Найти в Дзене
Дорогою цветов

Душегрейка для осени

Я не собиралась ни с кем разговаривать. Вышла на минутку — хлеба купить, пройтись, подышать. Осень выдалась особенная — не хмурая, нет. Золотая и... тихая. У подъезда — всё как обычно. Та же скамейка, тот же лёгкий скрип, когда кто-то на неё садится. И на ней — Раиса Ивановна. В пальто, в платке, руки на коленях, взгляд — не ко мне, не к окнам, а куда-то в сторону клёна, который уже почти весь сбросил листву. Удивительно, но этот клён каждый год держится дольше остальных. Я кивнула ей — привычно, на автомате. А она вдруг произнесла, не глядя: — Осень, говорите? Красота? Да руки мёрзнут. Мне бы мамину душегрейку… От этой фразы меня словно кольнуло — не холодом, а... чем-то другим. Теплом, что ли. Таким, забытым, как аромат бабушкиной каши из чугунка. — Душегрейку? — я остановилась, неуверенно улыбаясь. — Это такая кофточка старинная, да? Я читала — их ещё в семнадцатом веке носили. С вышивкой, тёплые, материал дорогой... Раиса Ивановна повернулась ко мне и хмыкнула: — Ну, то и видно,

Я не собиралась ни с кем разговаривать. Вышла на минутку — хлеба купить, пройтись, подышать. Осень выдалась особенная — не хмурая, нет. Золотая и... тихая.

У подъезда — всё как обычно. Та же скамейка, тот же лёгкий скрип, когда кто-то на неё садится. И на ней — Раиса Ивановна. В пальто, в платке, руки на коленях, взгляд — не ко мне, не к окнам, а куда-то в сторону клёна, который уже почти весь сбросил листву. Удивительно, но этот клён каждый год держится дольше остальных.

Я кивнула ей — привычно, на автомате. А она вдруг произнесла, не глядя:

— Осень, говорите? Красота? Да руки мёрзнут. Мне бы мамину душегрейку…

От этой фразы меня словно кольнуло — не холодом, а... чем-то другим. Теплом, что ли. Таким, забытым, как аромат бабушкиной каши из чугунка.

— Душегрейку? — я остановилась, неуверенно улыбаясь. — Это такая кофточка старинная, да? Я читала — их ещё в семнадцатом веке носили. С вышивкой, тёплые, материал дорогой...

Раиса Ивановна повернулась ко мне и хмыкнула:

— Ну, то и видно, что читала. У мамы не такая была. Фуфайка. Суровая, настоящая. Но... с вышивкой. А мы в семье называли — душегрейка.

Она посмотрела на меня чуть сбоку, прищурилась.

— Садись уж. Всё равно дождь моросит, лучше переждать.

Я присела. Не потому что устала. Просто эта фраза — "душегрейка" — уже звенела внутри, как ложечка о бочок чашки.

Раиса Ивановна заговорила сразу, будто только и ждала, когда кто-то сядет рядом и можно начать.

— Это была мамина телогрейка. Фуфайка по сути, да. Серая, грубая, стеганая, с подкладкой на вате. Таких сотни были. Но наша особенная. Потому что мама на ней вышила цветы.

— Цветы? — переспросила я, удивлённо.

— Ага. Васильки. Синенькие, простые. Нитки где-то достала такие синие и голубые, да и вышила. На груди, у самого сердца. Смешно смотрелось — фуфайка зимняя, а цветы — нежные, летние.

Она усмехнулась — тихо, по-доброму.

— Папа перед уходом на фронт принёс ей букет. Самый простой: васильки, парочку колосков. Лето было, июль. Он тогда пошутил: "Чтобы не забыла про наши семейные цветы". Фамилия то наша родовая - Васильковы. А потом... не вернулся. Ни письма, ни весточки.

Так мама не в книжку цветы положила, а взяла и вышила их на фуфайке. Потом эвакуация. Так вот и получилось - всё, что от папы тогда осталось маме, мне, да сестрёнке — рисунок этот, да фамилия красивая.

Я молчала. Что тут скажешь.

— Мы её потом душегрейкой звали. И за вышивку, и за то, как в ней тепло было. Подружка помню просила: "Райка, дай хоть на минуту в ней постоять". Все верили, что она особенная.

— А вы носили?

— Редко. Мама всегда. И дома, и в огород, и в лавку. А потом… ну, потом она в ней и ушла.

Раиса Ивановна не изменилась в лице, только чуть глубже вдохнула.

— Я спорила тогда. Хотела сохранить. Но сестра сказала: «Так ей теплее будет».

Нам обеим на минуту стало тихо. Даже дождь будто отошёл в сторонку.

— Мама умела тепло хранить, — продолжила она уже мягко. — Не как мы. У нас в смс-ках. А у неё — в ладонях, в голосе, в этой душегрейке.

— Фото не осталось?

Раиса Ивановна покачала головой.

— Может и есть. Но в памяти-то ярче. И еще, знаешь, помню отчётливо. Как сама однажды в ту телогрейку влезла.

Она оживилась, и в голосе появилась та самая нотка нашей главной по подъезду — энергичная, бодрая, весёлая.

— Мне лет двенадцать было. Мы тогда на окраине жили, а надо было в центр города. Мама наказала срочно телеграмму поздравительную бабушке передать (забоялась, что открытка не дойдет). Зима, метель, автобус не ходит, так она говорит: "Надень душегрейку". А я — губы поджала. Мне бы пальто, как у Гали на соседней улицы: шерстяное, с пуговками. А тут — телогрейка ватная. Она мне, между прочим, до колен и такие плечи, как будто я в армию собралась.

Я засмеялась:

— И что, пошли?

— А куда денешься! Пошла. Три остановки пешком, а снега по колено. Зашла на почту — вся красная, пар изо рта валит, пальцы в рукавицах совсем деревянные. Стою, снег отряхиваю (облепил всю). Первым делом василькт очистила. Так в зале все притихли.

Мужчина один фасонистый, в пальто и с шарфом, глянул и говорит с ухмылкой:

— Гляди-ка, ну и боец прибыл! Прямо с полей летних, васильковых, не иначе.

А почтальонша за окошком хихикнула:

— Вот так маскировка! Не девка, а сугроб на ножках.

— Обиделись?

— Ну ещё бы. Стою, сама не своя. Все взрослые, чинные, кто в пальто, девочка в шубке, а я в этой телогрейке — рукава длинные, талии нет.

Домой шла злющая. На них, на маму, на телогрейку. А дома — мама. Только взглянула, сразу обняла. В плечо поцеловала: меня и фуфайку. И говорит:

— Душегрейка, спасибо, согрела дочку!

И засмеялась.

А я стою — вроде всё ещё сердитая, но уже не дрожу. И не заболела, кстати. С того дня уже сама просила: дай душегрейку, теплая она.

Раиса Ивановна замолчала, но улыбка не исчезла.

— Столько с ней связано… И на санках катались, и картошку копали. В ней пахло мамой.

Я чувствовала, как всё это входит в меня — тихо, без стука. Просто садится рядом. Словно что-то очень важное, что было всегда, но только сейчас стало видно.

Раиса Ивановна вдруг поднялась.

— Пойдём. Вспомнила! Покажу тебе кое-что.

Мы вошли в её квартиру — просторную, с кружевными занавесками и домотканым ковриком у двери. Всё было чисто, сдержанно, но очень по-домашнему. Она открыла старый шкаф, достала коробку — не новую, заклеенную лейкопластырем, и сняла крышку.

— Давно не открывала.

Сверху — письма, старые нитки, пяльцы. И вдруг — карточка. Чёрно-белая. На ней женщина с прямой спиной, в платке, и с тем самым рисунком на фуфайке — васильки. Простые, милые.

— Это она? — спросила я.

Раиса Ивановна кивнула.

— Мама. Уже после войны. Сад у нас был — вон, на заднем плане видно яблоню.

Я смотрела на фото и чувствовала, как внутри что-то расправляется. Как будто то самое тепло, о котором она говорила, пробирается ко мне — не от слов, а оттуда, из глубины жизни.

— Ты оставь, если хочешь, — тихо сказала она.

Я не взяла фотографию. Просто запомнила. И запах в комнате — яблочный, слегка сухой.

На улице дождь совсем прекратился. Клён у подъезда держал ещё пару красноватых листьев — будто специально, чтобы попрощаться.

И я подумала:

может, тёплые чувства не всегда нужно сохранять как вещи. Может, их важнее просто передавать — вот так: мама хранила тепло папы в вышивке, Раиса — в воспоминании, а я — в этом рассказе.

@Дорогою цветов