Найти в Дзене
АиФ–Барнаул

Не только с оружием. В Барнауле обсудили, кто является героем нашего времени

Оглавление
   Не только с оружием.
Не только с оружием.

В Сибирской медиагруппе состоялась дискуссия на тему «Современный герой: новые смыслы и вечные ценности», организованный Союзом журналистов Алтайского края. За круглым столом собрались ветераны боевых действий, священнослужители, врачи, волонтёры, педагоги, школьники и т.д.. Участники обсуждали, кто может считаться героем нашего времени и какие качества делают человека достойным этого звания.

Герой. Одно слово, а сколько за ним стоит – боль, гордость, память поколений и вечный спор. Особенно сегодня, когда страна живет в новой реальности. 2025-й год Указом Президента России объявлен Годом защитника Отечества, и этот разговор как никогда актуален. Кто он, современный герой? Только ли тот, кто с оружием в руках? Или его портрет стал сложнее и многограннее? Самые яркие цитаты и мнения – в материале «АиФ-Алтай».

«Герои были почти в каждой семье»

Разговор начал историк Александр Богуцкий, и это было правильно – чтобы понять настоящее, нужно заглянуть в прошлое.

   Первое слово взял историк. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Первое слово взял историк. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

«Качества, которые присущи герою, в разные эпохи не особо менялись, – без долгих предисловий задал тон ученый. – Стойкость, преданность и, наверное, самое главное – пожертвование ради людей».

От былинных богатырей и князей до ученых и литераторов – история, по словам Богуцкого, доказывает: героем можно стать в любой сфере. Но тут же в зале повис немой вопрос: а помним ли мы их?

Эту мысль тут же подхватил Владимир Чикильдик, председатель краевого Совета ветеранов, основателя «Музея уходящей эпохи» - человек, для которого история не в книгах, а в семейных альбомах.

«Для нас, послевоенных пацанов, вопрос "кто герой?” не стоял. Герои были почти в каждой семье. Это наши отцы, дяди, старшие родственники, – с тихой горечью произнес он. - И в то же время, нас с детства воспитывали на правильных примерах».

   Чикильдик принес с собой сразу несколько экспонатов. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Чикильдик принес с собой сразу несколько экспонатов. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

Владимир Карпович продемонстрировал советский учебник "Родная речь" для 4 класса, в котором напечатан портрет Зои Космодемьянской.

«Для нас было понятно, кто герой. А сегодня показываешь молодым портреты молодогвардейцев, Гастелло... И многие не знают!», - говорит Владимир Чикильдик.

«В 1941-м в военкоматы очереди строились»

Напряжение в зале разрядили те, для кого слово «защитник» – не абстракция. Александра Ельникова, руководителя Краевой Общественной Организации участников СВО «НАКАТ» рассуждал о внутренней мотивации:

«Мы – дети Советского Союза, и с детства впитывали идеологию, от которой потом почему-то решили отказаться. Теперь понимаем, что это была колоссальная ошибка. Что движет человеком, когда он сознательно идет на смертельную опасность? И тогда я подумал: что скажу своим дочкам? "Папа, а где ты был, когда была война?” Мне было бы стыдно промолчать. И когда я увидел очереди в Казахстан, в Армению (речь о событиях оттока населения после объявления частичной мобилизации в РФ – прим. ред.), – стало стыдно за тех, кто побежал. А ведь в 1941 году в военкоматы очереди строились!

   Ельникову было стыдно за беглецов из страны. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Ельникову было стыдно за беглецов из страны. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

Эта мысль воодушевила ветеран боевых действий, участника СВО, члена правления Ассоциации ветеранов СВО в Алтайском крае Александр Юдакова:

«Человек, попадая в критическую ситуацию, становится самим собой. В гражданской жизни можно говорить что угодно, а там ты проходишь чистилище. Приоритеты меняются. На гражданке – денег побольше заработать, а на войне – водички где-нибудь взять. Чтобы понять этот образ, надо с бойцами в окопе рядом посидеть, поговорить».

И этот «разговор в окопе» сегодня важнее сотен лекций. Ольга Орлова, директор центра «СВЕТОЧ», видит это своими глазами, работая с трудными подростками.

«Когда перед ребятами, стоящими на учете, сидит подполковник и говорит: "Да я такой же был, как вы”, – это меняет их мир. Для детей это возможность увидеть настоящий пример, а для ветеранов – почувствовать свою нужность, передать опыт. Это обоюдный процесс: бойцы делятся ценностями, а ребята, в свою очередь, заряжают их энергией, дают почувствовать сопричастность к воспитанию будущего поколения.

   Трудным подросткам нужен свой герой. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Трудным подросткам нужен свой герой. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

Подвиг в тишине

О том, что героизм не всегда громок, напомнила Галина Белоглазова, руководитель школьного музея «Наследие». Её рассказ – история целой страны в одной семье.

«Мой отец воевал под Сталинградом. Дед, у которого не было пальцев на левой руке, тоже был на фронте. Мама хотела пойти воевать, но её не взяли – отправили пришивать пуговицы к фуфайкам в Москву. Они почти ничего не рассказывали о войне. А я по крупицам сейчас собираю это героическое прошлое. И наша задача в музее – донести эту историю до детей. Я всегда им говорю: "Кто знает, может, и вы вырастете и такой же подвиг совершите”.

Страшно, но ты идёшь

Но что, если линия фронта проходит прямо в больничном коридоре или в полыхающем здании?

«Пандемия, как лакмусовая бумажка, показала героев, – твердо заявил главврач БСМП-2 Александр Берестенников. – Молодые специалисты заходили в "красные зоны ", не зная, заразятся или нет. Один наш анестезиолог, заболев, из палаты продолжал по телефону консультировать коллег, помогал спасать других. Самопожертвование – это момент выбора, а герой – не по званию, а по решению».

   Берестенников сравнил пандемию с лакмусовой бумажкой. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Берестенников сравнил пандемию с лакмусовой бумажкой. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

Ему вторил Никита Колмогоров, командир отделения пожарно-спасательной части:

«Пожарным всегда страшно. Но страх помогает концентрироваться. Если бы пожарный не боялся, это было бы безрассудство, которое бы его убило. Мы знаем, для чего мы сюда идем. Если не мы, то кто?»

А вот тренер Сергей Толкачёв, работающий с пловцами с синдромом Дауна, сместил фокус на героев, которые живут рядом с нами:

«Героев мы встречаем каждый день. Это парень из "Крокус Сити Холла", который пытался остановить террориста. Это волонтеры поисковых отрядов... »

«Молодому поколению проще ориентироваться на тех, кто рядом, на героя из соседнего двора. На него быть похожим будет гораздо проще, чем на какую-то историческую личность с далеких страниц».

   Сергей Толкачёв высказал иную точку зрения. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Сергей Толкачёв высказал иную точку зрения. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

«Для нас герои – и Путин, и родители»

Итог подводили те, кому предстоит строить будущее. Школьница Елизавета Огнева из «Движения Первых» четко сформулировала позицию поколения:

«Герой – человек с высокими нравственными ценностями. Для нас это, конечно, участники СВО, врачи, спасатели. Но, безусловно, герои для нас – это и наши родители, и президент Владимир Владимирович Путин».

   Елизавета Огнёва. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Елизавета Огнёва. Фото: АиФ/ Илья Климентьев

Студент РАНХиГС Елисей Авдонькин согласился, назвав своих трех героев нашего времени:

«Это однозначно наш президент. Это Герой России Артём Орлов. И, лично для меня, – спортсмен Никита Нагорный. А также мои герои – родители. Они заложили ценности, которыми я пользуюсь каждый день».

В ответах молодых не было противоречия. Их понимание героя оказалось вполне цельным. А протоиерей Георгий Крейдун напомнил о духовных корнях героизма, назвав героев «солью земли». По его словам, если одно поколение не сможет передать другому эту «соленость», народ может утратить свою силу. И, судя по прошедшей дискуссии, передача этой эстафеты памяти и чести сегодня идет полным ходом.

   Отец Георгий. Фото: АиФ/ Илья Климентьев
Отец Георгий. Фото: АиФ/ Илья Климентьев