Хотя уже первая четверть второго класса движется к завершению, а я только решила написать. Но, это потому что запрос в комментариях поступил.
Итак, первое. что нужно запомнить, читая то, что я напишу ниже: дети идут в школу с 6 лет, и весь первый класс немецкой школы, это, по сути, подготовительная группа детского сада в России. Поэтому если вы ждали, что они будут считать логарифмы или писать стихи гусиным пером, подражая классикам, то спешу вас расстроить.
Задача первого класса, по мнению нашего учителя – это адаптироваться к новому статусу и научиться действовать по заданным правилам. Чтение, письмо и счёт – больше как побочка, чем основная цель.
Я уже писала о том, как всё устроено в образовательном процессе у младшенькой, поэтому какие-то моменты, считаю, дублировать бессмысленно.
Что было необычного во втором полугодии?
Если в первом это была лесная неделя, когда дети 5 дней подряд в любую погоду ходили в лес, то во втором полугодии их ждала – пониферма. И если вы сейчас себе нарисовали пасторальные картинки, как детки в жокейских шапочках сидят в седле и лошадку под уздцы ведут взрослые, то нет. Только хардкор. Это был реальный исправительный лагерь. 6 раз на протяжении 6 недель, дети через лес (да у нас в округе много массива, не зря это охотничьи угодья Гессенских принцесс) шли на двор, где занимались трудотерапией – налить воды, насыпать сена, вычистить загон у животных, почистить их самих и расчесать гриву, собрать яйца у кур. А катание то когда? А никогда. Никто этого не обещал. Дети учились ухаживать за питомцами, смотрели на них, так сказать, в естественной среде обитания. В конце трудового дня пили чай с печеньем и счастливые шли домой. Только в последний день им разрешили поводить сивок-бурок по дорожке к платной точке катания. И пригласили их, естественно, на эти занятия с родителями. Но при этом я считаю, что это были лучшие уроки по окружающему миру, потому что это всё пришлось на весну и лето, и моя догнала все названия цветов и растений, мхов, лишайников на немецком.
Что ещё? В целом так же, как и в России учёба после 1го мая абсолютно бессмысленна. То праздники, то выходные, то мероприятия, то проектная неделя – это когда дети перемешиваются с 1го по 4ый класс и целую неделю занимаются творческой деятельностью, в зависимости от интересов – огород, чтение, рисование, поделки, математика. Моя, как любительница литературы, выбрала детективы – они их читали, смотрели и даже сами создавали и озвучивали. В конце был устроен большой праздник с домашней выпечкой, когда можно было походить и посмотреть, что же сделали другие группы, показать свои результаты творчества и поболтать с родителями в непринуждённой обстановке. Заодно и директора на пенсию шумно проводили.
Чем бы ещё вас удивить?
Пожар в соседнем корпусе подойдёт? Да, это случилось на последней неделе. Я как раз шла за своей и увидела кучу спецтехники - пожарные, скорые во дворе. Оказалось, что многострадальный туалет, который собирались летом модернизировать и в угоду одной группе обучающихся оборудовать гигиеническими душами, подожгли в перемену. Да-да, кто-то из детей (ну вряд ли этим занимаются сотрудники школы) подпалил бумажные полотенца над раковиной. Как итог, 20 детей надышались продуктами горения, 7 были госпитализированы. Все дети в шоке. Они несколько раз в год тренируются, как выходить из школы в случае пожарной тревоги, и вот им эти знания понадобились.
Маленькое отступление сразу сделаю – на конец сентября корпус, где случился пожар до сих пор закрыт, там никто не учится, классы переведены в соседние помещения. Сложность ещё в том, что там был второй спортивный зал и сейчас дети вынуждены заниматься по 2 класса в другом корпусе. Никаких подвижек в ремонте до сих пор не видно. Я, правда, в шоке и не представляю себе такого в России, даже по системе закупок и торгов. Возможно, это связано с тем, что и нового директора не назначили по сей день, и это просто такой период.
Так, ну а теперь коротко об итогах 1го класса – дети должны были научиться читать, но с этим справились не все. Технику чтения проверяли два раза, по очень странной для меня системе – это не чтение текста, а просто столбики слов с увеличением количества слогов. К концу первого класса моя читала 40 слов, и это уровень второклассника. Тут должен стоять смайлик рукалицо. Пишут дети печатными буквами, опять же не все и не всегда правильно. Я как могу борюсь, с тем, что моя то «Ш», то «И» неправильно запишет, а учитель говорит: «Вы что? Круто что она слышит там эти звуки, правила выучит позже. Не зеркалит. Может написать целые тексты из 5-6 предложений и прочитать их». Как вы понимаете, то, что для российской матери топтание на месте, для немецкого учителя огромный прогресс.
Ну, с математикой ещё интереснее. По сути, они прошли и автоматизировали счёт до 20, немного затронули счёт десятками до сотни, решение простейших задач, геометрические фигуры и их основные признаки, время и деньги (вот это одобряю). Моей вообще понравилась тема денег, ведь они организовали гаражную распродажу в классе. Принесли ненужные игрушки, нарисовали денег и за 10 минут совершили почти что туземский обмен – золото на бусинки.
Но с математикой все дети двигаются в разном темпе. За счёт того, что в классе работают два учителя, есть те, кто почти закончили и прошли весь учебник, а есть те, кто до сих пор топчется на автоматизации счёта в пределах десяти. Нельзя взять учебник на выходные и тупо прорешать всё до конца. Потому что там то, какие-то дидактические пособия с проверкой в классе, то тестовые работы, то ещё что-то. То все вместе делают какие-то задания из середины учебника. В целом для меня, как они проходят эту дисциплину методологический шок.
Поскольку я всегда с вами максимально честна в своих статьях, могу сказать, что вторая половина года далась нам значительно сложнее. Рассказываю почему.
Мой самый большой страх был, что дочь будет среди отстающих по языку и я усиленно занималась с ней в этом направлении. Каждый день мы делали по одной странице в домашках, хотя это было необязательно. Плюс занимались в специальном приложении. Читали дома. Мы всегда чередуем вечера российскими и немецкими книгами. У меня прямо пунктик был. А вот математику, каюсь, пустила на самотёк. Казалось, ну чего она там в 10 яблоках не потеряется. Плюс она довольно быстро проскочила первую тетрадь, сделала всё, что предлагалось в приложении, а основную тетрадь, домой было брать нельзя.
И вот каково же было моё удивление, когда во время четвертой четверти нас пригласили для беседы с учителями (она была запланированная, а не то, что нас экстренно вызвали), и мы узнали, что у неё … Переводя на литературно-дзеновский – не всё хорошо именно с математикой. Когда они перешли ко второму десятку, наша барышня ушла в неожиданный протест. Сначала она не делала одну тему несколько недель, потом карточки полетели по классу со словами: «Я эту фигню решать не буду!» (спасибо, что на русском, а не на немецком). Решать контрольные она просто отказывалась, даже там, где есть задания, которые она точно знает, как делать.
С одной стороны – это недостаток немецкой системы, дома мы мне бы после пары показательных выступлений голосовое или развёрнутое сообщение в мессенджер прилетело. А с другой стороны, учителя всячески пытались наладить процесс самостоятельно. Но тут я взяла всё в свои руки и стала каждый день приходить на одну минуту (буквально с секундомером можно было проверять) на разговор с учителем, что сегодня делала звезда и что нужно отработать дома. Нам даже шли на встречу и давали общешкольное имущество (специальные карточки по которым они тренируют зрительное запоминание) домой. И дело сдвинулось с мёртвой точки. За время перед каникулами мы значительно догнали класс. И некоторых даже перегнали.
Дома летом я купила специальные математические тренажёры, где нужно было просто наработать скорость решения и закрепить навык. Именно этого не хватило моей в немецком классе, а дальше лавина понеслась по нарастающей. Сейчас принцесса царицу наук всё также не уважает, говорит, что это скукота, но работает в классе, и дома. Так что повторять программу первого класса нас не оставили, на ковёр к директору школы не вызвали, и руку на пульсе мы держать продолжаем, теперь уже держа баланс между языком и счётными навыками.
Оценок в конце первого класса всё ещё нет. Выдана была только характеристика по итогам года, где основной упор, кстати делается на коммуникативные навыки и межличностные отношения детей в классе. Каникул я ждала больше дочери, потому что ходить в школу мне надоело, но и бросить это я не могла. Дочь школу ждала, особенно своего нового статуса второклашки и появление у неё подопечных.