«Планируем с подругой съездить отдохнуть семьями – я с сыном, она с дочкой.
Сидим, значит, выбираем билеты, я вся в расчётах и заботе – чтоб ребёнку удобно, чтоб сумки под полку влезли, чтоб спина моя не сдохла.
А подруга берёт – и клацает на схеме по верхним местам. Хотя свободных нижних было полно!» – такое письмо я получила от одной из читательниц.
«Говорю ей:
– Ты сдурела, моя хорошая? Зачем тебе верхние, ни тебе, ни ребёнку там будет неудобно. Дочка ещё маловата, а у тебя колени, что у хорька скрипучего.
А эта женщина мне отвечает с ангельской улыбкой:
– Да верхние дешевле, а в вагоне я потом у кого-нибудь попрошу поменяться. Кто ж откажет матери с ребёнком?
Вот думаю: это что за логика такая – покупать неудобное место с расчётом, что добрые люди уступят? А ну как никто не захочет меняться? Или попадутся такие же экономные мамы?
Имеет ли она вообще право рассчитывать, что чужие люди обязаны ей место уступать? Она-то уверена, что это её право – просить и получать.
Но разве это вообще нормально – так рисковать отдыхом и рассчитывать на чужую доброту?
Как объяснить моей подруге с точки зрения закона и просто по уму, что иногда лучше доплатить и ехать спокойно, а не устраивать в вагоне шоу “Кто хочет поменяться местами с бедной женщиной?” и портить себе и окружающим поездку?»
Вот вы как считаете – это нормальная стратегия? Ставьте ❤️ – если да.
Или всё-таки стыдоба и манипулирование добротой людьми? Жмите 🔥
Можно ли меняться местами в поезде
Правила перевозки пассажиров, утверждённые приказом Минтранса России №352 от 2022 года, однозначно говорят: каждый человек в поезде должен ехать на том месте, которое указано в билетах (п. 92 правил).
Пользоваться чужой полкой нельзя.
🔥 Мой Telegram-канал «Юрист по семейным делам». Место, где говорят на понятном языке, даже если речь о законах. Подписывайтесь, читайте, задавайте вопросы по вашим ситуациям.
Исключения есть, но их мало:
1️⃣ Пассажир с верхней полки может сесть на нижнюю только для приёма пищи (п. 93).
2️⃣ Если есть свободные места, можно приобрести дополнительные билеты и ехать на другой полке. Собственно, при желании и финансовых возможностях можно выкупить в единоличное пользование хоть весь вагон (п. 92).
3️⃣ Наконец, если произошёл сбой и продублировали билеты, проводники обязаны предоставить другое место, пусть даже в более дорогом вагоне (пп. 108–110 Правил, ст. 84 Устава).
Но при этом наказания для пассажиров, которые поменялись местами, не предусмотрено. Когда два человека договорились об обмене – проводник, конечно, может ворчать (потому что может из-за этого перепутать, кого и когда предупреждать о прибытии на станцию), но права требовать, чтобы все ехали только на своих местах, у него нет.
Однако ключевое слово – «договорились». Уступать своё место никто никому не обязан.
И если, как в описанном случае, «экономная мать» будет чего-то требовать, это может быть расценено как нарушение спокойствия и общественного порядка.
А это может закончиться даже высадкой из поезда без возврата стоимости билета (п. 123 Правил перевозки, п. 33 Правил оказания услуг).
Так что экономия может выйти боком.
Что делать неравнодушной подписчице
Строго говоря, это вопрос уже не совсем юридический, но я бы порекомендовала:
- Объяснить подруге, что комфорт в дальней поездке важнее экономии. Деньги можно заработать – а вот потраченные нервы если и восстанавливаются, то крайне медленно.
- Обратить её внимание на то, что рассчитывать на обмен – крайне ненадёжно. Попутчики могут оказаться «упёртыми», и тогда придётся ехать на неудобной верхней полке всю дорогу, да ещё и с маленьким ребёнком.
- Поискать компромисс. Места в разных вагонах и даже в начале или середине вагона иногда стоят по-разному. Если уж так хочется сэкономить – можно ехать не в купе, а в плацкарте, но на нижней полке.
- Просто напомнить, что злоупотреблять чужой добротой – мягко говоря, неэтично.
Вместо заключения
Многие из нас немножко та подруга, которая надеется на чужую доброту.
И чуть-чуть – тот пассажир с билетом на нижнюю полку, который чувствует, что его личное пространство пытаются превратить в общественную услугу.
Поезд здесь – не только про рельсы и расписания, а про наше представление о границах.
Каждый раз, когда мы рассчитываем на «поменяются», «уступят», «поймут», мы перекладываем ответственность за свой комфорт на случайных людей. Это про инфантилизм и привычку экономить за чужой счёт.
И да, нам кажется, что мир обязан быть добрым. Но мир обязан только быть. Всё остальное — вопрос нашей зрелости, умения планировать и не перекладывать на других.
Если мы сами не позаботимся о своём удобстве, чужая доброта может и не приехать.
И тогда мы остаёмся не с нижней полкой, а с уроком.
❓ А у вас есть у вас есть знакомые, которые покупают что-то похуже, а потом просят получше?