Найти в Дзене
NOVIX

Росатом показал «мозговой центр» для АЭС в тундре. Рассказываем, как работает и при чем тут ИИ

Малые атомные станции — это очевидное решение для обеспечения электричеством удаленных территорий. Но их главный плюс, расположение вдали от основной инфраструктуры, — это и главный инженерный вызов. Как управлять такими объектами? Не держать же огромный штат на месте, ведь это дорого. В «Росатоме» показали свое видение — единый «мозговой центр», который сможет удаленно контролировать каждую станцию. Концепт создан для будущих атомных станций малой мощности (АСММ) с реакторами РИТМ-200Н. Первые такие планируют развернуть в Якутии и Узбекистане. Важно: на форуме показали не саму станцию, а именно макет ее системы управления. На техническом языке это — АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическими процессами). По сути, это и есть тот самый «мозговой центр», о котором идет речь. Отдельно подчеркивается, что вся система управления — полностью российская разработка, от аппаратной части до программного обеспечения. У этой системы две основные функции: сбор данных и дистанцио
Оглавление

Малые атомные станции — это очевидное решение для обеспечения электричеством удаленных территорий. Но их главный плюс, расположение вдали от основной инфраструктуры, — это и главный инженерный вызов.

Как управлять такими объектами? Не держать же огромный штат на месте, ведь это дорого. В «Росатоме» показали свое видение — единый «мозговой центр», который сможет удаленно контролировать каждую станцию.

Источник: atommedia.online
Источник: atommedia.online

Что именно показали?

Концепт создан для будущих атомных станций малой мощности (АСММ) с реакторами РИТМ-200Н. Первые такие планируют развернуть в Якутии и Узбекистане.

Важно: на форуме показали не саму станцию, а именно макет ее системы управления.

На техническом языке это — АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическими процессами). По сути, это и есть тот самый «мозговой центр», о котором идет речь.

Отдельно подчеркивается, что вся система управления — полностью российская разработка, от аппаратной части до программного обеспечения.

Пульт на удаленке. Как это работает?

У этой системы две основные функции: сбор данных и дистанционное управление.

Во-первых, она непрерывно, в реальном времени получает и обрабатывает информацию с тысяч датчиков на станции. Давление, температура, состояние каждого узла — все это стекается в единый центр.

Во-вторых, и это главное, — система позволяет оператору управлять технологическими процессами удаленно.

Проще говоря, это не пассивная панель мониторинга с графиками. Это полноценный интерактивный пульт для прямого управления станцией, вне зависимости от того, где находится оператор.

«Цифровой двойник»

Но главная особенность системы — это не удаленный доступ сам по себе, а разработанная в «Росатоме» технология «цифрового двойника».

Что это значит? Параллельно с реальной АЭС работает ее полная математическая модель. Эта модель в реальном времени получает те же данные с датчиков и симулирует «идеальное» состояние станции.

Система постоянно сравнивает показатели настоящего объектас этой эталонной моделью. Если возникает расхождение, она не просто сигнализирует об ошибке, а подсказывает оператору, на какой параметр обратить внимание и какие действия могут потребоваться.

Как подчеркнули в «Росатоме», система не заменяет человека, а меняет его роль. Оператор становится аналитиком, который принимает финальное решение на основе рекомендаций «умного помощника».

«Росатом» начал изготовление реакторного оборудования для первого блока АСММ в Узбекистане. Источник: «АЭМ-Спецсталь» / Машиностроительный дивизион «Росатома»
«Росатом» начал изготовление реакторного оборудования для первого блока АСММ в Узбекистане. Источник: «АЭМ-Спецсталь» / Машиностроительный дивизион «Росатома»

А при чем тут ИИ?

Сразу стоит прояснить: искусственный интеллект не будет «управлять» реактором. Вокруг этой темы много хайпа, но реальность несколько прагматичнее.

Задача ИИ в такой системе — поглощать и обрабатывать гигантские объемы данных, которые человек чисто физически не сможет проанализировать.

Например, находить в архивах телеметрии за несколько лет едва заметные отклонения в работе оборудования. Те, что могут стать предвестниками неисправности.

Результат этого анализа — не команда к действию, а отчет для оператора. По сути, ИИ выполняет всю черновую работу по просеиванию данных, а за человеком остается финальное решение.

Что по итогу?

Конечно, это пока только макет, показанный на выставке, а не готовая система.

Но идея понятна: вместо того чтобы держать команду высокооплачиваемых спецов у каждого реактора в условной Якутии, можно будет управлять всем из одного теплого офиса.

Так что картина, где оператор с чашкой кофе присматривает за атомной станцией за тысячи километров от себя, — уже не такая и фантастика.

Главное, чтобы интернет-канал был стабильным.