Найти в Дзене

Спектакль «Скамейка»: разговор двух отчужденных душ

Прошедший шестой театральный сезон Сибирского камерного театра оставил яркий след в культурной жизни города Новосибирска, представив огромное количество премьер на большой и малой сценах. Кульминацией сезона стала премьера спектакля «Скамейка» по одноименной пьесе Александра Гельмана, где режиссёром выступила художественный руководитель, директор театра Полина Гнездилова. Выбор этой пьесы для камерной сцены оказался точным попаданием в цель, предоставив возможность каждому зрителю основательно погрузиться в давно известную историю, прочувствовать характеры героев и ощутить глубину происходящего. В этом пространстве зрители становятся не просто наблюдателями, а невольными свидетелями разворачивающейся на их глазах драмы, ощущая вес каждого слова, улавливая каждый взгляд героев, обращенный друг к другу и в зал. В пьесе и, соответственно, в спектакле «Скамейка» рассказывается история встречи и знакомства в городском парке двух людей, которые, как оказывается впоследствии, уже были знакомы
Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев

Прошедший шестой театральный сезон Сибирского камерного театра оставил яркий след в культурной жизни города Новосибирска, представив огромное количество премьер на большой и малой сценах. Кульминацией сезона стала премьера спектакля «Скамейка» по одноименной пьесе Александра Гельмана, где режиссёром выступила художественный руководитель, директор театра Полина Гнездилова. Выбор этой пьесы для камерной сцены оказался точным попаданием в цель, предоставив возможность каждому зрителю основательно погрузиться в давно известную историю, прочувствовать характеры героев и ощутить глубину происходящего. В этом пространстве зрители становятся не просто наблюдателями, а невольными свидетелями разворачивающейся на их глазах драмы, ощущая вес каждого слова, улавливая каждый взгляд героев, обращенный друг к другу и в зал.

Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев

В пьесе и, соответственно, в спектакле «Скамейка» рассказывается история встречи и знакомства в городском парке двух людей, которые, как оказывается впоследствии, уже были знакомы. Между ними завязывается разговор, начавшийся со столь банальной фразы, как просьба о спичке, и затем «вспыхивает пламя» диалога, состоящего из недомолвок и робкого, но взаимного интереса. Постепенно раскрываются их характеры, которые они тщательно пытаются скрыть друг от друга, показывая неудовлетворенность жизнью и потребность в любви и понимании. Они то сближаются, то отдаляются, играя в психологическую игру, где каждый пытается понять истинные намерения другого. В этой истории исследуются человеческие отношения, страхи, комплексы, надежды, которые каждый из нас носит в себе. Также здесь поднимаются вопросы о природе любви, одиночестве в толпе, обмане и то, насколько мы готовы открыться другому человеку и довериться ему. Александр Гельман во всех своих работах не просто так исследует проблемы общества и выносит их на обсуждение. Его интересует человек в переломные моменты жизни и истории, который задумывается о вопросах морали, справедливости и выбора. Конфликт становится для него не просто драматургическим приемом, но и катализатором, подталкивающим зрителя, читателя к глубоким размышлениям. И самое главное – это то, что он старается создавать правдивые и узнаваемые образы, используя ситуации из реальной жизни или близкие к ней. Среди известных произведений: «Протокол одного заседания», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми».

Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев

Режиссёр Полина Гнездилова, чьё имя уже узнаваемо в театральной среде города по таким ярким постановкам, как: «Спасти камер-юнкера Пушкина» в театре «Красный факел» и абсолютный хит прошлого сезона «Диалоги с Раневской» в Сибирском камерном театре, вновь бросает вызов. «Скамейка» — смелый эксперимент, где в фокусе внимания оказываются сразу три артиста – Денис Казанцев, Ольга Солдатова, Евгений Осокин, что для пьесы, глубоко укорененной в советской драматургии, становится оригинальным решением. Одно дело — творить в тандеме, контролируя каждую деталь и всецело отдаваясь одному артисту, и совсем другое — найти общий язык с тремя, за плечами которых большой опыт работы в крупном театре, а значит, и с большим количеством людей. Неизбежность столкновения характеров, сложность организации репетиционного процесса — лишь малая часть тех подводных камней, что встают на пути реализации постановки. Таким образом, работа с тремя актерами дает режиссёру возможность создать многослойность и объём в спектакле, а также придать ему глубину и многогранность.

Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев

«Скамейка» в интерпретации Полины Гнездиловой – это не просто переосмысление классической пьесы Гельмана, но и исследование человеческой природы в условиях меняющегося мира. Режиссёр не боится экспериментировать с формой, добавляя новые смысловые слои и акценты, которые делают спектакль актуальным для современного зрителя. История о случайной встрече мужчины и женщины в парке превращается в сложную драму о любви, предательстве, одиночестве и поиске себя. Постановка стала настоящим событием театрального сезона благодаря не только интересному режиссёрскому замыслу, но и блестящей игре актёров. Денис Казанцев, Ольга Солдатова и Евгений Осокин, каждый из которых обладает яркой индивидуальностью и неповторимым стилем, создают на сцене целую палитру эмоций и переживаний. Их взаимодействие, тонко выстроенное Полиной Гнездиловой, позволяет зрителям увидеть разные грани характеров героев и по-новому взглянуть на знакомую историю.

Фото из личного архива Полины Гнездиловой
Фото из личного архива Полины Гнездиловой

Как итог, спектакль «Скамейка» представляет собой разговор двух отчужденных душ, столкнувшихся в парке. В интерпретации Полины Гнездиловой «Скамейка» получила свежий импульс. Режиссер погружает зрителя в драматическую сущность каждого действующего лица и в полной мере раскрывает психологическую глубину и внутренний мир каждого героя. Основное внимание уделяется личному взаимодействию персонажей, контрасту между внешней непринужденностью и внутренним конфликтом, а главное – всеобщему характеру истории, близкой каждому из нас. Зрителя, пришедшего на спектакль, ждет глубокий психологический анализ и большая вероятность увидеть в героях отражение самих себя. Данная работа позволила максимально раскрыть потенциал пьесы, создав камерную, но в то же время эмоциональную атмосферу. Превосходная сценография и красивое музыкальное оформление лишь подчеркивают глубину переживаний персонажей. «Скамейка» – это спектакль, который оставляет после себя долгое послевкусие. Он не предлагает готовых ответов, но стимулирует к размышлениям и поиску собственного понимания сложных жизненных ситуаций. Именно поэтому он находит и будет находить отклик в сердцах зрителей разных возрастов и взглядов.

Фото: Виктор Дмитриев
Фото: Виктор Дмитриев