Найти в Дзене

Единственный в мире атомный ледокольный флот

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Сейчас в эксплуатации находится 8 ледоколов и 1 лихтеровоз (баржевоз) ледового класса, а также строится 4 новых судна, включая ледокол проекта "Лидер", который будет проводить крупнотоннажные суда. Ледоколы пробивают путь караванам с грузами и вызволяют корабли из ледяного плена. Первый в мире ледокол "Ермак" арктического класса на паровой тяге появился в самом конце XIX века в Российской империи, а атомная эра в Арктике началась в 1959 году с вводом в эксплуатацию атомного ледокола "Ленин". Он проработал 30 лет, прошёл 1,2 млн км и провёл за собой более 3,5 тысяч судов. Благодаря атомному флоту увеличилась скорость проходки, а Северный морской путь начал функционировать круглый год. Сегодня это важнейшая и кратчайшая транспортная магистраль между востоком и западом. Грузовое судно из Гамбурга до Шанхая пройдёт по нему за 18 дней: почти вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал. В 2020 году началось строительство судна соверш
Оглавление

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Сейчас в эксплуатации находится 8 ледоколов и 1 лихтеровоз (баржевоз) ледового класса, а также строится 4 новых судна, включая ледокол проекта "Лидер", который будет проводить крупнотоннажные суда.

Ледоколы пробивают путь караванам с грузами и вызволяют корабли из ледяного плена. Первый в мире ледокол "Ермак" арктического класса на паровой тяге появился в самом конце XIX века в Российской империи, а атомная эра в Арктике началась в 1959 году с вводом в эксплуатацию атомного ледокола "Ленин". Он проработал 30 лет, прошёл 1,2 млн км и провёл за собой более 3,5 тысяч судов.

Благодаря атомному флоту увеличилась скорость проходки, а Северный морской путь начал функционировать круглый год. Сегодня это важнейшая и кратчайшая транспортная магистраль между востоком и западом. Грузовое судно из Гамбурга до Шанхая пройдёт по нему за 18 дней: почти вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал.

Макет современного ледокола "Арктика"
Макет современного ледокола "Арктика"

Интересные факты

  • В 2008 году атомный ледокольный флот вошёл в состав Росатома. С тех пор парк Росатомфлота пополнился 4-мя новейшими ледоколами проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия").
  • За 2024 год атомные ледоколы совершили 976 проводок грузовых судов по льдам Арктики (сравните с 3,5 тысячами проводок, на которые "Ленину" понадобилось 30 лет).
  • Грузопоток по Северному морскому пути постоянно растёт: если в 2018 году было перевезено 22 млн тонн, то в 2024-м уже рекордные 37,9 млн тонн!
  • В 2025 году впервые в истории капитаном атомного ледокола стала женщина - Марина Старовойтова.
Первая женщина-капитан атомного ледокола
Первая женщина-капитан атомного ледокола

Новый проект: ледокол "Россия"

В 2020 году началось строительство судна совершенно нового проекта 10510 "Лидер". Ледоколы этого типа будут проводить крупнотоннажные суда, поэтому ширина атомохода увеличена: после себя судно оставит "дорожку" шириной 50 метров. Они самые большие и мощные: смогут проходить со скоростью 2 узла через толстые льды (до 4,3 м), недоступные другим атомным ледоколам. А ещё они способны работать как в море, так и в реках.

Макет новейшего проекта "Лидер"
Макет новейшего проекта "Лидер"

Заключение

Россия не просто удерживает лидерство в Арктике - она фактически задаёт правила игры. Пока другие страны строят планы на северные маршруты, у нас уже есть атомный флот, который обеспечивает круглогодичную работу Северного морского пути. Это не только уникальная технология, но и стратегический инструмент: чем быстрее и надёжнее логистика, тем сильнее позиции страны на мировой арене.

История ледоколов от парового "Ермака" до будущего гиганта проекта "Лидер" выглядит как эволюция силы и амбиций. И если раньше ледокол был символом героизма, то теперь это ещё и символ будущего мировой торговли. Россия доказала: там, где другие видят лёд, она видит путь.