Это откудова это к нам такую непостоянную писательницу занесло? Иль чё забыла на Дзене, сказать пришла? Ой, гляньте-ка, в предисловии так смущается — наверно, два месяца ничем не радовала преданных читателей.
Что ж, вину свою признаю и даже извинения для читающих приготовила. Позвольте преподнести их вам в виде новенькой статейки о советском фильме «Любовь и голуби». Картина эта настолько хорошо известна русскому человеку, что казалось мне, там и разбирать нечего. Ибо сюжет простой, шутки смешные, актеры прекрасные, а лирическая концовка непременно дарит тепло сердцу и ручейки слёз щекам. Однако нынешнее поколение умудряется находить в шедеврах советского кинематографа жуткие вещи. Перед вами фрагмент материала, на который я наткнулась какое-то время назад.
Автор текста мужчина по имени Игорь Мустафин утверждает, что поколение интернета видит ленту 1984 года как суровую историю о несчастных женщинах и бесчувственных мужчинах. Так ли это? Предлагаю не ждать следующего Дня взятия Бастилии, чтобы пройтись по всем пунктам. С вами Алинчик, снова и по любви...
Беги, дядя Мить!
Предлагаю начать наш разбор не с центральной сюжетной линии, а с препарирования второстепенного героя. Именно так делает и наш автор Игорь Мустафин, стараясь разрушить образ колоритного деревенского мужика, сыгранного Сергеем Юрским.
Он смешной? Да, если не задумываться, утверждают молодые россияне. Во многом его персонаж трагический, по их мнению. Баба Шура гоняется за ним с лопатой, все вокруг смеются, но есть что-то грустное и хтоническое в этой сцене.
С тем, что сосед Василия умён, порой задумчив, печален и местами саркастичен, я соглашусь. Зрителю не было бы интересно наблюдать за опустившимся и глупым алкоголиком. Глубина персонажа присутствует, но вот в его тёрках с бабой Шурой существенной трагедии я не наблюдаю. Они оба вполне соответствуют фарсу повествования и такому жанру как водевиль. Маленькие конфликты, которые время от времени появляются между супругами, больше похожи на общее развлечение, чем на «абьюз», «токсичность» и «нездоровость» в отношениях.
Как мы помним, по сюжету у пары нет детей, а, соответственно, и внуков. Это обстоятельство не только лишает их жизнь определённого смысла, но и добавляет ту самую капельку печали, какую углядел Игорь Мустафин в образе того же дяди Мити.
Дядя Митя: Саньк, может мы тоже пойдём состругаем себе снегурочку?
Баба Шура: Молчи уж, стругальщик!
Они обычные сельские люди, не имеющие доступа в интернет (всемирную паутину ещё даже плести не начали), они не посещают театры, мировые музеи и библиотеки, где могли бы узнать о семейной терапии. Чем же ещё можно развлечь себя в деревне, если не танцами, водкой да разговорами? А что касается любви, в этой паре она несомненно присутствует. Уже то, как баба Шура носится за своим благоверным, говорит об этом.
Баба Шура: Вот когда Митя-то ко мне начнёт приставать-то, так сама еле-еле держусь-то, ну! Жалко его!
Эта фраза вполне может трактоваться зумерами как больная привязанность. Но если мы вспомним историю нашего языка, то поймем, что на Руси не было слова «любовь». О женщине, которая питает к кому-либо нежные чувства, было принято говорить: «она его жалеет». Вот и получается, что баба Шура поделилась с Надеждой тем, о чём русские люди молчат да вздыхают!
И дядя Митя, хочу я вам сказать, любит свою ненаглядную не меньше. Да, разводы в СССР были редкостью и даже считались чем-то аморальным. Но Санечка и Митюнюшка вполне могли закончить свою семейную историю (жить на одной территории со штампом, но по факту без брака, как это делали, например, мои бабушка и дедушка). Соседи Кузякиных не обязаны гоняться друг за другом с лопатами, забыв о боли в спине. Вальсировать в финальной сцене так трогательно и долго. Сдаётся мне, мир не делится на идеальную любовь из пособий по психологии и токсичные отношения, как полагают люди моего поколения...
Почему ушёл Вася?
В это части статьи Игорь Мустафин явно что-то перепутал.
Василий — центральный герой, человек «с тонкой душевной организацией», который решает: хватит. Бросает жену, детей, уезжает в санаторий, влюбляется и уходит. А потом… возвращается, потому что понял: дома лучше. Но что с женой? А с ней трагедия — она две недели лежит пластом, сломанная, униженная, осмеянная всей деревней.
Ну или в свою пользу исказил сюжет фильма:
1. Во-первых, с какого перепугу Васе приписали такие особенности психологического портрета? Человек с тонкой душевной организацией (или высокочувствительный) — это тот, кто остро реагирует на внешние раздражители и внутренние переживания из-за особенностей работы нервной системы. Такую личность отличает эмоциональность, обидчивость, постоянное пребывание в восторженном или подавленном состоянии, повышенная тревожность и неумение справляться с давлением со стороны окружающих. По-моему, описание больше подходит Раисе Захаровне. А Васю, если уж на то пошло, можно назвать душевным, где-то наивным и романтичным (этим объясняется его особое отношение к семье и страсть к разведению голубей).
2. Во-вторых, «бросает жену и детей» довольно громкие слова в контексте данного фильма. Василий получил травму на работе и уехал на курорт, чтобы поправить своё здоровье. Путёвку герою Александра Михайлова дали от предприятия, а сам он готов и пренебречь каникулами.
Вася: Ты чё наделала-то?
Надя: Погладила.
Вася: Да кто ж его теперь завяжет-то? Ох, всё! Съездил на курорт... Во! Всё! Давай.. распаковывай чемодан! Всё!
Свои слова Вася произносит без всякой иронии. Проблема галстука для него настолько серьёзна, что он готов отказаться от моря, пальм и сладкого одиночества. Любой реальный изменщик на его месте бежал бы в аэропорт, не оглядываясь на супругу. И без всяких галстуков!
3. Ему всё нипочём, а жена в печали и осмеяна всей деревней? Игорь, а мы точно один фильм смотрели? Видно же, что необдуманный поступок причиняет герою Михайлова не меньшую боль. Как я уже выяснила (для себя, естественно) отец семейства не является высокочувствительным человеком, способным упасть в депрессию от любого слова и вздоха. Рядом с домом, в который после измены ему путь заказан, он рыдает будто у могилы близкого человека. Его горе не спрячешь за кадром, шапкой и даже за стальной маской сибирского мужика.
Касаемо Надежды, предательство мужа стало для неё внезапным ударом в спину. Ударом, за который никто её не осудил... кроме неё самой же.
Людка: Ну кто те сказал, что ты плохая?
Надя: А никто! Сама на себя ругаюсь. Что я не вижу что ль? Что вы все думаете, что отец из-за меня... Что ж, не вижу я что ли? А а ааа!
Людка: Совсем сдурела!
Конечно же, мужской измене нет оправдания. Но в опасениях героини Нины Дорошиной есть доля правды. Давайте вспомним, какие отношения у Васи и Нади были в начале фильма? Неплохие, но уже давно не трепетные. Жена рутинно заботилась о муже – помогала в сборах, готовила еду, беспокоилась, когда случалось что-то плохое. Муж ответственно работал, почти не пил и помогал по хозяйству, если просили. Но годы брака, дети, хлопоты и прочие прелести жизни отдалили супругов друг от друга. Наде было некогда интересоваться тем, что любит Вася. А Вася давно оставил попытки завести с женой откровенный разговор. Кажется, мелочь? Так думают и зрители, и участники событий на первых порах. Но это безобидное увлечение, которое жена однажды посчитала редкостной чушью, подстрекало Васю утаивать от жены и деньги, и чувства.
Действия Кузякина показали его неумение разрешить насущную проблему так как положено. С другой стороны, не было бы этой измены, не пришли бы сквозь боль к супругам счастье и нежность, так хорошо скрепившие их союз.
Не доложили феминизма!
Я решила быть объективной и не громить своего коллегу вдоль и по перу 😊 Стереотипы, так ненавистные современным психологам, в фильме присутствуют.
Василий ищет «чего-то другого в жизни» — Раиса Захаровна. А Надежда должна всё простить, принять, сохранить. Потому что дом, дети, хозяйство должен кто-то тащить. Да и женщина без мужчины в деревне — никто.
Действительно, когда Василий появляется на пороге, Надежда только и слышит от соседки добрые советы: прости, прими, он такой хороший, видела, какой несчастный? Такие наставления получала чуть ли не каждая советская гражданка, находясь на пороге развода. Нет сомнений и в том, что такие женщины до сих пор подвергаются гонению. Неспроста же появился в нашем веке термин «разведёнка с прицепом». А в деревне одинокой маме не выжить ещё и потому, что в доме и на участке постоянно требуются мужские руки. Но нашу Надю это не пугает. Она не готова сойтись с Василием только потому, что так положено.
Надя: Ишь ты! Какой ходок.. на курортах оказалси. Я-то сначала, дура, оой, пожалееела, а теперь нет, ни чё! Другую се найдёт... раз научилси.
Лично я не могу сказать, что героини в фильме занимают скромное место в углу, действуют исключительно по негласным правилам общины и вынуждены взваливать на себя все домашние дела. Пойдём по списку!
- Людка (дочка Нади) – уехала в деревню от мужа, который её бил (этот случай описан в книге). Хотя по традициям молодой жене стоило терпеть насилие, стиснув зубы.
- Надя – делит работу по дому между всеми членами семьи, отвечает за бюджет по собственной инициативе, доверяет своему мужчине и не боится пожурить его за проступки.
- Баба Шура – проявляет сострадание как к женщинам, так и к мужчинам. В её словах можно уловить дух деревенской интеллигентности, о которой писал Лихачёв, а также почувствовать женскую силу говорить прямо и открыто.
Красавицы из глубинки в картине «Любовь и голуби» как раз и есть настоящие феминистки: сильные, гордые, смелые. Именно они, а вовсе не городская леди Раиса Захаровна (как многие могли подумать). В отличие от неё, жительницы этой сибирской деревни не буду пытаться переделать себя или мужчину ради сохранения семьи. Они всегда могут уйти и уходят, если не чувствуют от суженного заботу и преданность.
Голуби без любви!
Уж не знаю почему, но нынешние зрители советского кинематографа отказываются видеть в классике добро и любовь. Соглашусь, не было у героев фильма Меньшова семейного психотерапевта, который бы им внушил: «Нужно признаваться в чувствах каждые пять минут экранного времени! Турецкие сериалы вам в помощь».
«Любовь» здесь — это скорее привязанность, страх потерять удобного, знакомого человека. Василию с Раисой «приятно» — но не по-настоящему. А с Надеждой — некрасиво и тоскливо, но зато привычно. Это и называется «любовь»?
Уж что-что, а тоски и некрасивости в отношениях Нади и Васи не было и в помине. Ставлю такой диагноз: потерялась ценность семьи. Человек довольно быстро начинает воспринимать своё счастье как должное. И далеко не каждый способен заметить это за собой, пока есть шанс.
Надя: Ничего. Жили, работали.. работали, жили, а беда-то, она вон.. как собака.. за воротами ходила. А знать не беда это была.. когда вон как мне всё показала.
Вася: Чё показала-то?
Надя: Как я тебя люблю... как ты меня любишь, каки дети у нас с тобой хорошие.
Десятки лет совместной жизни вполне способны выкинуть из головы тот факт, что брак строится не на детях, доме и общей еде, а на двух людях, которые однажды нашли друг в друге что-то прекрасное. К сожалению, Надя с Васей почти потеряли свой маленький рай, всего лишь перестав слушать и слышать. Вот и получилось, что персонажи Гурченко и Михайлова на том проклятом курорте спелись, разговорились, обезумели. Но, разумеется, в этом новом для Василия дуэте не было и намёка на настоящую любовь. Путешествуя вместе, Раиса Захаровна и Василий Егорыч не были способны вести себя естественно, кому-то рано или поздно пришлось бы сломаться. Кузякин ломаться не стал, в то время как его коллега в слезах и страхе одиночества согласилась даже на пироги! И тут уж мы осознаём, что независимость Раисы – ширма, что прикрывает пустую жизнь старой девы. Но и у нашей «крашеной» нет искренней любви к деревенскому семьянину. Только к себе!
А что же жена? С ней Кузякин может позволить себе быть слабым и сильным, смешным и серьёзным. И не в привычке тут дело, а в том, что Наденька его родственная душа.
Вася: Может по лицу поняла?
Надя: Чё по лицу? Я, знаешь, на людях-то как хмурой стараюся?
Вася: Старайся, не старайся... глаза-то не замажешь.. вон, как.. светят, аж слепят.
Сошли бы они по нужде и правилам, разве бы стали их глаза гореть от этого ярче, а сердца биться чаще? Сомневаюсь.
Как итог
Почти в каждом абзаце своей статьи Игорь Мустафин упоминает о зумерах и психологах, которые так плохо принимают шедевры Владимира Меньшова. Конкретных комментариев и ссылок на разборы автор не предоставил, поэтому я отправилась искать информацию в сети.
Скажу вам, что найти хоть что-то стоящее по данной теме было затруднительно. Преувеличено недовольство, судя по контенту. Но удача мне всё-таки улыбнулась: на платформе YouTube наткнулась я на такое разоблачение. Успею озвучить вам только один аргумент: какая у Кузякиных любовь, если Надя для Васи мамка? Он шкодит, она отчитывает. Он изменил, она прощает непутёвого муженька будто блудного сына.
Вопросов к фильму у Маши Богдановой много. И, скажу по секрету, они мне нравятся куда больше, чем статья Игоря. Но возьмёмся мы за них уже в следующей части разбора. А пока что мой ответ такой... Нам стоит вспомнить цитату великого Ницше: «Во всякого рода женской любви проступает и элемент материнской любви». И речь тут не про ежовые рукавицы и гиперопеку, а про то, что мужчина тоже человек со своими слабостями, потому и требуется ему женская ласка. Может быть, современная психология и выступает за образ женщины, которая только получает энергию от своего мужчины и не даёт ничего взамен. Но мне думается, что такие партнёрские отношения долго не протянут.
Давайте проанализируем, какой мы видим Надежду Кузякину? Заботливой и любящей женщиной. Вместе с тем она яркая, своенравная и громкая. Такой ей позволяет быть Василий. Рядом с ним она не становится серой мышкой со страхом собственной тени. Говоря о её желании властвовать в семье, стоит также затронуть тему жизненного уклада. Вася работает, а Надя отвечает за бюджет и домашний уют. Поэтому на своей территории она вполне логично ощущает себя хозяйкой ситуации. Помню, моя учительница по литературе признавалась, что педагогическая деятельность часто приводит к потребности руководить не только учениками, но и членами семьи. Но тут главное не заиграться в диктатора. Собственно, Надежда умеет быть как лидером в отношениях, так и девочкой, которая нуждается в защите.
Вася: А какие войска, сынок?
Лёня: На границу.
Надя: (рыдая): Ой!
Вася: Щас там тихо!
И пусть герой Михайлова временами мягок и чересчур спокоен, в обиду он не даст ни детей, ни жену. Все мы знаем, как умеет Василий подбодрить любимую в сложный момент: «Не засмеют! У меня вон жена беременна! Хватит на свиданки-то бегать, застудишься, чё я делать-то тогда буду? Всё, Надюха.. Айда домой!».
Эх, Вася. И мне пора... засиделась я тут с вами, ребята. Только напоследок скажу, что фильм, о которым мы сегодня так много говорили, мне посчастливилось увидеть ещё ребёнком. Сегодня маленькой поклоннице этого легендарного кино почти 23 годика и совсем недавно она вышла замуж. Отныне прекрасные советские ленты о семейной жизни я смотрю всё чаще и всегда в приятной компании. Картина «Любовь и голуби» не способна вызвать во мне отвращение и брезгливость. Потому что она повествует о людях, хоть и не безупречных, но таких родных и настоящих. Ими восхищаешься, по ним скучаешь. И так хочется глядеть на наших лучших актёров снова и снова этой холодной осенью 2025-го... Мне и, надеюсь, вам тоже!
Список источников:
1. Статья Игоря Мустафина
2. Фильм «Любовь и голуби», реж. В. Меньшов, 1984 г.
3. Разбор от Маши Богдановой
---
Ну всё! Всё... Всё! Всё лучшее ещё впереди!
Ваш Алинчик 👰🕊️