1. Как связана география и статическая математика.
География – это совокупность наук о природе, населении, экономики и даже общества. Использование статической математики является неотъемлемой частью изучения данного предмета. Высоты и глубины, протяжённость и ширина, характеристика показателей климата, численность населения, экономические показатели и многое другое. Статистика приводится абсолютно везде.
Чтобы понять предмет полностью, ученику следует не только заучивать текст из учебников, но и вникать в эту информацию. Например, знать наизусть таблицу, и знать её наизусть, но уметь применять. В этом и кроется задача статистической математики, чтобы предоставлять информацию в удобном формате для тех, кто собирается или уже взаимодействует с ней.
2. Понятие статической математики.
Перейдём к самому понятию статистической математики. Статические математика – это раздел математики, разрабатывающий методы регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов. Из этого определения мы получаем, что статистическая математика, это не просто таблицы, диаграммы и т.д., это разработка разных методов.
Работа со статическими данными начинается с их сбора, оно же – статические наблюдение. Необходимо определить объект наблюдения и его признаки, чтобы осуществлять сбор данных. Признаки регистрации выражаются в виде количественных и качественных показаний. Хоть данных получается много, и они абсолютно разные, но в тоже время они взаимосвязаны друг с другом и образуют большую систему. В основе которой должны лежать принципы последовательности, взаимодействий, связи и единства методики вычисления.
3. Примеры, где используется статическая математика в школьной программе.
3.1. Шестой класс.
В образовательной программе шестого класса по предмету «География» имеется практическая работа на тему «Наблюдение за объектами литосферы». Здесь, в качестве объекта наблюдения, можно взять любую точку нашей земли и описать её с помощью признаков. К таковым относятся: абсолютная высота, форма рельефа, крутизна склонов, направление понижения и повышения склонов и многое другое. Во время выполнения данной работы ученики работают в основном с географическими картами, определяя данные по ним.
Географические карты в свою очередь, это графические изображения статических данных на схематической карте. Такие карты могут нести в себе самую разную информацию. Они бывают двух видов, фоновые и точечные. Фоновые – карты со штриховкой различной густоты или окраской определённой степени насыщенности. Такие карты показывают интенсивность какого-либо показателя. Точечные – карты с точками, которые используют одну точку, совокупность или некоторое количество, чтобы показать плотность или частоту проявления определённого признака.
3.2. Седьмой класс.
В программе седьмого класса тоже имеется практическая работа по географии, темой тут уже выступает «Определение и сравнение численности, плотности и динамике населения различных регионов и стран мира». Объектами изучения тут будут выступать, как понятно из названия, различные регионы и страны. Признаками регистрации будут: Численность населения за определённый временной период, площадь выбранных регионов и стран, а также материк, на котором они располагаются. Такие сведения содержатся не только в географических картах, с какими работали ученики в прошлый учебный год, но в статических таблицах и графиках. Например, таблица с численностью населения в каком-то регионе или стране, график миграции из региона или страны, а также график миграции в регион или страну.
В этой практической работе стоит постараться собрать и в дальнейшем использовать эту информацию, ведь использование графиков и таблиц бывает сложным, если те содержат очень много информации.
3.3. Десятый класс.
Старшеклассники по программе выстраивают причинно-следственные связи, проводят аналитику для получения вывода на основе статистики. В ходе таких работ они обучаются через:
- Статические наблюдение и сбор первичного материала;
- Метод обобщения показателей и учатся
характеризовать изучаемые процессы и явления;
- Сравнение и определение степени однородности по одному или нескольким признакам;
- Изучение динамики и проведение анализа закономерности, взаимосвязи, масштаба событий и выявления соответствующих факторов.
Такое обучение позволяет учащихся поближе познакомить со статической математикой и научиться её применять на уроках географии и не только. Столь интересный подход обеспечивает лёгкое восприятие информации, ведь не нужно учить текст, нужно прочувствовать всё на себе.
4. Мой опыт преподавания.
За время моего преподавания предмета «География» у меня было много классов, и шестые, и восьмые, и десятые. Ранее я рассказывала о учебной программе, по которой учатся школьники, про этот свой опыт и расскажу.
Начнём с шестого класса, увидев карты, дети не сразу их поняли, ведь там всё слишком сложно, много всего написано и обозначено. Им потребовалось время и объяснение основ пользования географическими картами, прежде чем понять, как с ней работать. Этот пример показывает, что статическая математика хоть и не является отдельным предметом, но является важной частью многих других, в том числе и географии.
Перейдём к седьмому классу, тут уже не географические карты, тут таблицы и графики. Если понимание таблиц было у многих учеников, ведь они взаимодействовали с ними на других предметах, то с графиками проблем было уже больше. Объяснить устройство таблиц и графиков было значительно проще, чем географических карт, ведь многие уже были знакомы с ними. Ученики помогали друг другу понять, пока я объясняла остальным. В итоге, весь класс справился с задачей понять таблицы и графики, после чего приступил к выполнению задания.
Закончим десятым классом, про который я рассказала также в заключении предыдущего пункта. Тут работа уже не с какими-то готовыми материалами, а с неизученными, которые нужно самому рассматривать и составлять таблицы с графиками. Тут ситуация уже гораздо сложнее, чем в предыдущих классах. Пришлось от а до я объяснять как выполнять всю работу. У класса было много вопросов, что меня порадовало, ведь ученики увлеклись такой работой и были заинтересованы в её выполнении. Мы на практике, используя подручные предметы, разбирались как всё делать. С помощью такой методики ученики смогли полностью понять суть выполнения поставленной им задачи, после чего смогли её выполнить.
Исходя из моего опыта преподавания, складывается вывод. Статистическая математика хоть и кажется чем-то не столь важным, чтобы уделять ей особое внимание, но она занимает отдельное место на любом предмете. В географии и других предметах это – карты, таблицы и графики. Без неё предмет было бы гораздо сложнее и менее интересно изучать. Как изучить мир, читая лишь текст? Никак, нужно представлять, а для представления что нужно? Рисунок, таковым и является географическая карта мира.