Найти в Дзене

Музыка питерских подземелий

Рок и андеграунд, где-то одно и тоже. Большинство рок-инфраструктуры страны находится в подвалах: магазины, репточки, выставки и пр. Это только в Америке рок родился в гаражах. Русский же рок родом из подполья. С 2003 года, меня как музыканта не стало, но рок во мне и не думал умирать. Когда, через 5 лет, мне предложили заняться инвестиционной программой Питера по реконструкции бомбоубежищ, я ни секунды не думал. Я знал, кому и зачем они нужны как воздух. Тема бомбоубежищ для клубов была не нова. В 1993 году, на Петроградке открылся клуб «Тоннель» для любителей электронной музыки и запрещенных веществ. Настоящий рассадник криминала и злокачественная опухоль молодёжной среды. Чего там только не было, за 6 лет его существования. Интересно, что сквер, в котором, вернее, под которым он находился, в 2012 году переименовали в сквер Виктора Цоя. В самом конце 1999 года, начал открываться рок-клуб «Фронт», улица Черняховского, д. 29-31, во дворе, на Лиговке. С 2004-го он стал называться «Deep
Одна из самых заглублённых репетиционных баз Питера "Anderground". В тоннелях можно снимать фильмы про апокалипсис. .
Одна из самых заглублённых репетиционных баз Питера "Anderground". В тоннелях можно снимать фильмы про апокалипсис. .

Рок и андеграунд, где-то одно и тоже. Большинство рок-инфраструктуры страны находится в подвалах: магазины, репточки, выставки и пр. Это только в Америке рок родился в гаражах. Русский же рок родом из подполья.

С 2003 года, меня как музыканта не стало, но рок во мне и не думал умирать. Когда, через 5 лет, мне предложили заняться инвестиционной программой Питера по реконструкции бомбоубежищ, я ни секунды не думал. Я знал, кому и зачем они нужны как воздух.

Тема бомбоубежищ для клубов была не нова. В 1993 году, на Петроградке открылся клуб «Тоннель» для любителей электронной музыки и запрещенных веществ. Настоящий рассадник криминала и злокачественная опухоль молодёжной среды. Чего там только не было, за 6 лет его существования. Интересно, что сквер, в котором, вернее, под которым он находился, в 2012 году переименовали в сквер Виктора Цоя.

Афиша клуба "Фронт", 2002 год. Санкт-Петербург, Андрей Гусаков "Волчий корм", из личного архива.
Афиша клуба "Фронт", 2002 год. Санкт-Петербург, Андрей Гусаков "Волчий корм", из личного архива.

В самом конце 1999 года, начал открываться рок-клуб «Фронт», улица Черняховского, д. 29-31, во дворе, на Лиговке. С 2004-го он стал называться «Deep Sound». Он тоже находился в бомбоубежище. Клуб сгубил широкий репертуар стилей – наряду с суровым дэт-металом там жила электронная музыка и прилагающиеся к ней наркотики. В 2006 –м, после полицейского рейда репутация клуба рухнула и поднять её клуб так и не смог.

В 1996 году, музыканты группы «Два самолета» открыли клуб «Грибоедов», в народе - «Грибыч», на Воронежской 2. Это уже другое бомбоубежище на Лиговке. Клуб позже оброс стеклянной надстройкой, которую мы все и видим. Кроме питерских НОМ, Кирпичи, Маркшейдер Кунст, там выступал даже Аквариум… Но, мы отвлеклись от темы. Перейдём к программе.

-3

В 2008-м я курировал несколько молодёжных проектов и решил привлечь к реализации программы молодёжь. Было несколько выступлений для широкой аудитории, где будущим волонтёрам предлагалось интересное занятие.

В основном это были студенты Высшей школы экономики, Финэка и Инжэкона. Узнав, что нужно будет бороздить заброшенные и затопленные казематы "бомб", где крысы, бомжи, наркоманы и инфекции, "золотая" молодёжь резко потеряла интерес и испарилась.

Я, было, расстроился, но тут мне сказали, что ещё одна группа людей хочет поговорить. Я подъехал на встречу и увидел настоящую "золотую" молодежь. Это были панки, которые не боятся трудностей и подземелий. Мало того, что мы провели ревизию ряда убежищ (в некоторые можно было войти только зимой, когда вода замёрзнет), мы стали привлекать других.

Для этого, мы поехали на репетицию и уже впоследствии, силами трёх панк-банд, записали гимн "Комитет", посвященный организации, которая инициировала всю эту инвестиционную программу. Текст забойной песни я сочинил за время поездки на "репу" в метро, поэтому, на видео я читаю его с листа.

Далее, нужно было собрать строителей готовых осваивать бюджет программы, и мы это сделали, несмотря на скепсис. Уже было подписано соответствующее финансирование, но масштабный кризис, начавшийся в том же году, уничтожил все наши усилия. Всем стало не до панков.

Через несколько лет, уже в стенах Государственной Думы РФ, я предложил следующий, и последний в этой истории проект, связанный с рок-музыкой, куда были приглашены звёзды отечественной рок-сцены. Это проект "Отцы-герои рока", посвящённый проблемам безотцовщины и социального сиротства.

Проект, достаточно бодро стартовавший, внезапно заглох. Мне нелегко это говорить, но причина была в самих рок-музыкантах. Не буду вдаваться в подробности и выносить сор из избы, я никого ни за что не виню. Но, давайте честно, провал проекта показал истинное положение вещей. Мне звонили депутаты, главы администраций, советники губернаторов, спрашивая только: "Что случилось?" и "Чем помочь?".

Может в стенах Государственной Думы я был не единственным рокером, но пожалуй самым колоритным. Настолько, что из меня и брата сделали живой мэм, показывающий насколько много реально поддерживающих рок людей, можно найти в самых неожиданных местах.

Завершая эту трилогию, скажу следующее. Да, пусть у меня почти ничего не получилось, но я не стоял в стороне. Иногда маленькое усилие стоит больше чем все громкие заявления мира. «Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?» - помните, кто сказал? Я рад, что помните.

На сегодня это всё братья и сестры. Да хранит вас Рок!!!