“Cheap Thrills” — культовый альбом, записанный в 1968 году группой “Big Brother and the Holding Company” с участием солистки.. о! - Дженис Джоплин. Это одна из ключевых пластинок поздних шестидесятых, которая закрепила статус коллектива на сцене блюз-рока и соул-рока. На лицевой и тыльной стороне данного издания просматривается дуальное настроение: на лицевой стороне — более мелодичный, иногда джазово-блюзовый настрой, с акцентом на вокал Джоплин и сочный гитарный слайд; на тыльной стороне — жестче, более выразительно экспрессивно, с энергичным блюзом и драматическими модуляциями. Кратко об истории альбома:
· Контекст и состав: перед релизом линейки альбомов группы произошла смена вокалиста: ранее выступала Саймон О'Ки, но для этого периода главной вокалисткой стала Дженис Джоплин. Альбом записан с участием группы “Big Brother and the Holding Company”, а также саксофониста Боба Карла, который стал заметной частью звучания.
· Продюсирование и стиль: Несколько продюсеров, огромное количество музыкантов. Это один из самых узнаваемых альбомов психоделического рока конца 1960-х, с сыроватым, энергичным звучанием, характерным для концертных выступлений группы. В песнях заметна смесь блюза, рока и ритм-энд-блюза, с акцентом на импровизационные вставки и мощный вокал Дженис.
· Коммерческий успех: “Cheap Thrills” стал наиболее успешным студийным релизом группы в США и принес Дженис Джоплин признание не только как вокалистки, но и как иконной фигуры контркультуры того времени. Альбом включает несколько номеров, которые стали хитами и остаются знаковыми композициями.
· Основные треки: среди наиболее известных песен альбома — "Piece of My Heart" и "Summertime" — каверы на старые блюзовые и блюз-роковые композиции, переплетённые с характерной энергией группы. Также в альбом вошли оригинальные композиции и исполнительские версии, которые подчеркнули мощь вокала Дженис и импровизационный подход музыкантов.
Достаю пластинку и перехожу к прослушиванию альбома, не скажу, что фигура Джоплин меня вдохновляет, но вдруг мне понравится… поехали!
“Combination of the Two” (Sam Andrew) — 5:47
· Контекст и стиль: открывающий трек задаёт драйвовую волну, совмещая канонический блюзовый ритм с психоделическими оттенками и мощной вокальной подачей Джоплин. Гитарные слепки и ритмические фигуры Сэма Эндрю создают основу, на которую далее раскладывается эмоциональная палитра композиции.
· Вокал и аранжировка: Джоплин демонстрирует широкий диапазон и характерное мессианское звучание, добавляя песне драматическую окраску. Вокал здесь ещё не столь кричащий, но уже насыщенный выразительной динамикой.
· Вклад в альбом: как вступление, трек задаёт температуру и эмоциональный вектор, подготавливая слушателя к более ярким и агрессивным партиям лицевой стороны. Это своеобразный мост между блюзовыми прототипами группы и их собственным экспресс-выражением.
· А теперь субъективный взгляд: в целом все эти вопли напоминают кричащую стаю диких обезьян, но звуковой вихрь и мощь немного нивелируют этот ужас.
"I Need a Man to Love" (Andrew, Joplin) — 4:54
· Контекст и стиль: баллада-блюз с выраженным эмоциональным подтекстом. Вокальная подача Джоплин здесь балансирует между страстью и уязвимостью, создавая интимное ощущение.
· Аранжировка: насыщенная ритм-секция, поддерживающая вокал, с характерными перегрузками гитары и органа, которые добавляют передышки и усиливают кульминационные моменты.
· Значение: трек демонстрирует способность группы перевести личные переживания в музыкальную драму, сохранив при этом сильную коммерческую привлекательность и энергетическую полноту.
· Субъективный взгляд: временами путаешься, это Роберт Плант или Дженис Джоплин? От тяжелых блюзовых вещей “Лед Зеппелин” эти ребята отличаются более неряшливым и перегруженным звуком, диким бэк-вокалом, более фанковым звучанием. В целом, неплохо. Но, страшновато.
“Summertime” (George Gershwin, Ira Gershwin, DuBose Heyward) — 4:00
· Контекст и стиль: джаз-блюзовая интерпретация классической арии из оперы “Porgy and Bess”. В исполнении группы она приобретает свободный, импровизаторский характер, позволив Джоплин подарить песне новую окраску.
· Аранжировка: смещённый темп, более «теплый» и поздний блюзовый вайб, с акцентом на вокальные фишки Джоплин и плавный, раскатистый тембр инструментов.
· Значение: этот трек показывает умение коллектива перерабатывать канонические стандарты, превращая их в творческое высказывание, не теряя при этом узнаваемости и эмоциональности.
· Субъективный взгляд: инструментальная часть в ажуре, немного пугает Дженис, которая, временами орет, как нестерилизованная кошка.
“Piece of My Heart” (Bert Berns, Jerry Ragovoy) — 4:15
· Контекст и стиль: один из самых узнаваемых и мощных треков альбома. Лирика и вайб в исполнении отлично передают идею страсти и внутреннего конфликта.
· Аранжировка: агрессивная гитарная лента, плотная ритм-секция и взрывная подача вокала. Вокал Джоплин здесь демонстрирует ещё более уверенное и агрессивное звучание, что становится одной из визитных карточек группы.
· Значение: трек закрепляет имидж альбома как неотъемлемого памятника женского вокала в блюз-роке. Это кульминация лицевой стороны по энергетике и экспрессии.
· Субъективный взгляд: почти наверняка, потрясающая инструментальная работа, угасание и подъем по композиции, сильная эмоциональная составляющая, все это есть. Но, несколько не моя музыка, я предпочту, более спокойную подачу, особенно в плане вокала.
“Turtle Blues” (Joplin) — 4:22
· Контекст и стиль: более прямой и минималистичный блюз-роковый ритм. Энергия номера строится на простоте, груве и экспрессии вокала.
· Аранжировка: гитары с ярким овердрайвом, уважение к традициям блюза и свобода импровизации. Джоплин в этом треке звучит как уверенная исполнительница, которая полностью владеет материалом.
· Значение: “Turtle Blues” жесткий, эмоциональный и прямой блюз, который уравновешивает более сложные аранжировки лицевой стороны пластинки.
· Субъективный взгляд: ресторанная группа, певичка постепенно нажирается в хлам, иногда все же возвращаясь в текущую реальность.
“Oh, Sweet Mary” (Peter Albin, Andrew, David Getz, James Gurley, Joplin) — 4:16
· Контекст и стиль: коллективная авторская импровизация, которая подчеркивает коллективную креативность группы и свободу импровизации.
· Аранжировка: текучий ритм, плотное взаимодействие инструментов, эмоциональная подача вокала.
· Значение: этот трек демонстрирует синергии между участниками и способность коллектива формировать целостное музыкальное высказывание через совместную импровизацию.
· Субъективный взгляд: драматичное начало в стиле гаражных групп, и сложные изменения в ритме, разнообразные тенденции и новаторство в использовании вокала, но в целом проблема одна и та же - все по- прежнему очень любят поорать.
“Ball and Chain” (Big Mama Thornton) — 9:02
· Контекст и стиль: один из центральных треков альбома и, пожалуй, ключевое произведение группы. Расширенная версия классического блюза Big Mama Thornton (хрен знает, кто это), переработанная Джоплин и компанией.
· Аранжировка: долгий, развернутый эпический номер с развитыми инструментальными партиями, импровизациями и кульминациями. Вокальная экспрессия Джоплин здесь достигает максимальных высот по драматургии и энергетике.
· Значение: “Ball and Chain” становится гимном альбома — мощное финальное подтверждение индивидуальности Джоплин и коллектива в целом. Длина трека позволяет развить тему углубленно и эмоционально.
· Субъективный взгляд: нутром чувствую, что это потрясающая работа, но, совершенно не в моем вкусе!
Итоги: объективная оценка – 5 баллов, а как может быть иначе, у альбома, который попал в книгу “1001 альбом”?
Субъективная оценка, то есть, моя, личная – 2 балла. Вполне достаточное испытание для моих ушей.
До встречи на The United States of America “The United States of America”!