, таких как пожары натрия, а также политических сложностей, особенно на Западе, где проекты сталкивались с общественным давлением и нехваткой квалифицированных кадров, что замедляло их реализацию.
Тем не менее Россия не только сохранила опыт и технологии, но и стала мировым лидером в этой области. Помимо натриевых и свинцовых реакторов, разрабатываются и другие решения, такие как реакторы с водой под сверхкритическим давлением и жидкосолевые системы. Это обеспечивает технологическую диверсификацию.
Особое внимание уделяется безопасности новых реакторов. В натриевых реакторах, например, предусмотрены системы, предотвращающие утечку радиоактивного натрия за пределы первого контура и аварийное охлаждение при отключении насосов. В свинцовом реакторе благодаря высокой температуре кипения и химической инертности теплоносителя исключены риски взрывов и пожаров, а переработка отработавшего топлива будет осуществляться на месте.
Ожидается, что промышленное внедрение реакторов БН-1200М начнётся в 2030-х, а БРЕСТ запустится уже к 2028 году. Однако масштабный переход к замкнутому топливному циклу может потребовать ещё несколько десятилетий, и только к 2040-м годам он станет массовым направлением в атомной энергетике. Тем не менее, именно эти технологические решения представляют крупнейший шаг в сторону практически вечного, безопасного и экологичного источника энергии, способного обеспечить человечество энергией на тысячи лет вперед, существенно расширяя запасы урана и минимизируя отходы.
📃 Читайте далее на сайте
В Курской области продолжается строительство одного из крупнейших объектов российской энергетики
На Ленинградской атомной станции испытали гусеничный кран грузоподъемностью 2000 тонн
Турция и США подписали соглашение о развитии атомной энергетики и контракт на поставку СПГ
Власти Нижегородской области рассматривают три площадки для строительства АЭС
США и Великобритания планируют ряд совместных проектов в области ядерной энергетики