Найти в Дзене
Кино СССР

Советская и российская экранизации «Территории». Чем отличаются и какая лучше?

Советская экранизация «Территории» Олега Куваева на удивление сурова и лишена пресловутой геологической романтики. На удивление — потому что эта тема в советской культуре была очень популярна и оставила заметный след в кино, песнях и литературе. Собственно, Куваев был одним из столпов этого направления. Однако фильм 1978 года начисто лишён каких-то сентиментальных представлений о профессии геолога и показывает довольно правдивую картину их быта — вездесущая мошкара, грязь, холод, серость, тяжёлый монотонный труд и диета, которая ведёт к язве желудка и букету других заболеваний. Это не посиделки у костра с гитарой и не история про студентов с горящим взором. Вряд ли после просмотра ленты многие загорелись «геологической романтикой». Экранизация 2014 года, наоборот, воспевает романтику профессии в том ключе, в каком это делалось в СССР в 1950-е и 1960-е годы. У режиссёра Александра Мельника получился ностальгический ретро-фильм, дань уважения советским достижениям. Не случайно картина з

Советская экранизация «Территории» Олега Куваева на удивление сурова и лишена пресловутой геологической романтики. На удивление — потому что эта тема в советской культуре была очень популярна и оставила заметный след в кино, песнях и литературе. Собственно, Куваев был одним из столпов этого направления.

Однако фильм 1978 года начисто лишён каких-то сентиментальных представлений о профессии геолога и показывает довольно правдивую картину их быта — вездесущая мошкара, грязь, холод, серость, тяжёлый монотонный труд и диета, которая ведёт к язве желудка и букету других заболеваний. Это не посиделки у костра с гитарой и не история про студентов с горящим взором. Вряд ли после просмотра ленты многие загорелись «геологической романтикой».

Экранизация 2014 года, наоборот, воспевает романтику профессии в том ключе, в каком это делалось в СССР в 1950-е и 1960-е годы. У режиссёра Александра Мельника получился ностальгический ретро-фильм, дань уважения советским достижениям. Не случайно картина заканчивается известием о полёте Гагарина, чего в оригинале не было и быть не могло — в ленте действие смещено примерно на 10 лет вперёд. Плюс ко всему картина воспевает красоту родной страны: съёмки природы — одна из самых сильных сторон ленты. Многие кадры можно ставить в рамочку и вешать на стену:

Авторы советского фильма, очевидно, не ставили перед собой задачи снять картину в подобном ключе. Возможно, потому что эпоху второй половины 1940-х и начала 1950-х в позднем СССР было не принято романтизировать. Слишком много ненужных вопросов она вызывала. Тем более что действие фильма происходит на Колыме... Да и к концу 1978-х тема геологов-романтиков поутихла и сошла на нет.

Банионис, Цыганов и другие

Говоря о советском фильме, хотелось бы выделить образ главного инженера управления Чинкова. Донатасу Банионису удалось показать человека во многом одержимого, резкого и неудобного. Вряд ли вы бы захотели работать под его началом. Такая характеристика соответствует и тексту Куваева, где про Чинкова сказано, что в его работе «беспощадность к себе и другим была помножена на удачу». В новом фильме Чинкову (Константин Лавроненко) не уделено такого же внимания и показан он более просто — волевой руководитель, который верит в своё чутьё.

Чинков в исполнении Баниониса и Лавроненко
Чинков в исполнении Баниониса и Лавроненко

Любопытно, что авторы современного фильма в подборе актёров, судя по всему, в какой-то степени отталкивались от ленты 1978 года, потому что многие актёры оказались внешне похожи.

Например, Баклаков в исполнении Григория Добрыгина чем-то схож с Владимиром Летенковым. А вместо рыжей секретарши в первой ленте в новом фильме появилась рыжая же журналистка Сергушова (Ксения Кутепова). Если не ошибаюсь, в книге цвет её волос не указан.

А вот метущегося потерявшегося интеллигента Гурина в советском фильме вовсе нет. Очевидно, эта линия слишком утяжелила бы фильм, который идёт всего около 90 мин. Зато этот пробел был восполнен в «Территории» 2014 года, где Гурин в исполнении Евгения Цыганова стал одним из центральных персонажей.

-4

В целом «Территории» Куваева с обеими экранизациями повезло, что бывает редко. Каждая картина по-своему раскрывает текст, во многом дополняя друг друга.