Найти в Дзене
Виктор Никитин

The Doors - Кризис 1969 года

Это статья - хронология одного года из жизни группы The Doors и ее лидера Джима Моррисона. Вот как они провели этот год. ====================== Через два года после прорыва The Doors в 1967 году с песней “Light My Fire” и их дебютным альбомом The Doors, в 1969 году группа погрузилась во внутренние разборки, в результате которой они едва не распались. Хотя к концу года они вернулись в нужное русло, тем не менее, это было трудное время. После того как солист группы Джим Моррисон был арестован по обвинению в непристойном поведении и обнажении в общественных местах после концерта в Майами, тур в поддержку их грядущего альбома The Soft Parade был отменён. А когда альбом наконец вышел, он не оправдал ожиданий, как предыдущие альбомы группы: ни один из синглов, выпущенных после Майами, не попал даже в топ-40. На момент выхода The Soft Parade также подвергся критике за то, что The Doors отступали от своих рок-корней: в песнях звучали не только духовые, но и струнные инструменты. Это не помешал

Это статья - хронология одного года из жизни группы The Doors и ее лидера Джима Моррисона. Вот как они провели этот год.

======================

Через два года после прорыва The Doors в 1967 году с песней “Light My Fire” и их дебютным альбомом The Doors, в 1969 году группа погрузилась во внутренние разборки, в результате которой они едва не распались. Хотя к концу года они вернулись в нужное русло, тем не менее, это было трудное время. После того как солист группы Джим Моррисон был арестован по обвинению в непристойном поведении и обнажении в общественных местах после концерта в Майами, тур в поддержку их грядущего альбома The Soft Parade был отменён. А когда альбом наконец вышел, он не оправдал ожиданий, как предыдущие альбомы группы: ни один из синглов, выпущенных после Майами, не попал даже в топ-40.

На момент выхода The Soft Parade также подвергся критике за то, что The Doors отступали от своих рок-корней: в песнях звучали не только духовые, но и струнные инструменты. Это не помешало синглу «Touch Me», ориентированному на поп-музыку, занять 3-е место в чартах, когда он вышел в декабре 1968 года. Но когда вышел альбом (июль 1969 года), его раскритиковали в пух и прах. Журнал Rolling Stone был особенно резок:

«The Soft Parade не просто раздражает, он ужасен. Печально, что одна из самых потенциально движущих сил в рок-музыке позволила себе так деградировать"

Клавишник группы Рэй Манзарек не согласился с этим, сказав:

«The Soft Parade — это такая же музыка The Doors, как и все остальные альбомы. Мы просто добавили немного взбитых сливок».

Но все же гитарист Робби Кригер позже признался:

«Я бы хотел переиздать этот альбом без духовых и струнных».

Группа затеяла большую перестройку и кропотливый процесс создания альбома длился 10 месяцев — дольше, чем когда-либо. The Doors никогда так долго не работали в студии над одним альбомом.

Первая сессия Soft Parade состоялась в июле 1968 года, когда группа записала этническую композицию «Wild Child». Регулярные сессии начались в октябре. Но Моррисон уже не сочинял так много, как раньше, и это стало одной из причин, почему сессии длились так долго.

«После третьего альбома Джиму это было уже неинтересно, — заметил продюсер группы Пол Ротшильд. — Когда мы записывали The Soft Parade, нам приходилось буквально тащить Джима за собой».

В итоге было написано девять песен: по четыре Моррисона и Кригера, а также «Do It», которую они написали в соавторстве. Иногда возникали разногласия, например, когда Моррисон спорил из-за строчки в утопической песне Кригера «Tell All the People»:

«Твоя жизнь окончена /следуй за мной/ Разве ты не видишь, как я вырос? Берись за оружие».

Как объяснил Кригер, «он боялся, что на наши концерты придут люди с оружием». Но все равно Кригер отказался менять строчку, и в итоге Моррисон спел песню так, как она была написана. Но он настоял на том, чтобы в титрах авторов песен были указаны реальные авторы; ранее все песни приписывались группе без указания фамилий.

Кригер прислушался к совету Моррисона относительно текста песни «Touch Me», которая изначально называлась «Hit Me»; Моррисон предложил ему изменить название на более позитивное. Об этой песне мы уже как-то говорили.

План на новый год состоял в том, чтобы записать альбом в перерывах между живыми выступлениями. Первое выступление группы в 1969 году состоялось 24 января в Мэдисон-Сквер-Гарден. Как и на концерте в «Форуме» в Инглвуде, штат Калифорния, в декабре 1968 года, группа добавила в свой состав бас-гитариста, а также секцию духовых и струнных инструментов.

-2

В отличие от своего прежнего вида — гладко выбритого — Моррисон теперь носил окладистую бороду, что было первым признаком того, что он отходит от образа рок-звезды. Кроме того, он набрал вес. Как всегда, ему нравилось заигрывать с публикой: когда он швырнул в зал свою кожаную куртку, она была моментально разорвана в клочья.

До следующего выступления было ещё шесть недель. В феврале вышел сингл «Wishful Sinful» с романтическим текстом, дополненным высокими струнными и соло на английском рожке; он занял 44-е место в чартах. Теперь Моррисон всё больше времени проводил за выпивкой; это было одной из причин, по которой он набрал вес, возможно в этом также была причина того, что он потерял интерес к написанию песен. Выпивка начала создавать ему проблемы с законом: 7 февраля его арестовали за вождение в нетрезвом виде.

Работа над альбомом продолжалась. 25 февраля, после ужина в мексиканском ресторане с местными блюдами и пивом, группа записала продолжительный джем-сейшн, который включал в себя импровизации, а также несколько отрывков из рок-н-ролла, таких как «Mystery Train» и «Love Me Tender», хотя, по словам Манзарека, лучшие части джема не были записаны из-за смены бобины. Длинная композиция позже получила название «Rock Is Dead». Она длится более часа, поэтому я ее опускаю.

Затем Моррисон вдохновился экспериментальной театральной труппой «Живой театр», чьи провокационные постановки с непристойностями и обнажёнкой часто приводили к проблемам с властями. Когда в конце февраля труппа приехала в Лос-Анджелес, Моррисон купил билеты на все четыре их представления. Моррисон был заворожён и с готовностью присоединился к представлению, когда зрителей попросили принять в нём участие. Из-за бороды большинство людей не узнали в нём Джима Моррисона.

Затем он привнёс безудержную анархию «Живого театра» на следующее выступление The Doors 1 марта в Майами, которое стало первым концертом двухмесячного тура. Моррисон опоздал и был сильно пьян. Он опоздал на свой самолёт и, ожидая следующего, пил, а затем продолжил пить во время дороги в концертный зал.

-3

Обстановка в зале Dinner Key Auditorium в Майами была напряжённой: 13 000 человек набились в помещение, рассчитанное на 7000, и им пришлось ждать несколько часов пока группа не появилась на сцене. Пьяный Джим выкрикивал слова песен, едва выговаривая их. В перерывах между песнями он возмущался и ругал зрителей за то, что они, по его мнению, были слишком сдержаны:

«Вы позволяете помыкать вами! Как долго вы будете позволять им помыкать вами?»

Затем он начал снимать с себя одежду. Когда он снял рубашку, роуди группы Винс Тринор выбежал на сцену и просунул пальцы в шлёвки брюк Моррисона, чтобы он не смог их снять. Моррисон тем не менее подразнил толпу, как тореадор, держа перед собой рубашку и «сверкая голым торсом» перед зрителями, хотя никто из его окружения, включая других участников группы, не думал, что он действительно разденется.

Промоутер попытался остановить шоу, и в зале включили свет. В зале начались потасовки, группа покинула сцену, которая начала раскачиваться и все боялись, что она в один момент рухнет. Моррисона утащили в толпу, и вскоре он уже танцевал со зрителями в партере. В конце концов он каким-то образом выбрался на балкон, а затем исчез за кулисами. Шоу закончилось.

О том, что именно произошло той ночью, будет много споров, но в то время никто не заподозрил неладное. Поскольку следующее выступление было запланировано только на 9 марта, группа взяла перерыв. Манзарек с женой улетели в Гваделупу, а Моррисон, Кригер и Джон Денсмор отправились на Ямайку.

-4

Но в Майами назревали проблемы. 3 марта газета Miami Herald заявила, что «Моррисон мастурбировал на виду у публики, выкрикивал непристойности и обнажался», и эта история начала распространяться. ФБР заинтересовалось этим и составило отчёт, в котором, в частности, говорилось:

«Программа МОРРИСОНА длилась один час, за это время он спел одну песню, а в остальное время хрюкал, стонал, извивался и жестикулировал, сопровождая всё это провокационными высказываниями. Он выкрикивал непристойности и обнажался, в результате чего несколько рабочих сцены получили удары разными предметами, брошенными из зала, и были сбиты с ног».

5 марта полиция Майами выдала ордер на арест Моррисона по обвинению в пьянстве, нецензурной брани, непристойном и похотливом поведении, а также в обнажении. Моррисону были предъявлены федеральные обвинения в «попытке скрыться из штата», хотя ордер на арест в Майами был выдан уже после того, как он покинул Флориду.

Турне провалилось. «На The Doors опустилась чёрная туча», — позже сказал Джек Хольцман, президент звукозаписывающей компании Elektra, с которой сотрудничала группа.

«Джим совершил этот дурацкий, необдуманно жестокий поступок по причинам, которые, я не уверен, были понятны даже ему самому, хотя я думаю, что в глубине души он понимал, что происходит».

Джим поддержал эту точку зрения в интервью журналу Circus в октябре 1970 года, сказав:

«Думаю, мне просто надоел образ, который создали вокруг меня и которому я иногда сознательно, а чаще бессознательно подыгрывал. Это было уже слишком, и я просто положил этому конец одним прекрасным вечером.
-5

Но это было сказано с позиции ретроспективного анализа. В то время мотивы Моррисона были не так очевидны. Менеджер Doors Билл Сиддонс вспоминал, как после концерта Моррисон сказал: «Ой-ой, кажется, я себя выдал». Манзарек же вспоминал, как на следующий день Моррисон притворялся невинным:

«Я что-то сделал не так? Я ничего не помню. Я много выпил и не помню, как добрался до Майами».

Но он сказал своей девушке Памеле Курсон, что обнажился, объяснив это так:

«Дорогая, я просто хотел посмотреть, как это выглядит в свете софитов».
-6
«Джим, он был таким обаятельным, и если он делал что-то плохое, то всегда очень сожалел об этом, и тогда ты сразу же его прощал и забывал об этом», — сказал Кригер в 2017 году, хотя и признал: «Со временем это стало происходить всё чаще».

Но последствия ареста в Майами было не так-то просто забыть. С федеральными обвинениями быстро разобрались. 4 апреля Моррисон явился в отделение ФБР в Лос-Анджелесе, где его арестовали и отпустили под залог. К концу месяца обвинения были сняты. Дело в Майами так просто не замяли. После дальнейших переговоров 9 ноября Моррисон явился в полицию Майами. Его арестовали, отпустили под залог, а суд назначили на следующий год.

После отмены тура The Doors вернулись к работе над The Soft Parade. Струнные партии были добавлены в песни Кригера; композиции Моррисона были более «классическими для The Doors».

Интригующая песня «Shaman’s Blues» прекрасно вписалась бы в альбомы The Doors или Strange Days. «Runnin’ Blue» Кригера была одной из самых необычных песен The Doors: она начиналась с акапельной дани уважения Отису Реддингу, а в припеве превращалась в блюграсс.

“The Soft Parade” стал эпическим заключительным треком, открывающимся поразительным превращением Моррисона в проповедника огня и серы, за которым последовали почти 10 минут сюрреалистической поэзии на постоянно меняющемся музыкальном фоне.

В апреле The Doors вернулись к выступлениям. Группа прилетела в Нью-Йорк, чтобы 28 апреля выступить в телешоу Critique на канале, который тогда назывался Национальным образовательным телевидением (предшественник Службы общественного вещания; PBS).

Группа исполнила шесть песен: «Tell All the People», «Alabama Song», которая плавно перетекла в «Back Door Man», «Wishful Sinful», «Build Me a Woman» (которая позже появится в альбоме Absolutely Live) и редко исполняемую «The Soft Parade». Моррисон был особенно энергичен во время исполнения этой песни: он расхаживал по сцене, двигался в такт музыке и даже несколько раз подпрыгнул.

На следующий день они вернулись в студию, чтобы записать интервью с ведущим Ричардом Голдштейном. Они не стали говорить о Майами по юридическим причинам. Вместо этого участники группы рассказали о том, как рок-концерты могут сплотить людей, а также о политической апатии американской аудитории по сравнению с европейской. Моррисон, выглядевший уставшим и носивший солнцезащитные очки, назвал блюз и кантри единственной исконной музыкой Америки и добавил:

«Думаю, сейчас происходит то, что рок-музыка постепенно умирает и все возвращаются к своим корням. Кто-то возвращается к кантри, а кто-то — к классическому блюзу», — предвосхищая собственное музыкальное направление The Doors в их следующем альбоме.
-7

Песня «Tell All the People» была выпущена в мае и показала себя ещё хуже, чем «Wishful Sinful», заняв 57-е место в чартах. Примерно в это же время Моррисон дал обширное интервью Джерри Хопкинсу (который впоследствии стал его биографом) для Rolling Stone, надеясь, что это поможет улучшить имидж его самого и группы в целом. Это было содержательное интервью, в котором Моррисон говорил о том, как манипулировать СМИ (признавая, что «это может обернуться против вас»), и о том, почему ему нравилось провоцировать людей на концертах («Скажем так, я проверял границы реальности. Мне было любопытно посмотреть, что из этого выйдет»), а также о других темах. Он был особенно рад, что Rolling Stone согласился опубликовать одно из его новых стихотворений «Американская молитва» вместе с интервью.

Также было несколько живых выступлений. Моррисон спонтанно появился в лос-анджелесском клубе Whisky a Go Go и прочитал свои стихи на нескольких мероприятиях, в том числе на благотворительном вечере в поддержку кандидатуры Нормана Мейлера на пост мэра Нью-Йорка 30 и 31 мая. На последнем мероприятии также состоялся показ документального фильма о The Doors «Праздник друзей»; после показа Моррисон и Кригер исполнили несколько песен.

-8

В середине июня The Doors наконец вернулись к полноценным живым выступлениям, дав концерты в Чикаго и Миннеаполисе. Их предупредили, что они должны вести себя наилучшим образом, и они согласились. Когда фанаты в Миннеаполисе стали выкрикивать в адрес Моррисона: «Покажи нам!», он шутливо ответил: «Нет, вы больше этого не увидите!» В том же месяце группа впервые выступила в Мексике, дав четыре концерта в клубе Forum, вмещающем всего 1000 человек. Мексиканская публика особенно тепло приняла декламацию Джима в «The End».

-9

The Soft Parade был наконец выпущен в июле. На сдержанной обложке Джоэла Бродски были изображены четыре аккуратно одетых участника The Doors, стоящие вокруг штатива для камеры. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков, альбом всё же попал в топ-10, заняв 6-е место, и принёс группе ещё один «золотой» альбом, показав, что недавние разногласия не слишком навредили группе. Но выпускать ещё один сингл с альбома было явно неразумно: песня Runnin’ Blue, выпущенная в августе, заняла лишь 64-е место в чартах.

В период с июля по октябрь было дано ещё 13 концертов. Три концерта группы в театре «Аквариус» в Голливуде 21 и 22 июля стали их первыми выступлениями в Лос-Анджелесе после концерта в «Форуме» в декабре прошлого года. Они были приурочены к записи концертного альбома. Посетители аншлаговых концертов также получили по экземпляру нового стихотворения Моррисона «Ода Лос-Анджелесу в память о Брайане Джонсе - покойном», посвящённого одному из основателей Rolling Stones, который утонул в бассейне своего дома в Англии 3 июля.

-10

Зрители в Лос-Анджелесе впервые увидели Моррисона с окладистой бородой и в более упитанном виде.

«Он больше походил на студента-раввина, чем на Бога секса», — как отметила Los Angeles Free Press».

Cash Box согласилась с этим, назвав шоу «одним из лучших и самых мощных музыкальных представлений, которые когда-либо видели местные жители». В конечном счёте было решено, что записи не передают в полной мере атмосферу живых выступлений The Doors. Официально они были выпущены только в 2001 году.

27 июля Led Zeppelin выступали на одной сцене с The Doors на фестивале Seattle Pop (который на самом деле проходил в соседнем пригороде Вудинвилл). Солист группы Роберт Плант с нетерпением ждал встречи с группой, однако он остался разочарован. Он сказал New Musical Express, что Моррисон, «всё испортил… он делал всё то, что, как я полагаю, изначально было связано с сексом, но по мере того, как его движения становились всё более грязными, это превращалось в нечто странное… Казалось, он понимал, что The Doors катятся вниз."

Группа получила более высокие оценки, когда 13 сентября выступила на фестивале Toronto Rock & Roll Revival вслед за Джоном Ленноном, который впервые выступил с концертом без Beatles, возглавив Plastic Ono Band вместе со своей женой Йоко Оно. Газета Globe and Mail написала, что, хотя группа «выглядела довольно подавленной», тем не менее «величие Моррисона как исполнителя по-прежнему очевидно в его энергичных движениях и захватывающей кульминации в конце». Последнее живое выступление группы в том году состоялось 4 октября в Лас-Вегасе.

Не успел Моррисон вернуться из Майами в ноябре, выйдя под залог, как у него возникли новые проблемы с законом: 11 ноября его арестовали за пьянство и нарушение общественного порядка во время перелёта из Лос-Анджелеса в Финикс, куда он летел на концерт Rolling Stones.

Теперь ему снова грозили федеральные обвинения. Но группа уже начала работу над своим следующим альбомом Morrison Hotel, который был завершён в январе 1970 года и ознаменовал возвращение The Doors к блюзовой музыке, которую они всегда любили. Группа пережила бурный 1969 год и с помощью Soft Parade показала, что по-прежнему думает о музыкальном развитии, как и в случае с двумя следующими альбомами с участием Джима Моррисона. The Soft Parade позволяет заглянуть в этот переходный период.

-11

=================

И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке