Пирамида из 15 человек в русской конной тройке, жонглирование факелами на скачущей лошади лицом к зрителям и балансировка подносом с фужерами на голове в галопе – как вам такое? Для артистов из династии Ольховиковых нет ничего невозможного. Самый яркий ее представитель чуть не бросил цирк ради оперы, но любовь вернула артиста на манеж.
Рожденный в гримерке
Родоначальник династии Ольховиковых, Иван Митрофанович Бескоровайный родился еще при царе - посвятил жизнь лошадям и цирку. Тогда он не был централизованным, как при советской власти, артисты «квартировали» по городам и весям. Бескоровайные обосновались в Воронеже. Папина дочка, Капитолина с семейного пути не стала сворачивать и выбрала амплуа гротеск-наездницы. Замуж вышла тоже за циркового – гимнаста, акробата и эквилибриста Леонида Сергеевича Ольховикова. Вместе с Капитолиной Ивановной на коне скакал ее будущий… сын! Звезда манежа и конного жонглирования, Николай Ольховиков, появился на свет в антракте в гримерке цирка-шапито – везти до роддома их с мамой уже было некогда.
На горшок? На манеж!
Если обычные дети чаще всего слышат, что пора «на горшок», то детским ушкам Николая Ольховикова привычнее был возглас шпрехшталмейстера: «На манеж!».
Коля с восьми лет начал выступать во всевозможных жанрах в шоу «Океанос», где были задействованы дети и воспитанники коллектива, в котором работали родители. Николай под именем «Нико» выступал на подкидных досках, переходной лестнице, как наездник, жокей и конный акробат.
Также на манеже выступала его сестра, Виктория Ольховикова. Позже, в 1950-х она приняла номер своей матери – с собаками-жокеями на пони.
«Кумир Ольховиков»
Однажды Николай увидел жонглера на лошади Феррони и «заболел» мечтой делать то же, что и он. Родители помогли найти лошадь, и все получилось! Уже в возрасте 17 лет, когда в 1939 году отмечался юбилей советского цирка, его, а также артистку Лолу Ходжаеву отметили орденом «Знак Почета».
Известный поэт Александр Межиров писал:
Я жил в их мире милом
В традициях веков
И был моим кумиром
Жонглер Ольховиков.
Как любовь к эквилибристке победила любовь к опере
Николай Ольховиков стал известным благодаря своим новаторским жонглерским трюкам на бегущей по кругу лошади без панно (седла). Но однажды судьба повела его совсем по другому пути.
В семье Ольховиковых пели все и всегда. Еще основатель династии Иван Трофимович солировал в хоре и напевал, когда выводил на манеж лошадей. В «Океанос» запевалой был Капитолина Ольховикова, иногда подключался и ее сын Николай – цирковые сразу заметили его яркий, мощный голос. Впервые он спел на представлении в параде-прологе песню «Мы все за мир», где его заметили «зашедшие на огонек» мастера оперной сцены и позвали поступать в консерваторию. Долго уговаривать не пришлось – поступил!
На второй год учебы цирковые, соскучившись, приехали «вызволять» Ольховикова из лап оперы – да не кто-нибудь, а сам Владимир Григорьевич Дуров вместе с сестрой Николая, Викторией. Но когда они услышали, как поет «пленник», все поняли и оставили его в покое.
Тем не менее, судьба сама вернула Ольховикова в цирк. Его тянуло туда как магнитом, а еще он… влюбился. В юную эквилибристку на проволоке Нину Логачеву. Закрутилось, завертелось, и когда настал момент выбирать, он бросил музыку и вернулся на манеж. Хотя из консерватории его еще полгода не отпускали, расставались со скандалом.
Бокалы, факелы и с песней!
Палочки, кольца, мячи – чем только не жонглировал на несущейся галопом лошади Николай Ольховиков. И сколько нужно было терпения с такими сильными на вид, но пугливыми животными. В одном из номеров Ольховиков, стоя на крупе лошади, разливает вино в фужеры на подносе. Затем ставит на лоб длинную, тонкую палку-баланс с этим подносом, выбивает его рукой и ловит все, что находилось наверху, не пролив ни капли. Когда однажды на гастролях в Западной Германии и Австрии во время исполнения номера восхищенная зрительница бросила артисту цветы, букет попал прямо в голову коню Ландышу. Еще долго от одного только вида подноса и фужеров его бросало в дрожь. Жонглировал Николай Леонидович и обручами со стоящими в них стаканами с морсом.
Еще один эффектный трюк, который Ольховиков выполнял на жеребце Могучем – жонглирование горящими факелами, причем лицом не в манеж, а к зрителям. В конце номера он спрыгивал с лошади, разводил руки, улыбался и кричал на весь цирк: «Всё!».
В 1957 году, в Ленинградском цирке Николай Ольховиков начал использовать один из своих коронных элементов – исполнял песенку на лошади во время номера с жонглированием.
«Русская тройка» – 15 человек в пирамиде
«Русская тройка» – конно-акробатический аттракцион, созданный Николаем Леонидовичем Ольховиковым в 1971 году на основе номера, который ставил еще его отец. Его масштабы впечатляли – 15 человек в пирамиде и невероятные по тем временам трюки в сюжете русской народной Масленицы.
Русские сани, сальто-мортале с рук, с плеч, хоровод с различными сальто, подкидные доски, перши, клоунада, сальто с самоваром в руках и рекордный трюк – двойное сальто-мортале в колонну на четвертого. За «Русскую тройку» в 1979 году артисты получили в Бельгии цирковой «Оскар», а на родине Николай Леонидович стал народным артистом СССР. По его стопам пошел и сын, Леонид Ольховиков, который также стал жонглером.
Если вы хотите совершить путешествие во времени и «увидеть», как все это было, обязательно почитайте книгу Рудольфа Славского «Встречи с цирковым прошлым. Воспоминания».