Вот интересно, когда глава министерства говорит «мне кажется» о таком масштабном проекте, как национальный электромобиль, — это признак осторожного оптимизма или некой неуверенности? Давайте разберем заявление Антона Алиханова без прикрас.
Он надеется, что «Атом» завоюет сердца не только российских, но и белорусских автолюбителей. Звучит обнадеживающе, правда? Но тут же следует честное, даже немного отрезвляющее дополнение: «Всё зависит от развития инфраструктуры».
И вот здесь, мне кажется, и спрятан главный ключ ко всему.
Пока не гонка, а первые шаги
Самая важная фраза во всем этом заявлении, на мой взгляд, — вторая. Алиханов прямо говорит, что в первый год производства ждать от «Атома» статуса «эскортного продукта» не стоит.
Давайте будем честны: это дипломатичный способ сказать, что машина не станет массовым хитом с первого дня. И в этом нет ничего плохого! Это просто констатация факта. Любому новому продукту, особенно в такой сложной отрасли, нужно время, чтобы «обкататься», найти своего клиента и доказать свою надежность.
То, что свой первый зарубежный выход «Атом» совершил в Беларусь, — логично и символично. Братья-славяне, союзное государство… Но станут ли там его покупать? Вопрос не в патриотизме, а в суровой экономике и том самом вопросе об инфраструктуре.
Что важнее — машина или розетка для нее?
Вот о чем я думаю. Можно показать самый красивый и технологичный концепт-кар, но если ему негде будет заряжаться, он так и останется красивым экспонатом на выставке.
Инфраструктура — это не просто «построить заправки». Это:
- Сеть зарядных станций не только в Минске, но и на трассах между городами.
- Подготовленные сервисы, где будут знать, как ремонтировать именно этот электромобиль.
- Доступность запчастей и понятная логистика.
И вот что радует: я вижу, что команда «Атома» как раз этим и занимается. Они не просто готовят конвейер на «Москвиче», они уже в этом году открыли сервисный центр для отработки технологий обслуживания. То есть они понимают: продать машину — это только полдела. Научить ее ремонтировать и поддерживать — задача не менее важная.
Так что же в итоге?
«Атом» — это не просто очередная попытка склеить машину из импортных комплектующих. Это попытка создать если не всю цепочку, то хотя бы ее значительную часть.
Первый показ в Беларуси — это скорее тест вод, проверка реакции соседнего, но все же другого рынка. Это умный ход.
Стоит ли ждать, что через год дороги Беларуси заполонят «Атомы»? Вряд ли. Но это и не цель на старте. Цель — заявить о себе, начать диалог и, самое главное, параллельно с выпуском машин строить для них среду обитания.