Найти в Дзене
АиФ–Пермь

Шоколад оказался виноват? Что стало с героем мема «Пацан к успеху шёл»

Оглавление
   Герой мема «Шоколад ни в чём не виноват» Александр Гусейнов
Герой мема «Шоколад ни в чём не виноват» Александр Гусейнов

В сентябре 2025 года в Сети снова вспомнили мем «Шоколад ни в чём не виноват» (он же «Пацан к успеху шёл»). Почти двадцать лет назад короткое видеоинтервью из зала суда в Перми разошлось на цитаты и зажило самостоятельной жизнью — само жестокое убийство, за которое была осуждена троица подростков, как будто забылось за шутками и пародиями, а дальнейшей судьбой осуждённых и вовсе мало кто интересовался. Подробнее об истории мема и жизни его главного героя — в материале сайта perm.aif.ru.

«Восемь лет в тюрьме поганой»

«Получил вообще ни за что! — возмущался 17-летний Александр Гусейнов в протянутый ему за решётку микрофон журналистки телеканала "Рифей-Пермь". — Я сижу вообще ни за что. Эти восемь лет мне придётся гнить в этой тюрьме поганой. Всем привет, не забывайте, пишите, я скоро вернусь».

«Шоколад ни в чём не виноват, пацаны, в натуре! — назвал подельника дворовым прозвищем его ровесник Ильдар Мурсалимов. — В натуре, пацан к успеху шёл — не получилось, не фартануло».

Их вместе с третьим подельником Артёмом Катаевым осудили за ограбление и жестокое убийство 29-летнего Михаила Гольдина. Подростки заранее спланировали грабёж: поймали попутку, остановились в безлюдном месте (Гусейнову якобы понадобилось выйти по нужде), Мурсалимов на заднем сиденье достал нож. Водителю нанесли 96 ударов ножом и добили выстрелами из пневматического пистолета. Тело вытащили из машины и бросили в кустах, а сам автомобиль «раздели»: сняли колёса и вытащили магнитолу.

   18-летний Артём Катаев, 17-летний Ильдар Мурсалимов, 17-летний Александр Гусейнов. Фото: Телеканал Рифей
18-летний Артём Катаев, 17-летний Ильдар Мурсалимов, 17-летний Александр Гусейнов. Фото: Телеканал Рифей

Больше всех приговором возмущался Артём Катаев: ему уже исполнилось 18 лет, так что получил он по полной — 19 лет. Фактического организатора и главного исполнителя убийства — несовершеннолетнего Мурсалимова — приговорили к 10 годам. Он, как и Гусейнов, попытался обжаловать приговор в Верховном суде России, но безуспешно.

«Тюрьма — не место исправления, а школа новых преступлений», — глядя прямо в камеру произносит сбывшееся впоследствии пророчество насчёт своей жизни Гусейнов.

Рос без матери

В своей апелляции в ВС РФ Шоколад упоминал о том, что его воспитывала родственница, поскольку мать находилась в местах лишения свободы. По данным perm.aif.ru, у родившей сына в 17 лет женщины были проблемы с наркотиками, и срок она отбывала за связанное с этим преступление.

На свободе мать Гусейнова пробыла недолго: в 2015 году её снова посадили по статье о хранении и употреблении наркотиков.

«За решёткой уже 6 лет сижу, — писала она в 2020 году в письме в благотворительный фонд, обнаруженном perm.aif.ru. — Много всего случилось в моей жизни за это время. Не хочу давить на жалость, но то, что случилось, видимо, должно было случиться. Я потеряла всех близких и родных мне людей. И самое обидное, что меня не было рядом тогда, когда я была им очень нужна».

   Когда в 2005 году Гусейнов участвовал в ограблении и убийстве, его мать находилась в одной из женских колоний. Фото: АиФ/ Ольга Облогина
Когда в 2005 году Гусейнов участвовал в ограблении и убийстве, его мать находилась в одной из женских колоний. Фото: АиФ/ Ольга Облогина

С сыном они успели повидаться на воле: как сам Шоколад рассказывал на канале «Тюремный подкаст» после выхода из колонии в 2011 году (он вышел по УДО за примерное поведение) он первым делом поехал навестить её, а вскоре она освободилась и сама. После того как мать снова попала за решётку, проблемы с законом вновь начались и у Гусейнова.

С 2017 года его неоднократно судили за грабежи и кражи: судя по статьям обвинения, срокам и некоторым изученным perm.aif.ru судебным документам, безработный и не имеющий официальной работы Гусейнов, страдающий пристрастием к алкоголю и наркотикам, периодически промышлял магазинными кражами.

Так, в 2023 году он получил небольшой срок за то, что попытался вынести из продуктового больше 20 пачек сливочного масла. В 2024-м году его приговорили к четырём годам за целую серию краж в магазинах одежды: Гусейнов ходил по торговому залу с непрозрачным пакетом, а подельник незаметно сбрасывал туда с полок шорты, футболки и рубашки-поло. Срок за это преступление Шоколад отбывает до сих пор.

Туберкулёз и инвалидность

В конце сентября 2025 года в ряде СМИ и телеграм-каналов появилась информация о том, что Александр Гусейнов заразился туберкулёзом в колонии. В ситуации пришлось вмешаться ГУФСИН по Пермскому краю.

В ведомстве рассказали, что «социально-значимые заболевания» (к ним официально относится туберкулёз) у Шоколада диагностировали ещё в 2017 году — тогда его поставили на учёт и лечили в больнице.

   Туберкулёз у Гусейнова диагностировали ещё в 2017-м. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Туберкулёз у Гусейнова диагностировали ещё в 2017-м. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«С уже имеющимися заболеваниями в июне 2023 года он прибыл в одно из учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю для отбывания наказания», — пояснили в службе исполнения наказаний.

Информацию о том, что болеет Гусейнов давно, подтверждают и решения судов, изученные perm.aif.ru, а также слова его собственной матери из упомянутого выше письма в благотворительный фонд.

«Единственный родной мне человек, который, Слава Богу, жив — это мой сын, — писала она в 2020 году. — Но он тоже находится в трудной жизненной ситуации, лежит в больнице. Лечиться ему ещё долго. У него туберкулёз, будут оформлять инвалидность».

На самом деле к этому времени Гусейнов уже числился инвалидом II группы и даже воспользовался этим при обращении в администрацию Перми для улучшения жилищных условий — предоставления ему права пользования земельным участком. Он получил отказ, однако оспорил его в суде. Предоставили ли Шоколаду землю в Перми, выяснить не удалось.

По информации perm.aif.ru, сейчас Александр Гусейнов сидит в одной из соликамских колоний. Он обращался с прошением об УДО, однако пока добиться этого ему не удалось. По данным редакции, его мать умерла в колонии несколько лет назад.