Найти в Дзене
Семейка в релокации

Первый класс в немецкой школе. Итоги года

Хотя уже первая четверть второго класса движется к завершению, а я только решила написать. Но, это потому что запрос в комментариях поступил.
Итак, первое. что нужно запомнить, читая то, что я напишу ниже: дети идут в школу с 6 лет, и весь первый класс немецкой школы, это, по сути, подготовительная группа детского сада в России. Поэтому если вы ждали, что они будут считать логарифмы или писать стихи гусиным пером, подражая классикам, то спешу вас расстроить. Задача первого класса, по мнению нашего учителя – это адаптироваться к новому статусу и научиться действовать по заданным правилам. Чтение, письмо и счёт – больше как побочка, чем основная цель.
Я уже писала о том, как всё устроено в образовательном процессе у младшенькой, поэтому какие-то моменты, считаю, дублировать бессмысленно. Что было необычного во втором полугодии? Если в первом это была лесная неделя, когда дети 5 дней подряд в любую погоду ходили в лес, то во втором полугодии их ждала – пониферма. И если вы сейчас себе

Хотя уже первая четверть второго класса движется к завершению, а я только решила написать. Но, это потому что запрос в комментариях поступил.

Итак, первое. что нужно запомнить, читая то, что я напишу ниже: дети идут в школу с 6 лет, и весь первый класс немецкой школы, это, по сути, подготовительная группа детского сада в России. Поэтому если вы ждали, что они будут считать логарифмы или писать стихи гусиным пером, подражая классикам, то спешу вас расстроить.

Милашка первоклашка
Милашка первоклашка

Задача первого класса, по мнению нашего учителя – это адаптироваться к новому статусу и научиться действовать по заданным правилам. Чтение, письмо и счёт – больше как побочка, чем основная цель.

Я уже писала о том, как всё устроено в образовательном процессе у младшенькой, поэтому какие-то моменты, считаю, дублировать бессмысленно.

Что было необычного во втором полугодии?

Если в первом это была лесная неделя, когда дети 5 дней подряд в любую погоду ходили в лес, то во втором полугодии их ждала – пониферма. И если вы сейчас себе нарисовали пасторальные картинки, как детки в жокейских шапочках сидят в седле и лошадку под уздцы ведут взрослые, то нет. Только хардкор. Это был реальный исправительный лагерь. 6 раз на протяжении 6 недель, дети через лес (да у нас в округе много массива, не зря это охотничьи угодья Гессенских принцесс) шли на двор, где занимались трудотерапией – налить воды, насыпать сена, вычистить загон у животных, почистить их самих и расчесать гриву, собрать яйца у кур. А катание то когда? А никогда. Никто этого не обещал. Дети учились ухаживать за питомцами, смотрели на них, так сказать, в естественной среде обитания. В конце трудового дня пили чай с печеньем и счастливые шли домой. Только в последний день им разрешили поводить сивок-бурок по дорожке к платной точке катания. И пригласили их, естественно, на эти занятия с родителями. Но при этом я считаю, что это были лучшие уроки по окружающему миру, потому что это всё пришлось на весну и лето, и моя догнала все названия цветов и растений, мхов, лишайников на немецком.

А ещё девочка очень сильно выросла после НГ
А ещё девочка очень сильно выросла после НГ

Что ещё? В целом так же, как и в России учёба после 1го мая абсолютно бессмысленна. То праздники, то выходные, то мероприятия, то проектная неделя – это когда дети перемешиваются с 1го по 4ый класс и целую неделю занимаются творческой деятельностью, в зависимости от интересов – огород, чтение, рисование, поделки, математика. Моя, как любительница литературы, выбрала детективы – они их читали, смотрели и даже сами создавали и озвучивали. В конце был устроен большой праздник с домашней выпечкой, когда можно было походить и посмотреть, что же сделали другие группы, показать свои результаты творчества и поболтать с родителями в непринуждённой обстановке. Заодно и директора на пенсию шумно проводили.

Чем бы ещё вас удивить?

Пожар в соседнем корпусе подойдёт? Да, это случилось на последней неделе. Я как раз шла за своей и увидела кучу спецтехники - пожарные, скорые во дворе. Оказалось, что многострадальный туалет, который собирались летом модернизировать и в угоду одной группе обучающихся оборудовать гигиеническими душами, подожгли в перемену. Да-да, кто-то из детей (ну вряд ли этим занимаются сотрудники школы) подпалил бумажные полотенца над раковиной. Как итог, 20 детей надышались продуктами горения, 7 были госпитализированы. Все дети в шоке. Они несколько раз в год тренируются, как выходить из школы в случае пожарной тревоги, и вот им эти знания понадобились.


Маленькое отступление сразу сделаю – на конец сентября корпус, где случился пожар до сих пор закрыт, там никто не учится, классы переведены в соседние помещения. Сложность ещё в том, что там был второй спортивный зал и сейчас дети вынуждены заниматься по 2 класса в другом корпусе. Никаких подвижек в ремонте до сих пор не видно. Я, правда, в шоке и не представляю себе такого в России, даже по системе закупок и торгов. Возможно, это связано с тем, что и нового директора не назначили по сей день, и это просто такой период.

Учиться летом - настоящее испытание
Учиться летом - настоящее испытание

Так, ну а теперь коротко об итогах 1го класса – дети должны были научиться читать, но с этим справились не все. Технику чтения проверяли два раза, по очень странной для меня системе – это не чтение текста, а просто столбики слов с увеличением количества слогов. К концу первого класса моя читала 40 слов, и это уровень второклассника. Тут должен стоять смайлик рукалицо. Пишут дети печатными буквами, опять же не все и не всегда правильно. Я как могу борюсь, с тем, что моя то «Ш», то «И» неправильно запишет, а учитель говорит: «Вы что? Круто что она слышит там эти звуки, правила выучит позже. Не зеркалит. Может написать целые тексты из 5-6 предложений и прочитать их». Как вы понимаете, то, что для российской матери топтание на месте, для немецкого учителя огромный прогресс.

Ну, с математикой ещё интереснее. По сути, они прошли и автоматизировали счёт до 20, немного затронули счёт десятками до сотни, решение простейших задач, геометрические фигуры и их основные признаки, время и деньги (вот это одобряю). Моей вообще понравилась тема денег, ведь они организовали гаражную распродажу в классе. Принесли ненужные игрушки, нарисовали денег и за 10 минут совершили почти что туземский обмен – золото на бусинки.

Но с математикой все дети двигаются в разном темпе. За счёт того, что в классе работают два учителя, есть те, кто почти закончили и прошли весь учебник, а есть те, кто до сих пор топчется на автоматизации счёта в пределах десяти. Нельзя взять учебник на выходные и тупо прорешать всё до конца. Потому что там то, какие-то дидактические пособия с проверкой в классе, то тестовые работы, то ещё что-то. То все вместе делают какие-то задания из середины учебника. В целом для меня, как они проходят эту дисциплину методологический шок.

Поскольку я всегда с вами максимально честна в своих статьях, могу сказать, что вторая половина года далась нам значительно сложнее. Рассказываю почему.

Держу руку на пульсе почти не отпуская
Держу руку на пульсе почти не отпуская

Мой самый большой страх был, что дочь будет среди отстающих по языку и я усиленно занималась с ней в этом направлении. Каждый день мы делали по одной странице в домашках, хотя это было необязательно. Плюс занимались в специальном приложении. Читали дома. Мы всегда чередуем вечера российскими и немецкими книгами. У меня прямо пунктик был. А вот математику, каюсь, пустила на самотёк. Казалось, ну чего она там в 10 яблоках не потеряется. Плюс она довольно быстро проскочила первую тетрадь, сделала всё, что предлагалось в приложении, а основную тетрадь, домой было брать нельзя.

И вот каково же было моё удивление, когда во время четвертой четверти нас пригласили для беседы с учителями (она была запланированная, а не то, что нас экстренно вызвали), и мы узнали, что у неё … Переводя на литературно-дзеновский – не всё хорошо именно с математикой. Когда они перешли ко второму десятку, наша барышня ушла в неожиданный протест. Сначала она не делала одну тему несколько недель, потом карточки полетели по классу со словами: «Я эту фигню решать не буду!» (спасибо, что на русском, а не на немецком). Решать контрольные она просто отказывалась, даже там, где есть задания, которые она точно знает, как делать.

С одной стороны – это недостаток немецкой системы, дома мы мне бы после пары показательных выступлений голосовое или развёрнутое сообщение в мессенджер прилетело. А с другой стороны, учителя всячески пытались наладить процесс самостоятельно. Но тут я взяла всё в свои руки и стала каждый день приходить на одну минуту (буквально с секундомером можно было проверять) на разговор с учителем, что сегодня делала звезда и что нужно отработать дома. Нам даже шли на встречу и давали общешкольное имущество (специальные карточки по которым они тренируют зрительное запоминание) домой. И дело сдвинулось с мёртвой точки. За время перед каникулами мы значительно догнали класс. И некоторых даже перегнали.

Дома летом я купила специальные математические тренажёры, где нужно было просто наработать скорость решения и закрепить навык. Именно этого не хватило моей в немецком классе, а дальше лавина понеслась по нарастающей. Сейчас принцесса царицу наук всё также не уважает, говорит, что это скукота, но работает в классе, и дома. Так что повторять программу первого класса нас не оставили, на ковёр к директору школы не вызвали, и руку на пульсе мы держать продолжаем, теперь уже держа баланс между языком и счётными навыками.

Моя в ожидании второго класса. А фото сделала подружка. Если она в 5ом классе так снимает, что же дальше будет?
Моя в ожидании второго класса. А фото сделала подружка. Если она в 5ом классе так снимает, что же дальше будет?

Оценок в конце первого класса всё ещё нет. Выдана была только характеристика по итогам года, где основной упор, кстати делается на коммуникативные навыки и межличностные отношения детей в классе. Каникул я ждала больше дочери, потому что ходить в школу мне надоело, но и бросить это я не могла. Дочь школу ждала, особенно своего нового статуса второклашки и появление у неё подопечных.