Немного истории
В первой четверти XIX столетия городские власти наконец-то озаботились благоустройством этой территории. Вокруг Черного пруда посадили аллею лип. В 1831 году по распоряжению военного губернатора генерал-майора М.П.Бутурлина северная сторона водоема была очищена от строений.
В это же время оханский купец 1-й гильдии Ефим Михайлович Медовиков (? – 1858), содержавший нижегородский питейный откуп, за свой счет вычистил заглохший пруд и развел вокруг него сад, в котором построили красивую беседку в виде ротонды. Каждый год 1 мая виноторговец устраивал здесь грандиозное гулянье.
Как отмечал краевед Н.И. Храмцовский: «Эти праздники были такие, каких уже Нижний Новгород не видал после того. Посреди пруда устраивался плавучий храм, великолепно иллюминованный китайскими фонарями; берега пруда и все аллеи сада освещались стаканами и плошками; беседку также иллюминовали и убирали лимонными и померанцевыми деревьями и множеством различных растений в цвету.
Музыка гремела в разных частях сада; песенники разъезжали по пруду в лодках. Радушный хозяин угощал всех гуляющих десертом и прохладительными напитками; в буфетах, устраиваемых в клумбах, можно было получать чай, кофе, легкую закуску и водку. Гулянье 1 мая на Черном пруду всегда продолжалось почти до самого света».
Летом на пруду работала лодочная станция. В погожие летние дни в Чернопрудском саду бывали родители Н.А.Добролюбова, которые иногда катались здесь на лодках. Посещала сад и семья Ульяновых, живших в нашем городе в 60-е гг. XIX столетия.
Зимой на пруду устраивался единственный в городе благоустроенный каток с электрическим освещением, музыкой и прокатом коньков. Воспитанники Александровского дворянского института и гимназисты назначали на городском катке свидания гимназисткам и барышням из Мариинского института.
Анатолий Мариенгоф, яркая фигура литературной жизни России XX века, друг Есенина, прозаик и поэт, чье детство прошло в Нижнем, вспоминал в автобиографической книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»: «Наш Чернопрудский каток обнесен высокой снежной стеной. В дни, когда играет большой духовой оркестр под управлением Соловейчика, билет стоит двугривенный. Это большие деньги. На них можно купить груду пирожных в булочной Розанова». Именно здесь разыгралась первая в жизни Мариенгофа амурная драма: коварная девица Лидочка Орнацкая крутилась на льду «в каких-то кретинских танцах» с Васей Косоворотовым.
Перед самой революцией на катке установили большой экран, на котором для всех желающих бесплатно демонстрировали фильмы под открытым небом.
К началу XX века пруд опять захирел, хотя в нем во множестве водились лягушки и даже караси. Рыбу, не достигшую полутора вершков (около 7 см), запрещалось вылавливать.
Городская управа строила прожекты о постройке на этом месте здания просветительных учреждений. Тем более что в 1914 году после устройства ливневой канализации в пруд перестали поступать дождевые воды, он обмелел. Несколько раз водоем пытались засыпать, так как он являлся источником малярии, однако в городской казне банально не хватало денег.
Лишь в советское время в 1926 году были устроены водостоки и ковалихинский коллектор. Тогда появилась возможность засыпать Черный пруд и разбить на этом месте сквер, возле которого сейчас стоят многоэтажные здания. Теперь о прошлом напоминает только название.
Смолк трамвай на пять минут,
Полночь тихо объявила:
«Остановка «Черный пруд»,
Детство здесь твое бродило!»
Остановка «Черный пруд»,
Городской старинный скверик…
Хоть на парочку минут
Распахнуло б время двери.
Помню пыль, и снег, и грязь
Строгий ряд домов почтенных,
И мороженого сласть.
В первый год послевоенный.
Здесь под ливнем майских гроз
Юность ранняя любила…
И опять в душе вопрос:
«Неужели это было?»
Две минуты…
Пять минут…
Радость и печаль в соседстве!..
Остановка «Черный пруд» –
Возле юности и детства.
(Ю.Адрианов «Остановка «Черный пруд»)
Роковая встреча в чернопрудском саду
«Черным Прудом назывался небольшой сад, разросшийся вокруг неглубокого и необширного озерка мутной воды. Тут, в опрятных, хотя и очень жалких аллеях, гуляли городские обыватели, за неимением лучшего места для прогулок. В аллеях стояли местами скамейки, на которых можно было посидеть и помечтать – без всякого, впрочем, комфорта; местами помещались с лотками пирожники, продающие миндальное печенье подозрительного цвета. В летние вечера на Черном Пруде бывало довольно гуляющих».
Это уже отрывок из повести «Кружевница» известного поэта и переводчика Михаила Илларионовича Михайлова (1830-1865). С 1848 по 1852 годы он жил и работал в Нижнем Новгороде, приехав из Петербурга, где учился, но не окончил университета из-за трудных материальных обстоятельств. В Нижнем Новгороде он служил писцом «первого разряда» в Нижегородском соляном правлении (ул. Варварская, 5а), жил в доме Удельной конторы у В.И.Даля (ул. Большая Печерская, 25). Нижегородские впечатления легли в основу некоторых его стихов. В нашем городе М.И. Михайлов работал над романом «Перелетные птицы», написал повесть «Кружевница».
Главная героиня произведения – хорошенькая девушка-сиротка, рукодельница по имени Саша. Воспитанница одинокой старушки Феклы Ивановны в чернопрудском саду встречает коварного обольстителя, молодого барина Анатолия Петровича.
Читательский успех повести был велик. Ее в 1852 г. опубликовали в журнале «Современник». Михайлов, по мнению многих, написал «свою лучшую повесть». Однако цензура посчитала произведение безнравственным. Н. В. Родзянко писал, «что в ней, с одной стороны, оскорбляются добрые порывы и благопристойность, с другой, в лице Анатоля торжествует самый грубый разврат, а страдает неопытность и простота девицы, которая до несчастной встречи с ним была невинна, почтительна к своей благодетельнице и трудолюбива».
Нижегородский живописец
В небольшом чистеньком, двухэтажном каменном домике в окрестностях Черного пруда жил талантливый нижегородский художник-самоучка, не имевший возможности получить академическое образование, Павел Афанасьевич Веденецкий. Как отмечают исследователи живописи, в своих произведениях он был близок по стилю к «наивному реализму», типичному для провинциальной и усадебной живописи.
Точная дата его рождения неизвестна. Павел Афанасьевич появился на свет в 1766 (67) г. Способности к рисованию проявились у мальчика в детстве. Можно полагать, что его первым наставником был в этом деле какой-то местный иконописец. Со временем Павел стал известен среди нижегородцев как неплохой иконописный мастер.
После нескольких лет государственной канцелярской службы он становится учителем рисования в нижегородском уездном училище. Через год его переводят на ту же должность в открывшуюся губернскую гимназию, в которой он и прослужил около 30 лет.
Раньше знаменитой ступинской школы в Арзамасе Павел Афанасьевич Веденецкий организовал у себя дома студию, в которой обучались ученики, постигавшие живописное мастерство. В частной школе художник имел учеников из крепостных крестьян.
Надо отметить, что в студии у Веденецкого обучались не только крепостные, но и свободные. По имеющимся архивным сведениям, десять выпускников этой школы-студии с полученными свидетельствами от Веденецкого поступили на должности учителей чистописания, черчения и рисования в различные уездные училища не только Нижегородской, но и других губерний.
Кроме того, пять воспитанников П.А. Веденецкого заняли ряд служебных постов в учреждениях Нижегородской губернии. А один из них – Василий Федосеев (из удельных крестьян) – в 1813 году даже был принят архитектором в Министерство внутренних дел.
Павел Афанасьевич Веденецкий продолжал успешно вести преподавательскую деятельность и вышел в отставку в 1836 году. После этого он прожил чуть более десяти лет и скончался в 1847 году. Похоронен на Петропавловском кладбище.
Из работ мастера наибольшую известность приобрел прижизненный портрет русского механика-самоучки И.П.Кулибина. В фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) хранится пейзаж «Вид на Черный пруд и окрестности оного» (1842), в котором художник запечатлел это место с балкона своего дома. По свидетельству историка Храмцовского, в работах Веденецкого всегда чувствовалась рука большого мастера.
Более подробную информацию вы найдете в следующих источниках:
- Галай Ю.Г. Автор Кулибинского портрета // Нижегородский альманах. Вып. I. – Нижний Новгород, 1995. – С.84-91.
2. Галай Ю.Г. Нижегородский период в жизни и творчестве М.И. Михайлова ⁄⁄ Записки краеведов. – Горький, 1985. – С.96-102.
Автор: Винокурова Э.Е.
Фотографии взяты из открытых источников.