С 23 по 27 сентября 2025 года российское медиаполе взорвалось новостью о смерти «православной зоозащитницы-философа» — феминистки, диссидентки и зоозащитницы Татьяны Горичевой.
Её единодушно оплакивали зоозащитники, феминистки, СМИ иноагенты вместе с некоторыми вроде бы как патриотическими СМИ Санкт-Петербурга, и что удивительно даже некоторые питерские священники в своих высказываниях особенно преуспели. Такой консенсус возможен только в одном случае: когда мы имеем дело не с реальной личностью, а с тщательно созданным медиамифом. Моё расследование, основанное на открытых источниках, показывает, что наследие Горичевой — это опасный коктейль из зоозащиты, феминизма и идеологического влияния философа-нациста на православие с целью его постепенного уничтожения.
Информационно-новостное онлайн-издание Санкт-Петербурга «МР7.ру» 23 сентября 2025 года выпустило публикацию с заголовком:
«Писательница и философ Татьяна Горичева скончалась в Петербурге»
16:48, 23 сентября 2025MR7
Ссылка: https://mr-7.ru/articles/2025/09/23/pisatelnitsa-i-filosof-tatiana-goricheva-skonchalas-v-peterburge-news
А 27 сентября 2025 года у них вышла публикация под заголовком:
«В Троице-Измайловском соборе Петербурга состоялось прощание с философом и зоозащитником Татьяной Горичевой»
18:33, 27 сентября 2025
Автор публикации: Ярослав Котович
С подзаголовком:
«Она достойна иконизации»
«На отпевании присутствовали родственники, близкие люди и обычные граждане, которые любили и чтили усопшую — их впечатлили её работы. Всего около 70-80 человек.
— Своими работами она привела меня в церковь. Она фактически моя крестная мать, — сказал один из участников траурной процессии.
— Я купил в лавке книжку (за авторством Татьяны Горичевой. — Ред.), и я стал читать и думать, Господи, как можно интересно писать о православии!,— добавил протоиерей Константин Пархоменко.
Присутствовал и представитель Московского общества защиты животных, в котором состояла усопшая. Он заявил, что на предстоящем Всероссийском съезде защитников животных намерены почтить память Горичевой.
— Это был достойный человек. Там, на том свете, она встретит всех тех животных, которых она спасла. Она достойна иконизации, — выступил диакон Сергей Шалберов.
...»
Ссылка: https://mr-7.ru/articles/2025/09/27/v-troitse-izmailovskom-sobore-prostilis-peterburga-sostoialos-proshchanie-s-filosofom-i-zoozashchitnikom-tatianoi-gorichevoi-news
Вторым подзаголовком был:
«Советский христианский философ»
«Татьяна Михайловна Горичева — советская и российская писательница, философ, диссидент и зоозащитник. Родилась в Ленинграде в 1947 году.
Училась в местной школе, после поступила в Радиополитехникум при заводе «Светлана», окончила его с дипломом технического переводчика с немецкого. Затем на философском факультете ЛГУ (ныне СПбГУ), где прониклась идеями экзистенциализма и идеями христианской философии, вошла в коллектив советской андеграундной интеллигенции, посещала известное кафе «Сайгон».
В 1970-е годы вела активную переписку со всемирно известным немецким философом Мартином Хайдеггером. Вместе с супругом, поэтом Виктором Кривулиным основала самиздатовский религиозно-философский журнал «37», который стал местом притяжения нелегальной творческой интеллигенции Ленинграда.
В 1979 году выпустила первый независимый женский журнал «Женщина и Россия». Это стало причиной её преследования со стороны КГБ и последующей высылки из страны. После изгнания с родины училась в Германии, в католическом институте св. Георгия. На Западе стала популярной благодаря своим выступлениям в университетах Европы и Америки.
Вернулась на родину лишь уже после начала перестройки в 1988 году, где продолжила выступать с лекциями и заниматься общественной деятельностью (в том числе зоозащитой).
В последние годы жизни Горичева занимала пост вице-президента Русско-французского общества защиты животных и посвятила этой теме несколько своих работ.»
Ссылка: https://mr-7.ru/articles/2025/09/27/v-troitse-izmailovskom-sobore-prostilis-peterburga-sostoialos-proshchanie-s-filosofom-i-zoozashchitnikom-tatianoi-gorichevoi-news
Сайт газеты «Комсомольская правда» в Санкт-Петербурге spb.kp.ru 23.09.2025 года вышел с новостным заголовком:
23 сентября 2025 16:01
«Умерла Татьяна Горичева, писательница и подруга по переписке философа Хайдеггера»
Ссылка: https://www.spb.kp.ru/daily/27720/5146870/
и подзаголовком:
«На 79-м году жизни скончалась Татьяна Горичева, известный философ из Петербурга»
Ссылка: https://www.spb.kp.ru/daily/27720/5146870/
«Мойка78.ру Новости СПб» — сайт, на котором публикуются актуальные новости Санкт-Петербурга и Ленинградской области 23.09.2025 года опубликовали новость с заголовком:
«В Петербурге умерла писательница-философ Горичева. Она переписывалась с Хайдеггером»
В разделе сайта 78.ru, где публикуются последние и главные новости Санкт-Петербурга, Ленобласти, России и мира 23.09.2025 г. опубликовали новость с заголовком:
«В Петербурге умерла философ и подруга Хайдеггера по переписке Татьяна Горичева»
автор статьи Юлия Шпомер
Ссылка: https://78.ru/news/2025-09-23/v-peterburge-umerla-filosof-i-podruga-haideggera-po-perepiske-tatyana-goricheva
Иноагентское интернет-издание, освещающее общественно-политические события в России и странах ближнего зарубежья Sota.Vision 27.09.2025 г. в своём телеграм канале опубликовали новость с заголовком:
«В Петербурге простились с зоозащитницей и православной активистской Татьяной Горичевой»
Елена Шаройкина из Общественной Палаты РФ, которая не отвечает на адресованные ей официальные запросы о том действительно ли она работала на Коломойского в службе безопасности ПриватБанка и действительно ли у неё действующий паспорт гражданки Украины, – в своём Telegram-канале 24.09.2025 года вывесила новость с заголовком:
«Умерла Татьяна Горичева – выдающаяся писательница, философ, одна из самых ярких и влиятельных фигур в истории российского зоозащитного движения.»
«Татьяна Горичева была не просто мыслителем, но и человеком действия. С конца 1990-х годов она посвятила свою жизнь защите животных, став настоящим голосом тех, кто не мог говорить сам за себя. Её публицистика, книги и выступления обличали жестокость и равнодушие, вдохновляя тысячи людей. Одни названия чего стоят: «Святые животные», «Письма о любви», «Блажен иже и скоты милует», «Молчание животных».
Татьяна Михайловна выступала против содержания диких зверей в неволе, боролась с жестоким обращением в цирках и зоопарках, требовала милосердного отношения к бездомным животным. Она была одной из первых, кто поднял вопрос о необходимости законодательной защиты животных в России, и её усилия во многом способствовали формированию современного зоозащитного движения.
Более того, она поддерживала и наши инициативы по линии ОАГБ (Общенациональной Ассоциации генетической безопасности) в деле ограничения использования ГМО в России, пока их безопасность не доказана.
Мы советовались с ней в рамках работы над единой федеральной Концепцией по формированию в обществе ответственного отношения к животным, которую будем представлять на Первом всероссийском съезде зоозащитников 3 октября (https://t.me/ecosharo/1638).
Очень надеялась, что Татьяна Михайловна будет почётным участником мероприятия и выступит с речью. Не получилось...
Своей преданностью, бескомпромиссностью и глубокой верой в этическую сторону вопроса она заслужила уважение и любовь всех, кто знал её. Уход Татьяны Михайловны – невосполнимая потеря для всего нашего зоозащитного и экологического сообщества.
Мы всегда будем помнить Татьяну Горичеву как человека, который не только верил в добро, но и делал всё возможное, чтобы оно восторжествовало.
Елена Шаройкина.»
Иноагентский Telegram-канал «Феминистское антивоенное сопротивление» 24 сентября 2025 года
вывесила публикацию под названием:
««Она сказала: “Нет”»: эпизод о ФАС и «Пути домой» в подкасте о женском антивоенном сопротивлении в истории России»
«Сегодня вышел заключительный эпизод подкаста «Она сказала: “Нет”», в котором журналистка и историк Анна Кузьмина рассказывает о женском антивоенном сопротивлении в истории России, начиная с Афганской войны.
Опираясь на интервью с очевидцами, архивные данные, научные исследования, а также электронные архивы, в этом подкасте не только озвучивают ранее неизвестные факты о женском антивоенном сопротивлении в позднем СССР, но и исследуют, как оно повлияло на следующие поколения российских активисток и феминисток.
В подкасте участвуют экспертки, а ещё звучат уникальные записи интервью, которые Радио Свобода брала в 1980 году в Мюнхене у активисток Татьяны Мамоновой, Юлии Вознесенской и Татьяны Горичевой. Татьяна Горичева, к сожалению, на днях, 23 сентября, скончалась.
...»
Тревожные открытия: нацистские связи и идеологическое влияние
И вот что мне удалось выяснить из открытых источников:
Другом Татьяны Горичевой Мартином Хайдеггером с которым состояла в переписке покойная о чём поспешили раструбить, не проверив информацию вышеуказанные питерские СМИ называя его её другом – оказался убеждённый нацист, который вступил в НСДАП в 1933 году и пробыл в ней до её расформирования в 1945 году, что, по моему мнению, характеризует покойную как ту которая поступилась своими нравственными принципами!
Вот что я в открытых источниках сети «Интернет» нашёл о личности Мартина Хайдеггер:
«Одним из вопросов, связанных с личностью Мартина Хайдеггера, является вопрос о его тесных отношениях с нацизмом.
Как писал Карл Ясперс, Хайдеггер был вдохновлён идеями нацистов: «Я не узнавал своего друга и больше не доверял ему. Теперь, когда Хайдеггер стал участником нацистского насилия, я чувствовал в нём даже угрозу себе».
После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году Хайдеггер сразу вступил в НСДАП (нацистскую партию). Всего через несколько месяцев после того, как Гитлер стал канцлером, Хайдеггер был назначен ректором Фрайбургского университета, а в своей инаугурационной речи призывал к верности фюреру и режиму. В других своих обращениях к студентам Хайдеггер неоднократно говорил о великом новом начале (der neue Anfang), о справедливости антисемитских идей, о «внутренней правде» нацизма.
В том же 1933 году Хайдеггер ввел во Фрайбургском университете «фюрер-принцип», который упразднял право сотрудников на выбор ректора и передал его государству, тем самым упразднив автономию университета. «Университет мертв, да здравствует будущая высшая школа воспитания немцев к знанию» - писал он.
Хайдеггер даже не пришел на похороны к своему великому учителю Гуссерлю - тот был евреем.»
Источник: https://vk.com/wall-55953069_8207
Более глубокое изучение вопроса выявило, что связь Хайдеггера с нацизмом была не формальной или вынужденной, а глубокой, убеждённой и идеологической. Речь идёт не просто о членстве в НСДАП с 1933 по 1945 год, а о том, что философ сознательно вплетал нацистские идеи в саму ткань своего учения. Публикация его «Чёрных тетрадей» — личных дневников, которые он завещал опубликовать как часть своего философского наследия, — не оставляет в этом сомнений.
Разочарование Хайдеггера в реальном национал-социализме, неоднократно выражаемое им в «Черных тетрадях», — это, как убедительно показывает Волин, разочарование не в самой сути нацизма, а в его недостаточной радикальности. Философ критиковал не преступления режима, а его компромиссы и половинчатость — то, что реальная политика не дотягивала до того идеального, «метафизического» национал-социализма, который, по его мнению, мог бы открыть немцам подлинный путь к Бытию.
Это ключевой момент, раскрывающий всю глубину проблемы: Хайдеггер был разочарован не тем, что нацизм был бесчеловечным, а тем, что он был недостаточно бесчеловечным. Его критика велась с позиций ещё большего радикализма, ещё большей преданности самой сути нацистской идеологии. Это не отречение, а упрёк в недостаточной верности собственным принципам.
Такой подход снимает последние сомнения в том, что связь Хайдеггера с нацизмом была глубоко идеологической, а не конъюнктурной. Он мечтал не о менее, а о более последовательном и тотальном нацизме — том, что соответствовало бы его философским построениям о «бытии и времени».
Хайдеггер, в долгосрочной интеллектуальной перспективе, возможно, «страшнее» самого А.Гитлера, потому что его яд скрыт в лекарстве — его опасные идеи растворены в глубокой и влиятельной философии, которая продолжает отравлять умы под видом поиска «истины бытия».
Таким образом я прихожу к выводам о том, что своим общением Хайдеггером Горичева уже в те годы заложила основы в своём внутреннем мировоззрении объективно способствующие формированию сети, объединяющей радикальные движения и дискредитирующей традиционные институты.
Осознанная и продолжительная переписка с убежденным нацистом, идеологом режима, с которым СССР вел смертельную войну, в советское время однозначно трактовалась бы как идеологическое предательство и антисоветская деятельность. Для КГБ этого факта было бы достаточно, чтобы считать Горичеву не просто диссиденткой, а персоной, чьи связи порочат страну-победительницу. Этот моральный выбор ставит крест на всех её попытках предстать «православным мыслителем», ведь православие и патриотизм в России неотделимы от памяти о жертвах, принесенных в борьбе с нацизмом.
Примечательная закономерность: чем глубже я погружаюсь в изучение зоозащитного движения, тем отчётливее проступает его тревожное, я бы даже сказал, идеологическое родство с нацизмом. Эта связь — не случайное совпадение, а системная черта, которая всё чаще всплывает в самых разных контекстах.
Также хочу отметить, что в вышеперечисленных источниках говорится о том, что её общение с Мартином Хайдеггером (нацистом) отразилось на её богословии...
Уважаемые представители РПЦ г. Санкт-Петербург (диакон Сергий Михайлович Шалберов и протоиерей Константин Владимирович Пархоменко), вы действительно считаете, что она достойна иконизации?
Меня зацепило то, что её называют «православным философом»! Скажите пожалуйста уважаемые представители РПЦ, считающие что Татьяна Горичева достойна иконизации, как может феминистка быть «православным философом»? Ведь феминизм сам по себе как мировоззрение изначально противопоставляется патриархату в Православии...
Религиозные противоречия: критика канонов
Я был крайне удивлён тому что её книга «Святые животные» (1993) размещена на
сайте Русского храма преподобного Сергия Радонежского в Будапеште (lendvai.orthodoxia.org ), относящегося к Венгерской епархии Московского Патриархата.
По моему мнению, название этой книги — противоречит канонам Церкви. А в самой книге покойная Татьяна Горичева также, по моему мнению, совершает критику христианского атропоцентизма.
В этой книге она как бы, не отрицая христианский антропоцентризм пытается изменить к нему отношение через призму еë мировоззренческих взглядов, где животные не только страдают вместе с человеком и ждут искупления, но уже способны «войти в Церковь», «обожиться» вслед за святыми и мучениками, тем самым она через свою книгу фактически влияет на изменение взглядов людей на Священное Писание.
В этой связи я с просьбой помочь мне разобраться в это вопросе обратился в адрес российского религиозного деятеля, православного религиоведа, исламоведа, богослова, прозаика и публициста, православного миссионера, священника Русской православной церкви, клирика храма святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе г. Москвы — отца Георгия Валерьевича Максимова.
Зоозащитная деятельность: политический подтекст
Также собирая информацию о Татьяне Горичевой я узнал, что она состояла в «Московском обществе защиты животных», который возглавляет человек с похожей фамилией с Татьяниной отличавшейся всего-навсего в одну букву Кирилл Горячев. Общество, основанное Ильёй Блувштейном, борящееся за «права бродячих собак» обитать на улицах города Москвы и остальной с использованием программы ОСВ (в рамках которой в Москве стая бродячих собак 03 апреля 2008 года растерзала, по одной из версий, возвращавшегося с работы, по другой —совершавшего традиционную пробежку по Главной аллее Измайловского лесопарка программиста, 55-летнего жителя Зеленого проспекта Владимира Гайдаржинского, скончавшегося 11 апреля, так и не придя в сознание, после чего экспериментальная зоозащитная программа была в Москве прикрыта, но не надолго и только в Москве), сегодняшней программы ОСВВ, являющейся неотъемлемой частью скандально-кровавого зоозащитного 498-ФЗ, из-за действия которого в первую очередь от бродячих собак в остальной от Москвы России страдают и даже погибают дети.
На американской платформе сhange.org от имени Татьяны Горичевой от 19 апреля 2018 г. висит дискредитирующая Россию петиция тема, которой указана как: «Убийства во имя футбола. Требуем прекратить отстрел бездомных животных накануне ЧМ-2018!» Название самой петиции: «Письмо в ФИФА от Татьяны Горичевой (писательницы, философа, теолога)» Где она умоляет руководство ФИФА своим авторитетом повлиять на прекращение потрав бродячих животных в городах России проводимых российским правительством в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, который, как мы знаем проходил с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 городах: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург.
«Г-жа Фатма Самура, Цюрих Уважаемая г-жа Самура, как гордая сторонница международной некоммерческой организации по защите животных In Defense of Animals, насчитывающей более 250 000 членов, я призываю вас выступить против практики отравления бездомных собак и кошек, а также диких животных, проводимой российским правительством в рамках подготовки к вашему соревнованию...»
«...Мы приветствуем усилия парламента, правительства и оргкомитета чемпионата мира по футболу по строительству приютов в городах, принимающих чемпионат, с планами по стерилизации/кастрации и вакцинации собак. Местным властям в этих городах якобы было приказано следовать рекомендациям этого проекта. Несмотря на эти героические усилия, в некоторых городах продолжаются жестокие убийства, которые разбивают сердца местных жителей. Что ещё хуже, предыдущие контракты на убийства не были расторгнуты, как было обещано, и продолжают появляться новые контракты. Я считаю это просто неприемлемым. Со всеми животными нужно обращаться гуманно...»
«...Я умоляю вас придерживаться швейцарских ценностей и помогать разумным животным, которые в противном случае будут страдать от боли и мучений ради вашей выгоды. Пожалуйста, используйте свой авторитет и партнёрские отношения с Россией, чтобы обеспечить животным на улицах достойную жизнь без мучительной смерти. Вы можете создать международный прецедент, выбрав сострадание вместо убийства...»
Татьяна Горичева на посту вице-президента Русско-французского общества защиты животных тесно сотрудничала с известной французской зоозащитницей Бриджит Бардо и её зоозащитным фондом.
Церковное влияние и международные связи Также в сети «Интернет» на одном из зоозащитных сайтов от 07.04.2014 вывешено ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Татьяны Горичевой Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Не допустите убийства собак в Сергиевом Посаде к 700-летию со дня рождения преп. Сергия Радонежского
«Ваше Святейшество!
Приближается дорогая христианам всего мира дата: 700-летие со дня рождения преп. Сергия Радонежского. Как говорил великий историк Ключевский, «При имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое». « Творя память преп.Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
Уже выделены миллиарды, при помощи которых будут исполняться строительные, реставрационные и пр.работы. Но одновременно уже началась обычная зачистка пространств и окрестностей Сергиева Посада от мешающих кому-то животных. (Как это было перед Казанской Универсиадой, Евровидением, Олимпиадой в Сочи.) Уже в конце января были зверскими способами убиты собаки в Хотьково. Убивают у нас варварскими, запрещенными во всей Европе методами, собаки часами мучаются в судорогах от удушия. Очевидно, что подобное кровавое приготовление к дню рождения преп. Сергия будет иметь продолжение. К этим торжественным дням со всего земного шара готовятся приехать сотни тысяч паломников. Их потрясет подобное отношение к Божьей твари. Завет преп. Сергия говорит нам о любви, о любви к людям и к братьям нашим меньшим. Он, голодая, отдал последний кусок хлеба медведю. Преподобный Сергий благодарил Бога за то, что тот послал ему лютого зверя на утешение.
Не позвольте же осквернить позорным убийством эти святые места! Пусть русские священники, проповедники, миссионеры просвещают народ (и местные власти) по поводу того, что такое милосордие, сострадание, любовь к творению Божьему!
«Посмотри на коня..или на вола, посмотри на лики их: какая кротость, какая привязанность к человеку… какая незлобивость, какая доверчивость и какая красота в его лике. Трогательно даже это и знать, что на нем нет никакого греха... и с ними Христос еще раньше нашего» (Достоевский)
Такие слова могли быть сказаны только в России. Просим Вас обратиться и к светским властям, к Президенту, к Губернатору Московской Области и к Администрации Сергиева Посада с призывом остановить массовое уничтожение животных, на которое уже решено выделить 3 миллиона рублей. На эти деньги можно построить муниципальный приют и стерилизовать бездомных собак.
Просим Ваше Святейшество благословить всех неравнодушных к страданию невинных тварей на продолжение их защиты и окормления!
Президент Русско-Французского Общества Защиты Животных - Екатерина Каврайская.
Вице-президент - Татьяна Горичева.»
На что ей был прислан ответ:
«Председателю
Отдела Московского Патриархата
по взаимоотношениям церкви и общества
В.А. Чаплину
123022, Москва, Нововаганьковский пер., 9
Уважаемый Всеволод Анатольевич!
В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области рассмотрено Ваше обращение от 14.04.2014 №ОГ-1894 по вопросу гуманного решения проблемы безнадзорных животных.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 24.12.2013 № 1103/48 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2018 годы» внесены изменения в государственную программу Московской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2018 годы», в том числе в части предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по защите населения Московской области от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных.
В рамках реализации указанной программы акцент делается на гуманных методах защиты населения Московской области от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных - субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований предоставляются в целях софинансирования мероприятий по отлову, транспортировке, вакцинации, стерилизации (кастрации), содержанию в послеоперационных стационарах и (или) приютах, а также возврату безнадзорных животных в места прежнего обитания.
Дополнительно сообщаем, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области уже рассматривались обращения Е. Каврайской и Т. Горичевой, аналогичные тому, которое прилагается к Вашему письму. Заявителям были направлены ответы от 08.05.2014 №50Исх-2205 и №50Исх-2206 с разъяснениями полномочий органов местного самоуправления касательно обращения с безнадзорными животными в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заместитель министра А.А. Беловодов»
Т.е. она по сути сотрудничая с иностранными организациями зоозащитными и т.д., внутри России пыталась влиять и влияла как на Церковные дела, так и политическую обстановку внутри России.
Странное молчание и вопросы без ответов
Ничего на своих площадках не слова не сказал и не написал зоофюрер Корецких Алексеевич, что как минимум очень странно … Почему? Его побег из России от преследования правоохранительных органов во Францию случайно не связан с «Русско-французским обществом защиты животных», вице президентом которого была покойная Татьяна Горичева? А может не выносила «душа поета» того, что кто-то другой может закрыть его тенью своего величия в зоозащите и антивоенном движении?
Выводы
Вот такая вот многоликая женщина Татьяна Горичева, деятельность и связи которой при жизни, а также, с высокой степенью вероятности, переданные ей наработки и преемственность … меня очень сильно настораживают.
Охотник, правозащитник, общественный деятель и публицист Максим Парфирьев.
P.S.: Уважаемая Мария Владимировна, Вы последовательно и жёстко боретесь с реабилитацией нацизма в мире. Я же показываю его идеологические корни здесь, внутри страны. Наследие Татьяны Горичевой — наглядное тому подтверждение. Вы это видите?
Продолжение 01.10.2025 г.:
Одной из тех, кто публично выступала оправдывая философа-нациста Мартина Хайдеггера (друга по переписке Татяны Горичевой), была философов Ханна Арендт (нем. Hannah Arendt).
Сознательный выбор, а не ошибка молодости: философ Ханна Арендт лгала,
оправдывая нациста Хайдеггера перед мировой общественностью
Введение: Неопровержимые параллели
Историческая правда часто кроется в сухих датах и биографических параллелях. Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 года, а Мартин Хайдеггер — 26 сентября
1889 года. Они были не просто ровесниками; оба в критический момент истории сделали осознанный выбор в пользу нацистской идеологии. Попытки смягчить или оправдать этот выбор, особенно со стороны тех, кто сам пострадал от режима, являются не просто заблуждением, а сознательным искажением истории.
Факт 1: Хайдеггер — сознательный сторонник нацизма в зрелом возрасте
Утверждение о том, что вступление Хайдеггера в нацистскую партию НСДАП было «ошибкой молодости», опровергается простым арифметическим расчётом.
Осознанное членство: Мартин Хайдеггер вступил в нацистскую партию НСДАП 01 мая 1933 года. На момент этого решения ему было 43 года — возраст,
исключающий ссылки на юношескую незрелость. К этому времени он был не
только зрелым мужчиной, но и состоявшимся профессором, автором фундаментального труда «Бытие и время».
Активная политическая деятельность: Его вовлечённость не ограничилась формальным членством. В апреле 1933 года Хайдеггер был назначен ректором Фрайбургского университета и в своей инаугурационной речи призывал к верности фюреру, оправдывая антисемитские идеи расы и крови. На этом посту он лично ввёл в университете «фюрер-принцип», упразднявший академические свободы.
Убеждённый антисемитизм: Его личные записи, так называемые «Чёрные тетради», содержат рассуждения о «мировом еврействе» и его роли, что
свидетельствует о глубоком идеологическом родстве с режимом, а не о
случайном «заблуждении». Эти факты однозначно свидетельствуют, что
Хайдеггер сделал осознанный и активный выбор в пользу нацистской
идеологии, будучи зрелым, сформировавшимся человеком и философом.
Факт 2: Ханна Арендт — еврейская беженка, оправдывающая нациста
Позиция Ханны Арендт в этом вопросе представляет собой особенно тяжёлый моральный конфликт, учитывая её биографию.
Еврейское происхождение и бегство от нацизма: Ханна Арендт, философ еврейского происхождения, была вынуждена бежать из Германии в 1933 году, а затем из Франции, где была интернирована в лагерь Гюрс как гражданка вражеского государства. Она на собственном опыте познала преследования нацистского режима.
Сознательное создание мифа: Несмотря на это, в своем эссе «Мартин Хайдеггер в восемьдесят лет» Арендт создала романтизированный
образ философа — «тайного короля философии», который был настолько
погружен в мысли о бытии, что случайно «споткнулся» о нацизм. Этот
нарратив, представлявший его сотрудничество с режимом как «ошибку
молодости» («вошёл не в ту дверь»), полностью игнорирует его активную и
публичную политическую деятельность на посту ректора.
Факт 3: Личная связь и конфликт интересов
Объективность Арендт была полностью скомпрометирована её личными отношениями с Хайдеггером.
Дисбаланс власти: Их роман начался в 1924 году, когда Ханне Арендт было 17-18 лет, а женатому профессору Хайдеггеру было 34-35 лет. Анализ их
переписки указывает, что Хайдеггер требовал сохранять отношения в
строжайшей тайне.
Сомнительная объективность: Эта связь, отмеченная значительным дисбалансом власти, влияния и жизненного опыта, породила личную преданность, которая, судя по всему, затмила для Арендт — автора
теории «банальности зла» — голос моральной и исторической
справедливости. Её оправдания выглядят не как трезвый анализ, а как
проявление личной лояльности.
Заключение
Оправдание Хайдеггера, которое предлагала Арендт, — это не просто академический спор. Её позиция, продиктованная личной привязанностью (а возможно, и чем-то большим), вводила в заблуждение интеллектуальное сообщество и мировую общественность, представляя его поддержку нацизма как некую «ошибку молодости». Однако человек в 43 года не может ссылаться на юношеское заблуждение — это был продуманный политический шаг. Защита Хайдеггера со стороны Ханны Арендт, еврейки, сбежавшей от нацистов, является не чем иным, как интеллектуальной недобросовестностью, граничащей с оправданием нацизма, и обесценивает память жертв режима, соучастником которого он стал по собственным убеждениям.
Охотник, правозащитник, общественный деятель и публицист Максим Парфирьев.