Найти в Дзене
Душевный шагомер

Маяк Анива на Сахалине ждёт пугающая реконструкция. Спешите увидеть «до»

Оглавление
В сентябре 2025 года мы, считай, заскочили в «последний вагон» и успели увидеть Маяк Анива в том заброшенном, киношном и слегка потустороннем состоянии, которое и привлекало к нему всех туристов. В апреле 2026 года начнётся масштабная реконструкция, далёкая от понятия «историческая реставрация». Маяк отремонтируют.

Туры к Маяку: цены, лодки и риски

Все морские туры к Маяку Анива стартуют из Новиково. Если вы добираетесь к точке старта катера самостоятельно, тур стоит 6000 рублей на человека, если с групповым трансфером из Южно-Сахалинска, то 8000 рублей (цены 2025 года).

Из столицы Сахалина до Новиково ехать 2 часа 10 минут, дорога ужасна. Едешь и бОльшую часть дороги глотаешь пыль! На трассе практически нулевая видимость. Да здравствует внутренний туризм.

Обратите внимание, в каких пыльных зарослях сидит бурундук. Фото автора.
Обратите внимание, в каких пыльных зарослях сидит бурундук. Фото автора.

Из-за циклона с берегов Японии и шторма у нас трижды откладывалась встреча с Маяком Анива. Мало желания и денег, надо ещё чтобы и море благоволило. Оставался всего один день до вылета в Москву, а поездка на Маяк была всё ещё под вопросом. Представляете?.. Было бы очень обидно прилететь на Сахалин и не увидеть одну из самых необычных достопримечательностей.

Я уже пробивала тему, как добраться до Маяка по суше, чтобы хотя бы с горы на него посмотреть. Оказалось, поход занимает 2-3 дня туда и столько же обратно. Через леса и горы с медведями. Сложнейший маршрут.

Мыс Анива омывается водами Охотского и Японского морей. Фото автора.
Мыс Анива омывается водами Охотского и Японского морей. Фото автора.
Вот по таким долинам и взгорьям я собиралась идти 2-3 дня в одну сторону. Фото автора.
Вот по таким долинам и взгорьям я собиралась идти 2-3 дня в одну сторону. Фото автора.

Все пишут про выезды на Маяк с восходом солнца. Так вот - не всегда это так, всё зависит от погоды. Наш тур начинался в 11.00 (старт из Южно-Сахалинска, от исторического парка «Россия – моя история»), у Маяка мы были в 15.20. Много времени ушло на организационные вопросы, так как часть группы добиралась в Новиково самостоятельно, и нам пришлось их ждать. Дальше всё было чётко - роспись в журнале по технике безопасности, выдача плащей и спасательных жилетов.

Точка нашего старта в Новиково и новомодные жилеты. Фото автора.
Точка нашего старта в Новиково и новомодные жилеты. Фото автора.

Капитан сразу предупредил нас о том, что если мы испортим новомодный самонадувающийся жилет, нас оштрафуют на 7 тысяч рублей. Типа недавно какой-то мужик злоупотреблял водкой во время экскурсии, в итоге упал с понтона в самом финале, жилет сработал и ему пришлось платить! Странная история... Во-первых, не надо брать с собой в дорогу алкашей, а во-вторых, жилет вообще-то и запланирован для спасения людей. Если, не дай Бог, мы выпадем из лодки по дороге - это тоже по 7 тысяч с носа?

Жилеты реально классные, не сковывают движения, их вообще не чувствуешь. Фото автора.
Жилеты реально классные, не сковывают движения, их вообще не чувствуешь. Фото автора.

При покупке тура просите фотографию катера/лодки, иначе поплывёте на обычных офисных стульях или каких-нибудь лавках. У нас был самый удобный вариант, на мой взгляд. Мы ехали верхом, держась за поручень, как на карусельных лошадках.

Когда лодка развивает скорость до 60 км/час, и ты прыгаешь по волнам так, что кажется, позвоночник вот-вот осыплется в трусы, очень радуешься, что правильно выбрал катер.

Лодка рассчитана на 10 человек плюс капитан (на корме). Фото автора.
Лодка рассчитана на 10 человек плюс капитан (на корме). Фото автора.
Капитан сразу посоветовал всем, у кого проблемы со спиной, садиться на задние ряды. Фото автора.
Капитан сразу посоветовал всем, у кого проблемы со спиной, садиться на задние ряды. Фото автора.

Цены могут быть одинаковыми, а условия транспортировки очень разными. В галерее для сравнения другие катера/лодки.

До Маяка плыть около часа, точнее - жёстко скакать по волнам с короткими остановками у ключевых точек побережья. Сначала мы нервно смеялись, но через 15 минут привыкли и даже начали получать удовольствие от этой морской прогулки. Кстати, я представляла, что нас постоянно будет окатывать волной - обошлось. Есть видео.

Дорога к Маяку была очень живописной - берег весь изрезан гротами и украшен водопадами, по пути видели дельфинов, выпрыгивающую рыбу и нерп на камнях. Фото автора.
Дорога к Маяку была очень живописной - берег весь изрезан гротами и украшен водопадами, по пути видели дельфинов, выпрыгивающую рыбу и нерп на камнях. Фото автора.

Мечта сбылась! Но только наполовину...

Нам немного не повезло с погодой, не было мистического, ползущего тумана и зловещей атмосферы. Не получилось и погружения в хоррор «Маяк» с Уиллем Дефо, так как с 2025 года высадка на скалу Сивучья, где стоит сооружение, категорически запрещена, за этим следят спецслужбы.

Все эти люди на берегу - «нелегалы», капитан высадил их на берег на свой страх и риск. Если кто-то проломит череп, поскользнувшись на слое гуано чаек, или упадёт с аварийной лестницы внутри маяка, под суд пойдёт капитан.

Сентябрь 2025 года. Маяк Анива. Фото автора.
Сентябрь 2025 года. Маяк Анива. Фото автора.

Наш капитан сказал, что ещё до недавнего времени на острове были закреплены канаты, можно было более-менее безопасно подниматься по узлам, сейчас всё срезано, двери заколочены. Маяк в жутком аварийном состоянии.

Круглые иллюминаторы - архитектурная особенность маяка Анива, они спроектированы японским инженером Миурой Синобу. Фото автора.
Круглые иллюминаторы - архитектурная особенность маяка Анива, они спроектированы японским инженером Миурой Синобу. Фото автора.

Надпись «Осторожно, радиоактивно!» тоже «добавляет оптимизма». Возможно, это сделано от вандалов, на Сахалине их называют «медными мальчиками», а возможно - от инстасамок, устраивающих фотосессии на фоне Маяка в развевающихся платьях.

Бывший атомный маяк. Фото автора
Бывший атомный маяк. Фото автора

«Что вы хотите там увидеть? Внутри вонь такая, что глаза режет. Там чайки живут, плодятся и умирают. Крутая заброшка, но очень опасная. Не стоит она ни ваших, ни моих рисков. К тому же причала у острова нет, лодку тоже жалко». В общем пришлось смириться, что Маяк мы увидим только снаружи.

Даже когда люди высаживаются на берег, на сам Маяк поднимаются не все, никаких удобных лестниц там нет. Фото автора.
Даже когда люди высаживаются на берег, на сам Маяк поднимаются не все, никаких удобных лестниц там нет. Фото автора.

Мы несколько раз оплыли Маяк по кругу. Он же на острове! Между Мысом Анива и скалой Сивучьей, на которой он стоит, небольшой пролив - 20 метров.

Слева - мыс Анива, справа - скала Сивучья с Маяком. Фото автора.
Слева - мыс Анива, справа - скала Сивучья с Маяком. Фото автора.

Кажется, это пятнистые тюлени - ларги. Их ещё называют морскими леопардами. Они распространены в северной части Тихого океана, включая Японское море, и имеют характерные тёмные пятна на светлом фоне.

На прибрежных скалах было около десятка тюленей! Но фотографировать было сложно, лодку сильно качало, а позировать они не собирались. Фото автора.
На прибрежных скалах было около десятка тюленей! Но фотографировать было сложно, лодку сильно качало, а позировать они не собирались. Фото автора.

Немного из личной жизни Маяка Анива

Маяк Анива (на тот момент Накасирэтоко) был построен японцами в 1939 году, когда юг Сахалина находился под их управлением. «Накасирэтоко» на японском языке означает «мыс на конце земли» или «мыс, похожий на клюв птицы».

В 1990-х годах маяк переоборудовали в атомный, но изотопные установки были сняты в 2006 году, после чего маяк оказался заброшен.

Высота башни составляет 31 метр, это практически 10-этажный дом.

С этого ракурса кажется, что Маяк стоит очень близко к берегу. Фото автора.
С этого ракурса кажется, что Маяк стоит очень близко к берегу. Фото автора.

Автором сооружения был японский инженер Миура Синобу. Как всё было устроено? В подвальном этаже находились цистерны с водой и горючее для электрогенераторов, на первом этаже были кухня, баня и продовольственный склад, на 2-м - радиорубка и вахтенная, на 3-5 этажах - жилые 4-местные комнаты, на 6-м этаже - кладовая, на 7-м - пневматическая сирена, на 8-м - склад маячного имущества, на 9-м - вращательный механизм, выше которого Башня Маяка.

Он грандиозен. ♥ Фото автора. Этаж с решётчатым окошком и обнажившейся штукатуркой был пристроен в советское время, он не родной.
Он грандиозен. ♥ Фото автора. Этаж с решётчатым окошком и обнажившейся штукатуркой был пристроен в советское время, он не родной.

Изначально (при японцах) приводной механизм Маяка состоял из трубы, по которой вниз опускалась 270-килограммовая гиря. Она опускалась три часа, вращая осветительный прибор, после чего маячник снова заводил систему. Дальность действия маяка была 17,5 мили (около 28 км).

Старожил мыса Анива. Фото автора.
Старожил мыса Анива. Фото автора.

Маяк Анива стоит пустым, словно древний неприступный замок. С какой стороны мы бы к нему не подплывали, каждый раз кадр выглядел как открытка. Представляю, как красиво тут на закате....

Чайка очень удачно влетела в кадр. Фото автора.
Чайка очень удачно влетела в кадр. Фото автора.

На обратной дороге у нас была остановка на живописном берегу с секретным водопадом (его не видно с берега!) и небольшой перекус без затей (ни устриц, ни мидий, слишком дешёвый тур). 😄 Было приятно ощутить твёрдую землю под ногами.

Секретный водопад. Наверное, в жару в нём можно искупаться. Фото автора.
Секретный водопад. Наверное, в жару в нём можно искупаться. Фото автора.
Катер, который мы полюбили. Фото автора.
Катер, который мы полюбили. Фото автора.

В Новиково мы прибыли ближе к закату. Капитан сказал, что это была одна из самых лёгких поездок за сезон. Не знаю про что он - про отсутствие больших волн или про то, что никто из нас не свалился с понтона, накачавшись водкой? 😁

Закат в Новиково. Фото автора.
Закат в Новиково. Фото автора.

Смелые планы властей

В апреле 2026 года начнётся масштабная реконструкция Маяка Анива, страшно далёкая от понятия «историческая реставрация». Маяк отремонтируют. Судя по проектным фотографиям, он будет выглядеть как дорогой ресторан с вертолётной площадкой и удобным причалом для катеров. На маяке планируют убрать советскую шлакоблочную надстройку на третьем этаже, восстановить лестницы, обустроить визит-зону и музей.

Фото: пресс-служба аппарата полномочного представителя президента России в ДФО Юрия Трутнева.
Фото: пресс-служба аппарата полномочного представителя президента России в ДФО Юрия Трутнева.
У сахалинских властей амбициозные планы - завершить все работы в течение одного сезона, то есть в 2027 году у туристов будут абсолютно другие впечатления после посещения Маяка Анива.

Правда, во все эти планы может вмешаться погода, землетрясения и транспортная логистика. Но поживём - увидим. Я же практически счастлива, что мы успели увидеть Маяк до всех переделок.

Сентябрь 2025 года. Маяк Анива. Запомните его таким. ♥ Фото автора.
Сентябрь 2025 года. Маяк Анива. Запомните его таким. ♥ Фото автора.

Всем мира и путешествий! ♥ Ваш Душевный шагомер (Таня). Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное.

Были на маяке Анива? Делитесь своими фотографиями и впечатлениями? Как вам проект его реконструкции? Как вам цены на морские прогулки длиной в 40 км, адекватный ценник? Интересно, после ремонта будет дешевле или дороже?